Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

ИНОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

По официальным данным, в Пермской области проживают 650 человек с синдромом Дауна. В основном - в семьях. Ни для кого не секрет, что эти люди, начиная с детского возраста искусственно изолируются от общества. Их, имеющих ярко выраженные внешние черты, серьезно никто не воспринимает. А порой находится и такой, кто их незаслуженно обижает, считая себя "более умным". Все это происходит от нашей невежественности.

Пожалуй, впервые в нашей области эта тема обсуждалась в конце апреля 2000 года, на областной межведомственной конференции "Дети с синдромом Дауна. Пути интеграции и реабилитации". В работе конференции приняли участие представители власти, представители различных общественных объединений, руководители школ для детей с задержками в развитии и, конечно, родители, имеющие детей с синдромом Дауна. Всего - около ста человек.

Как единогласно прозвучало в выступлениях присутствующих, нужно менять общественное мнение в отношении лиц с синдромом Дауна. Проблемы общие, вот только подходы у всех разные. Тем не менее, сторонам удалось прийти к единому мнению о том, что интеграция и реабилитация лиц данной категории должна начинаться при содействии различных ведомств с первого дня появления на свет такого ребенка. Самые сложные задачи у органов образования. По прозвучавшим на конференции данным более 70% детей школьного возраста с синдромом Дауна не посещают учебные заведения. Чуть лучше картина с посещением детских дошкольных учреждений…

В соответствии с международными и Российскими нормами права, на получение образования и другой помощи имеют все лица независимо от их уровня интеллекта, психического или физического развития. Осталось только реализовать данное право в жизнь. В этом наверное на сегодняшний день стоит самая сложная задача, которую взяла на себя Пермская общественная организация Инвалидное общество "Даун Синдром". Родители и специалисты объединились для реализации прав лиц с синдромом Дауна, поддержки их в достижении поставленных целей по интеграции в общественную жизнь. Активную помощь в этом деле оказывает Московская Ассоциация "Даун Синдром".

Около 40 человек из присутствующих на конференции, подписали обращение к губернатору области Геннадию Игумнову с просьбой выделить помещение для центра реабилитации лиц с глубокими и множественными нарушениями в интеллектуальном развитии. Данное обращение перекликается с областной программой "Дети Прикамья", где одним из пунктов стоит обязательство об открытии этого центра в 1999 или 2000 году. Будем надеяться, что наконец-то областные власти услышат голос родителей, дети которых, можно сказать, пока отторгнуты нашим обществом.

Александр Янкин
председатель Пермской общественной организации
Инвалидное общество "Даун Синдром"
(контактные телефоны: 48-29-17 (днем), 24-50-84 (вечером)

Из обращения Ассоциации Даун Синдром к российской общественности

В 1994 г. более трехсот представителей 92 правительств и 25 международных организаций на Всемирной Конференции в Саламанке Образование для лиц с особыми потребностями: Доступность и Качество, проведенной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), приняли Саламанскую Декларацию "О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями" и программу "Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями", которые определили пути развития специального образования в XXI веке.

В соответствии с этим, а также в связи с тем, что эти документы недостаточно известны в России и количество экземпляров весьма ограничено, Ассоциация сканировала текст, любезно предоставленный Представительством ЮНЕСКО в России, и распространяет его.

Причины, по которым Ассоциация Даун Синдром считает важным обеспечить Саламанкской Декларации и "Рамкам действий" широкую известность в нашей стране.

Сейчас Россия находится в начале процесса массового включения детей с синдромом Дауна и другой интеллектуальной недостаточностью средней и тяжелой степени в образовательное пространство.
Конституция и законы Российской Федерации гарантируют получение образования всем детям:

В статье 43 Конституции Российской Федерации записано: "каждый имеет право на образование".

Законом РФ "Об образовании" установлено, что "право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ". Обязательство государства обеспечивать образование для детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью содержится также в законах "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Вместе с тем состоявшаяся в 1999 году коллегия Минобразования России констатировала в решении №311 от 09.03.99, что, несмотря на позитивные изменения последнего времени, большинство детей с интеллектуальной недостаточностью средней и "глубокой степени (в том числе с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми множественными нарушениями) относились к числу необучаемых. Они не получают развития и находятся за пределами образовательного пространства в нарушение своих прав".

Решение коллегии Минобразования России направлено на практическое обеспечение включения этой категории детей в образовательное пространство через создание для них специальных условий.

Возможно, главный вопрос состоит сейчас в том, какими будут эти специальные условия, позволяющие десяткам тысяч детей, находившихся до сих пор вне образовательного пространства быть включенными в образование.

Необходимо определить: какой должна быть национальная и региональная политика в области образования, как наиболее эффективно использовать более чем ограниченные сегодня материальные и кадровые ресурсы, чтобы дать качественное образование тысячам "новых" для образования детей и как при этом улучшить образование обычных детей.

Решая эти вопросы необходимо учесть, что Консультация ЮНЕСКО (1988 г.) исследуя условия включения в образовательное пространство детей-инвалидов, пришла к следующему выводу:

"Учитывая величину спроса и ограниченность имеющихся ресурсов, потребности в области образования и подготовки лиц, страдающих умственными или физическими недостатками. не могут обеспечиваться специальными школами и центрами".

Ответы на эти важнейшие для реформирование российского специального образования вопросы дают Саламанкская Декларация и "Рамки действий".

Саламанская Декларация и "Рамки действий" объявляют:

Обычные школы с такой "включающей" ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в местных обществах, построения "включающего" общества и обеспечения образования для всех...
(Статья 2, Саламанская Декларация)

В рамках образовательной политики на всех уровнях, от национального до местного, необходимо предусмотреть, что любой ребенок с умственными и физическими недостатками должен посещать ближайшую школу, иными словами школу, которую он бы посещал, если бы не имел этих недостатков. (Статья 18, "Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями")

В Саламанской Декларации и "Рамках действий" призывают правительства в частности

  • включить принцип "включающего" образования как компонент правовой или политической системы
  • финансировать стратегию ранней диагностики и раннего вмешательства
  • финансировать развитие профессиональных аспектов "включающего" образования
  • обеспечивать наличие должных программ по подготовке учителей.

Сергей Колосков
президент Ассоциации
"Даун Синдром" (г. Москва) общество детей и взрослых с синдромом Дауна, их родителей и специалистов
информация, защита прав, специальная помощь, интеграция
101000 г. Москва, ул. Мясницкая д.13, 3
тел./факс 925-64-76 e-mail: ads@rmt.ru

Р.S. Полный текст Саламанской декларации на страничке Пермской общественной организации Инвалидное общество "Даун Синдром" на нашем сайте.



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV