Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

В ШКОЛЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

О ее создании и начале работы уже не раз сообщалось. О последних результатах и ближайших планах пермской Школы прав человека рассказывает руководитель Программы Андрей Суслов.

Школа прав человека действует при созданном пермским "Мемориалом" Центре поддержки демократических молодежных инициатив, она является своеобразным институтом, призванным создать систему преподавания прав человека в образовательных учреждениях Пермской области. Задача такой системы - формирование у молодых людей уважения прав личности.

Начиная программу "Школа прав человека", мы понимали, что без привлечения к работе школьных учителей нельзя сделать по-настоящему массовым преподавание прав человека. Поэтому в прошлом учебном году мы ориентировались на ознакомление учителей с предметом, а в этом году главной нашей задачей стала организация квалифицированной подготовки учителей к преподаванию этого нового для нашей страны предмета.

На первом этапе деятельности Школы прав человека в 1998-1999 учебном году были разработаны образовательные программы курса "Права человека" для средней школы. Осуществлена пилотная программа обучения правам человека в средних и старших классах школы и на историческом факультете педагогического университета.

В ходе реализации второго этапа программы (1999/2000 учебный год) удалось закончить в целом разработку методического комплекса по преподаванию прав человека и заложить основы формирования системы подготовки учительских кадров для преподавания в школе.

Важнейшей составляющей деятельности Школы прав человека оставалось непосредственное преподавание экспериментального курса "Права человека" в средней школе. Сейчас к работе методистов присоединяются все больше и больше учителей, обучавшихся на наших курсах и принимавших участие в наших семинарах. Для студентов истфака пермского педагогического университета второй год читается курс "Преподавание прав человека в школе" (24 часа).

В октябре 1999 года 12 пермских учителей прошли курсы "Методика преподавания прав человека в школе" (72 часа), им вручены свидетельства государственного образца. В декабре 1999 - январе 2000 гг. проведены курсы "Методика преподавания прав человека в школе" в Соликамске - для 50 человек (12 часов), Кунгуре - 28 человек (24 часа), Чайковском - 30 человек (24 часа). Занятия вели преподаватели-методисты Школы прав человека, историки - И.В. Бочаров, П.В. Миков и к.ю.н. А.Н. Цуканов. Курсы воспринимались учителями с интересом, они говорили, что собираются использовать полученные знания на своих занятиях. Большую практическую пользу принесло также проведение в январе 2000 года двухдневного семинара для пермских учителей "Использование активных, игровых методов в преподавании прав человека" с помощью специалистов московского Молодежного центра прав человека и правовой культуры.

Важно, что учителя-практики, приступившие к преподаванию прав человека в своих школах, могут обратиться к преподавателям проекта за методическими материалами и консультациями, а в случае необходимости методисты могут принять участие в их занятиях.

Силами Школы прав человека при поддержке пермского "Мемориала", Мемориального музея "Пермь-36", Пермского государственного педагогического университета, института русских исследований им. Дж. Кеннана (Вашингтон) в июне 1999 года была проведена научно-практическая конференция "Права человека в России: прошлое и настоящее". В конференции участвовали преподаватели прав человека в школе, ученые - историки, философы, правоведы, политологи, большая часть которых - это выпускники института им. Кеннана, а также видные российские правозащитники и бывшие узники политлагерей.

В мае 2000 года материалы конференции вышли из печати. Они распространяются среди ученых, преподавателей курса "Права человека", правозащитных организаций по каналам Школы прав человека, общества "Мемориал", института им. Кеннана, Московского молодежного центра прав человека, Агентства правозащитной литературы. Кроме того, книгу получат крупнейшие библиотеки страны.

Еще одним крупным мероприятием текущего учебного года стало совместное со школой №46 проведение творческих сборов для учащихся в весенние каникулы. Традиционная программа сборов была дополнена викториной, дискуссиями и деловыми играми по правам человека.

Без сомнения, большим подспорьем в продвижении нашей программы стала официальная поддержка ее Департаментом образования и науки при администрации Пермской области. Концепция преподавания курса на 1999/2000 гг. была одобрена научно-педагогическим советом Департамента, а в ноябре 1999 г. Департамент издал приказ об апробации методики преподавания прав человека в 23 школах Перми и области. По нашим впечатлениям, круг школ, где уже сейчас преподаются права человека значительно шире. Успешное завершение курсов для учителей позволяет надеяться, что в следующем учебном году число таких школ будет исчисляться десятками, а, может быть, перевалит и за сотню.

В мае этого года мы начали распространять второе издание пособия по преподаванию прав человека в средней школе. В этом пособии публикуются доработанные варианты программ "Права человека", описаны отдельные ролевые игры и т. д. Методические материалы будут бесплатно передаваться заинтересованным преподавателям средних школах и других учебных заведений Пермской области. Кроме того, все методические разработки будут высланы в Молодежный центр прав человека и правовой культуры (Москва) и в другие организации, занимающиеся подобной деятельностью, с целью распространения нашего опыта.

Наши ближайшие планы: продолжим проведение систематических учебных занятий в базовых классах средних школ и на историческом факультете педагогического университета, будет проведен "пилотный курс" сквозного преподавания прав человека с 1 по 11 класс в гимназии №1, организован полный курс занятий по дополнительной подготовке учителей в Перми. Также в наших планах проведение пяти выездных сессий (две - для учителей районов области и три - для учителей Кировской и Свердловской областей и Коми-Пермяцкого автономного округа). Кроме того, в ноябре мы намерены провести курсы по преподаванию прав человека для социальных педагогов, а в марте 2001 года принять участие в организации творческих сборов для учащихся Орджоникидзевского района. Для повышения интереса к предмету среди школьников и учителей г. Перми в 2000/2001 учебном году будет проведена олимпиада по правам человека среди учащихся 10-11 классов областного центра.

Помимо обучающих мероприятий предусматривается издание и распространение книги для чтения по правам человека для учащихся, методического пособия для социальных педагогов школ, пособия для родителей и пособия для учащихся.

Андрей Суслов
руководитель программы Школа прав человека

Контактные данные Центра поддержки демократических молодежных инициатив:
Адрес: ул. Крупской, 40; адрес для переписки: 614060, а/я 3566;
Тел/факс: (3422) 48-35-96, 48-35-98; e-mail: pmem@mail.perm.ru

Основная литература по преподавания прав человека:
Азаров А.Я., Болотина Т. Права человека. Пособие для учителя. М., 1994.
Краковский К.П., Ньютон Д., Роу Д. Ты и твое право. Ростов-на-Дону, 1998.
Краковский К.П., Ньютон Д., Роу Д. Ты и твоя ответственность. Ростов-на-Дону, 1998.
Краковский К., Романенко Н. Паспорт молодого гражданина. Ростов-на-Дону, 1996
Мушинский В.О. Основы правоведения. М., 1997.
Никитин А.Ф. Права человека. М., 1993.
Обучение правам человека. М., 1990.
Первые шаги. Лондон, 1997.
Права человека: Книга для чтения. (5-9 класс). Ч.1. М., 1998.
Права человека: Книга для чтения. (5-9 класс). Ч.2. М., 1999.
Права человека в России: прошлое и настоящее. Пермь, 2000.
Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 класс). Изд. 2-е. Пермь, 2000.
Права человека: Пособие с иллюстрациями для родителей и преподавателей. М., 1998.
Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы. М., 1997.
Сборник ООН для школьников младших классов. М., 1995.
Сборник ООН для школьников средних классов. М., 1995.
Сборник ООН для школьников старших классов. М., 1995.
Свобода. Равенство. Права человека. М., 1997.
Семина Л., Фесуненко И.,Черткова Ю. Право на каждый день. М., 1997.
Соколов Я.В. Права человека. М., 1992.
Соколов Я.В. Граждановедение. Учебник для 5 класса. М., 1997.
Соколов Я.В. Граждановедение. Учебник для 6 класса. М., 1997.
Соколов Я.В. Граждановедение. Учебник для 9 класса. М., 1997.
Шабельник Е., Каширцева Е. Права на всякий случай. М., 1995.
Шабельник Е. Права человека. Книга для школьников младших классов. М., 1997.
Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. М., 1995.



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV