Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

УСТОЙЧИВАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

 

Перед постоянно растущим третьим сектором все острее встает проблема привлечения средств и ресурсов для своей деятельности. От успешности этой деятельности в современных условиях зависит будущее некоммерческого сектора. Этим актуальным вопросам была посвящена VIII региональная рабочая встреча по фандрайзингу (привлечению ресурсов) для стран Центральной и Восточной Европы, которая прошла 14-17 сентября в подмосковье.

Во встрече приняли участие более 200 представителей некоммерческих организаций из 24 стран мира. Среди приглашенных на встречу были представители крупных благотворительных фондов, международных и российских благотворительных организаций - Фонда Форда, КАФ, НКО Фьючерс, Greenpeace, Международной фандрайзинговой группы, Российского форума доноров, Общественного фонда г. Тольятти, организаторы встречи НП "Фокус" и другие уважаемые организации.

Большая часть выступлений была посвящена обсуждению перспектив фандрайзинга в России и основных тенденциях российской и международной благотворительности, особенностей привлечения корпоративных и частных пожертвований. Были организованы семинары-тренинги посвященные особенностям работы с донорами (жертвователями), психологических аспектов фандрайзинга, социального маркетинга (продвижение общественных интересов НКО), ноу хау в современном фандрайзинге и другим вопросам. На рабочей встрече представители некоммерческих организаций получили возможность обменяться успешным опытом в сфере привлечения ресурсов.

По единодушным оценкам выступающих представителей донорских организаций и НКО будущее российского третьего сектора зависит во многом от его способности переориентироваться на местные ресурсы, что в какой-то степени уже прошли НКО в странах, где развита благотворительность. Основными источниками для зарубежных НКО являются платные услуги, государственные заказы, частные пожертвования и только минимум от привлеченных средств (около 5%) это гранты благотворительных организаций.

 

НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАБОТЕ С ДОНОРАМИ,
КОТОРЫЕ МОГУТ ПОЛЕЗНЫМИ В РАБОТЕ НКО.

Донор дает средства не тому, кому хуже всего, а тому, кто может сделать лучше. Успешность привлечения ресурсов напрямую зависит от профессионализма НКО, ее способности производить некий продукт, который обобщенно был обозначен как социальная справедливость, лучше своих коллег по третьему сектору, а также конкурировать в этом с государственным и коммерческим сектором.

Главным критерием оценки деятельности НКО является доверие населения, общественное признание того что, работа именно этой организации может способствовать разрешению социальной проблемы, которая волнует население. Кен Филипс, международный консультант по фандрайзингу определил 9 факторов, от которых зависит успешность НКО: 1. Обязательное наличие этического кодекса (в том числе абсолютная прозрачность организации) - некоммерческая сфера во многом опирается на доверие, поэтому этот фактор выступает в качестве основного; 2. Сама деятельность организации; 3. Мониторинг результатов деятельности; 4. Знание потребностей доноров; 5.Использование PR-технологий на практике; 6. Привлечение добровольцев и максимально широкий подход к фандрайзингу вообще (например, фандрайзинг это не только финансовые средства, это материальные, информационные, методические, природные ресуры, ресурсы влияния и связей, и т.д и т.п., также широко можно подходить к источникам привлечения ресурсов и способам, методам привлечения); 7. Использование Ассоциаций НКО, чтобы усилить свой голос; 8. Максимальное использование своих преимуществ, лучшего, что есть у организации; 9. Важный источник развития НКО - соревнование с другими организациями.

При получении благотворительных пожертвований или грантов важно выдерживать принцип обратной связи, культуру отношений обратной связи. Донор дает ресурсы, чтобы помочь нам что-то сделать и связывает с этим определенные ожидания. Донору важен не написанный отчет, не сухие ни о чем не говорящие цифры, все равно - большие или маленькие - для донора важно знать как его пожертвование изменило жизнь конкретных людей. И получив этому подтверждение, донор будет готов продолжать сотрудничество.

При этом подход к каждому донору должен быть индивидуальным. Приоритеты российского донора могут меняться каждый месяц, в зависимости от общественного мнения, исторических предрассудков и т.п., и почти не зависят от маркетинга. Российский донор не хочет формировать долгосрочных отношений и преимущественно вкладывается в проекты, результат которых он может увидеть прямо сейчас. Вместе с этим, для НКО важнее ориентироваться на "длинные деньги" (на доноров, которые будут работать с НКО в долгосрочной перспективе).

Еще одно из условий устойчивости НКО - создание стратегических запасов организации. Первый в России и наиболее успешный на сегодня Community Foundation (общественный фонд, опирающийся на местные ресурсы, ресурсы города) г. Тольятти работает именно по этому принципу. Донор давая средства на проект через общественный фонд знает, что непосредственно на проект будет направлено 50% от его средств, еще 45% будет откладываться на будущее, или составлять "капитал", и 5% пойдет за организатором конкурса.

По словам Ольги Алексеевой, директора российского представительства КАФ, специфика российского фандрайзинга заключается в том, что наша задача не убеждать донора, а создавать его.

Ольга Кочева



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV