Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Реформа системы уголовного правосудия
и исполнения наказания - совместное поле
деятельности пенитенциарных служб и НПО

 

НЕДЕЛЯ УЗНИКА
Пермь, 7-15 октября 2000 г.

Валерий Абрамкин
Краткое изложение проблемного поля дискуссии

I

После перехода УИС из МВД в Министерство юстиции РФ, руководством этого министерства и ГУИН Минюста РФ была разработана программа мер по преодолению критической ситуации, сложившейся в пенитенциарных учреждениях России. Программа преобразований основана на понимании того, что главная причина кризиса - неэффективная и разорительная уголовная политика государства. Результатом этой политики является огромное количество заключенных (по уровню заключенных мы занимаем первое место в мире), обеспечить условия для их выживания не смогло бы и государство с более благополучной экономикой. В сложившихся условиях единственный выход - постепенное, с учетом обеспечения безопасности населения, сокращение тюремного населения России.

В последние два года сложилась благоприятная политическая обстановка для проведения предложенной программы преобразований в жизнь. Высшее руководство страны уделяет ситуации в УИС, проблемам судебной реформы и уголовной политике большое внимание. Об этом свидетельствуют визиты высших руководителей и ведущих политиков в пенитенциарные учреждения, регулярные совещания и заседания по различным проблемам уголовного правосудия и исполнения уголовного наказания, социальной помощи освобождающихся из мест лишения свободы.

Первый шаг на пути к реализации программы - проект федерального закона "О внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений по вопросам уголовно-исполнительной системы" (далее - ФЗ). Законопроект одобрен Государственной Думой в первом чтении (т.е. одобрена сама концепция проекта) 19 мая т.г., причем - единогласно. Ожидается, что во втором и третьем чтении проект ФЗ будет рассмотрен на осенней парламентской сессии. Его одобрение уже в течении первого года приведет к сокращению количества заключенных примерно на треть, позволит высвободить средства (около 0,5 млрд руб), необходимые для улучшения условий содержания заключенных, обеспечения социальной защищенности сотрудников пенитенциарных учреждений и т.д.

По инициативе Совета Федерации в сентябре 1999 г. проект ГУИНа был внесен в Государственную Думу. Губернаторы гораздо лучше федеральных ведомств понимают, какими последствиями грозит населению ситуация, сложившаяся в УИС. Во многих регионах власти чем могут помогают своим тюрьмам и колониям. По инициативе томского губернатора Виктора Кресса создана противотуберкулезная коалиция, в которую вошли уже двадцать субъектов федерации.

II

Как уже указывалось выше, проект ФЗ является лишь первым шагом на пути к реальному изменения положения дел в УИС. Во-первых, и после сокращения численности тюремного населения на одну треть (до уровня 700-800 тысяч человек), содержание тюремного населения будет по-прежнему оставаться делом неподъемным для госбюджета. Поэтому необходимы дальнейшие законодательные и политические усилия для снижения и стабилизации численности тюремного населения на уровне 250-300 тысяч человек (80 тысяч в СИЗО и ИВС).

Во-вторых, процесс сокращения численности заключенных только за счет смягчения уголовной политики, не может стать долговременным и устойчивым, если не будут предприняты меры по предупреждению преступности, изменению социальной политики в отношении групп риска (лица, получившие наказания, не связанные с лишением свободы, освободившиеся из мест лишения свободы, и т.п.). Сокращение потока на входе в УИС и увеличение потока на выходе из нее приведет, особенно в первые годы, к увеличению численности групп риска и росту преступности. Нетрудно предугадать реакцию населения, а вслед за ним - и политиков, на смягчение уголовной политики.

Последнее обстоятельство хорошо понимают и инициаторы преобразований. Именно поэтому руководство пенитенциарной службы с самого начала предлагало (см. прилагаемый материал - Ю.И. Калинин "Время конструктивных решений") одновременно с сокращением тюремной составляющей УИС, создавать и расширять допенитенциарную и постпенитенциарную службы помощи. Идея о создании служб пробации и реабилитации при Минюсте, на первый взгляд может показаться сомнительной: в большинстве стран подобные структуры отделены от тюремного ведомства. Но в России и в этом отношении ситуация особая. Во-первых, как это ни парадоксально, большая часть профессионалов, имеющих большой опыт в рассматриваемой сфере, сосредоточено не на воле, а в исправительных учреждениях. Здесь можно вспомнить о работе психологов школы Новоселовой, которые при поддержке бывшего начальника УВД (ныне зам. министра МВД РФ) Валерия Федорова еще с середины 80-х годов вели огромную работу по психологической диагностике и реабилитации осужденных в колониях Пермской области. Эта работа получила самую высокую экспертов и отражение в ряде книг, методических пособий, изданных в 90-х годах. Нельзя недооценивать и роль служб ИУ по социально-бытовому устройству. Они всегда (а сейчас - тем более) давали (и дают) более весомый вклад в дело реабилитации освобождающихся, чем соответствующие службы на воле. Во-вторых, опыт реформ в России 90-х годов показал, что ни одно благое начинание не было сколько-нибудь успешным без ведомства (или политика), в таком начинании непосредственно заинтересованном. Нам трудно назвать какое-нибудь ведомство, кроме Минюста, которое могло бы проявить интерес (и, соответственно, активность) в создании служб пробации и постпенитенциарной помощи. В-третьих, создание этих служб при Минюсте несомненно окажет положительное влияние на процесс демилитаризации нынешней пенитенциарной системы. Наконец, самое главное: сосредоточение служб пробации, исполнения наказания и реабилитации в одном ведомстве может привести к изменению целевой установки (а затем и функциональных составляющих) всей системы. "Реабилитация должна начинаться с первого же дня, как только он попал под следствие, оказался в СИЗО", - считает Ю.И. Калинин (см. прилагаемый материал). То есть, создаваемая структура обретает новую цель: не просто исполнение уголовного наказания, а реабилитация лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением, людей, оказавшихся в конфликте с уголовным правосудием. С точки зрения новой цели, отправка осужденных пермских девочек (30-40 в год) в Рязанскую ВК выглядит абсурдом. Создавать условия для максимальной разадаптации юных правонарушительниц (этап, пересылки, разрыв социально-полезных связей и т.п.) и заниматься потом их реабилитацией - это ли не абсурд, это ли не бессмысленная растрата денег налогоплательщика. Не дешевле ли создать пенитенциарный и пробационно-реабилитационный (для девочек и мальчиков из групп риска) Центры для малочисленных групп правонарушителей.

Одной из задач конференции является выявление потенциала региона для реализации подобных проектов. В виду малочисленности этих групп стоимость такого проекта будет невелика, по оценке экспертов, найти дополнительные средства на их реализацию из негосударственных источников (коммерческие структуры, западные источники) будет не так сложно.

III

Как показывает международный опыт, программы преобразований, направленные на смягчение уголовной политики, гуманизацию уголовного наказания, обречены на провал без проведения активной пропагандистской и информационной работы, организации широкой общественной поддержки реформаторским силам. Руководство Минюста РФ хорошо понимает, что такая поддержка ему крайне необходима и с 1998 года неоднократно выступало с призывом к НПО оказать такую поддержку. Наш Центр использует разнообразные стратегии для проведения широкой разъяснительной работы об опасности последствий проводимой уголовной политики и по поддержке реформ. Мероприятия, подобные тем, что запланированы в программе "Недели узника" в Перми, регулярно проводились с осени 1998 года в Москве и других городах России, они неизменно вызывали большой общественный резонанс. Выставку "Человек и тюрьма" уже посетило около 60 тысяч человек. Технологии, используемые при проведении "Недели узника", дают возможность оказывать не только информационно-просветительское, но и глубокое эмоциональное воздействие на население, СМИ, представителей власти, т.е. работать в направлении, о котором так точно сказал философ Валерий Подорога: "Социальный статус тюрьмы повышается, как только тюрьма начинает способствовать возрастанию "нравственного чувства" в обществе".

К российским реформам в области уголовного правосудия и исполнения наказания сейчас привлечено и внимание международного сообщества, западных фондов. Это тоже результат информационной работы, которые ведут российские НПО. Особенно активно в этом направлении работает программа "Гражданское общество" ИОО (фонд Сороса), которая уже провела несколько конкурсов по поддержке проектов, направленных на гуманизацию условий содержания в пенитенциарных учреждениях, развитие сотрудничества пенитенциарных служб и НПО. Программа "Гражданское общество" участвует и в организации конференции, которая будет проводиться в рамках "Недели узника" в Перми.

Кроме всего прочего, проблемы допенитенциарной и постпенитенциарной помощи являются наиболее благоприятным полем для совместной деятельности пенитенциарных служб и НПО, поэтому та роль, которая отводится им в дискуссиях, будет содействовать дальнейшему развитию сотрудничества между УИС и институтами гражданского общества, открытости и проницаемости мест лишения свободы, преодолению преграды-стены между "тюрьмой и волей", которая выстраивалась в нашем обществе на протяжении долгих десятилетий.



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV