Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

ЯРМАРКА КАК МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
НКО С ВЛАСТЬЮ И БИЗНЕСОМ

 

В конце ноября в Перми прошла первая в России Ярмарка социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа. Это событие стало значительным не только для тех организаций, которые подготовили свои проекты, но и для развития НКО в целом.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Мы никогда бы не узнали, насколько мощно развивается в Прикамье движение некоммерческих организаций, если бы не состоялась Ярмарка. Впервые можно было сравнить себя с регионами-соседями по Приволжскому федеральному округу, и сравнение это во всех отношениях было в пользу пермяков.

Сразу необходимо признать большую роль ресурсных центров, работающих в Перми, - это Уральский центр НКО и Пермская гражданская палата. Именно благодаря их многолетней кропотливой работе общественные организации учились проектной культуре, пользовались самыми современными базами данных, и во многом встали на ноги при поддержке международных благотворительных фондов. Серьезной школой и стимулом к развитию НКО стал конкурс грантов "Новая Пермская общественность", проводимый Пермской гражданской палатой. А вот Уральский центр НКО под руководством Василия Вьюжанинова, собственно, и "родил" идею пермской городской ярмарки социальных проектов. Под влиянием полпреда Президента Сергея Кириенко она переросла в мощный Мегапроект "Пермь-2000". В Перми же подобное мероприятие проводится уже третий год. И этот, ставший регулярным, тренинг для наших общественных организаций не прошел зря.

Пермские НКО представили самое большое количество проектов в конкурсе "Социальное партнерство" - более двухсот из 600 инициатив, всего поступивших на конкурс от 15 областей и республик Приволжского округа. Экспертный совет признавал высокую культуру оформления документов, умение доказать необходимость финансирования своей инициативы, а также представить грамотные расчеты.

Успех пермяков выглядит солидно - 23 проекта стали победителями из 79, выигравших состязание. Тематика победивших проектов самая разнообразная - от фестиваля интеллектуально-творческих игр и школы социальной журналистики до реабилитации осужденных и помощи детям-инвалидам. Соответственно разная и финансовая емкость общественных инициатив.

Так, мемориальный музей "Пермь-36" нуждается в огромной сумме - более 12,5 миллионов рублей для центра "Культура и демократия". Более миллиона требуется и для развития молодежного самоуправления в микрорайоне Крохалевка, а также Союзу женщин Перми для проекта "Новая школа". Были запросы и поскромнее - по 600 тысяч рублей обойдется изучение старообрядческого мира региона, подготовка специалистов по разрешению конфликтов в городском сообществе, эта же сумма требовалась и пермской организации "Хоспис".

И еще один момент, по которому можно судить о зрелости НКО в Прикамье. По условиям конкурса, не менее 50 процентов суммы, требуемой для проекта, должны были обеспечить сами авторы. Только тогда можно претендовать на финансовую поддержку Как отмечали эксперты, условие это было перекрыто в несколько раз: на каждый рубль, запрашиваемый в конкурсе, авторы готовы были предоставить по 2-3 рубля собственных или привлеченных средств.

ФИНАЛИСТЫ
Подведем формальные итоги. Семьдесят девять проектов, по мнению экспертного совета, оказались "особо рекомендованными для финансирования". В соответствии с этим попечительский совет Ярмарки, под председательством Сергея Кириенко, гарантировал им полное финансирование по запрашиваемым суммам.

Несколько десятков проектов получат частичное финансирование от предприятий-попечителей, заинтересовавшихся ими после проведения "Инновационной биржи проектов "Перекресток". Такая биржа была организована для проектов, стоящих особняком и не вошедших ни в одну номинацию конкурса.

Надежду на реализацию своих проектов подарил некоторым авторам лично Кириенко. А надежда эта выразилась в "Благодарственном письме" попечителей, где, помимо благодарности, давалась гарантия, что авторы не будут позабыты, им окажут помощь в доработке бизнес-планов и поиске спонсоров.

Как было обещано, работа попечительского совета будет продолжаться весь год. "Он будет курировать реализацию проектов-победителей и следить за финансированием этих гражданских инициатив. Наиболее крупные вкладчики грантового фонда - фонд Сороса, Агентство по международному развитию (США), IРЕХ, пенсионный фонд России, министерства РФ, Московский Деловой Мир - "МДМ-банк", "Альфа-групп", НК "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", холдинговая компания "Интеррос".

УРОКИ КОНФЕРЕНЦИИ
Деньги - вещь замечательная. Но ценность прошедшей Ярмарки была еще и в том, что здесь можно было набраться опыта. Для этого проводилась международная научно-практическая конференция "Решение социальных проблем в местном сообществе. Российский и международный опыт".

Выставочное пространство делилось на несколько проектных классов из стекла и пластика. Здесь, а также на основной сцене проходило параллельное действо. Представители некоммерческих организаций из всех областей округа показывали друг другу свои проекты на дисплеях, обсуждали насущные проблемы, разбившись на секции. Подобная схема работы позволила наиболее полно познакомиться с опытом своих соседей.

Название секций говорит само за себя: "Новый взгляд на социальное партнерство", "Социальное инвестирование. Программно-целевой подход", "Социальный заказ", "Общественное территориальное самоуправление", "Товарищество собственников жилья", "Общественные фонды".

Наряду с российскими докладчиками, в дискуссиях участвовали западные гости - Л. Бригхаус из Великобритании, К. Робертс и А. Бруинс, также из Великобритании, Б. Цамбони, сотрудник Министерства земли Тюрингия (Германия) и другие.

ФОРУМ ДОНОРОВ
За исключением представителей Фонда Сороса (Институт "Открытое общество"), остальных благотворителей можно было назвать только почетными гостями на этом празднике некоммерческих организаций. Гости знакомились с новым явлением, заводили контакты между собой и другими VIP-персонами, общались также исключительно между собой в специальном зале, провели "круглый стол" - опять же "междусобойчик". Некоторые, правда, провернули еще свои важные дела в Перми.

А посмотреть было на кого. Авторитет Сергея Кириенко привлек в Пермь известных бизнесменов - Владимира Потанина, президента холдинговой компании "Интеррос", Андрея Мельниченко, председателя правления банка "Московский деловой мир". Коротко посетил ярмарку Вагит Алекперов, президент НК "ЛУКОЙЛ". Зато очень долго и плодотворно поработал на Ярмарке председатель правления Английского клуба Олег Матвеев.

Присутствовали первые лица международных благотворительных фондов - директор Московского представительства Фонда Форда Мэри Маколи, директор представительства IРЕХ в России Альфред Кнорре, заместитель директора US AID в РОССИИ Джордж Дейкун, директор российского представительства британского благотворительного фонда САF Ольга Алексеева и директор по координации программной деятельности Фонда Сороса (институт "Открытое общество") Вячеслав Бахмин, представитель фонда "Евразия" Любовь Оленичева.

Не отстали от благотворителей и заметные в своем деле чиновники. Свой вклад в работу Ярмарки и - что существеннее! - в грантовый фонд внес председатель Пенсионного фонда РФ Михаил Зурабов. Активно знакомился с "третьим сектором" начальник департамента аппарата Правительства РФ Евгений Гондмахер.

Заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Любовь Глебова организовала на Ярмарке презентацию проекта "Золотой резерв России", за что в итоге была награждена Золотым знаком национального фонда "Общественное признание".

Рука об руку с Сергеем Кириенко проводил время главный федеральный инспектор по Пермской области Владимир Соломонов. Периодически можно было наблюдать теперь уже бывших - губернатора Геннадия Игумнова и мэра Перми Юрия Трутнева. Попереживать за своих приехал губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. Он, кстати, к финишу отвоевал Саратов как место проведения Ярмарки-2001.

КОМУ ДАТЬ ДЕНЕГ?
В рамках Ярмарки прошел "круглый стол" благотворителей, который оказался полезным в основном для выяснения отношений между властью международными благотворителями и российскими бизнесменами. Представители фондов-доноров, таких, как "Евразия", Фонд Форда, Фонд Сороса уже десятки лет работают с российским некоммерческим сектором. Поэтому в отличие от остальных, они прекрасно представляют себе и статистику НКО, и их бедственное положение, и опыт, наработанный уже в социальной сфере. И если бы не искренность иностранцев, можно было бы счесть скептическим их восторг по поводу того, что впервые "по инициативе властей" собрался форум НКО.

- Когда мы начинали работать в 1985 году по России всего было 20 НКО, - говорила Ольга Алексеева (СAF). - Сегодня их 260 ООО! Это не просто рост - это "взрывной" рост. Что может при таких темпах произойти еще через 10 лет?

Не преминула бросить упрек властям в лице Сергея Кириенко Мэри Маколи: - При существующей у вас налоговой системе ни одна общественная организация на Западе не сумела бы выжить. А Налоговый Кодекс, вступающий в силу с нового года, только усложняет их работу.

Об отставании властей в социальной сфере говорил и Владимир Потанин. По его мнению, российский бизнес уже давно вынужден заниматься социальными проблемами, так как власти не способны позаботиться в полной мере о людях, которые работают на предприятиях.

В ответном слове Сергей Кириенко отметил, что природа власти такова, что она всегда в какой-то мере будет сопротивляться деятельности НКО. В отличие от административных социальных служб, некоммерческие организации дают более высокие стандарты предоставления социальной помощи, и властные структуры просто не могут с ними конкурировать - отсюда и противодействие.

Но и общественные организации не всегда умеют работать с властью. Тем не менее у власти есть деньги, которые направляются на те же цели, но расходуются неэффективно. Социальный заказ повышает требовательность к власти, а та в свою очередь должна понять, что это выгодно всем.

- Проведение Ярмарки, - сказал Сергей Кириенко, - это отработка новой модели взаимодействия между государством, бизнесом и обществом. Задача Ярмарки представить модель публичного и конкурсного распределения государственных и общественных средств на социальные и культурные проекты. Это начало большой работы по продвижению проектных технологий в практику государственного и муниципального управления.

Готов ли отечественный бизнес к благотворительности? Об этом мы спросили у Андрея Мельниченко, председателя правления МДМ-банка: - Для бизнеса прежде всего должны быть понятные правила игры. Ярмарка вполне нас устраивает как механизм. Деньги на социальную помощь приходится тратить так или иначе, все живут не на Луне, и мы хотим быть в комфорте с окружающим миром. Раньше расходовали средства на конкретные цели в конкретных регионах. На Ярмарке наш вклад, конечно, будет обезличен, но зато нам не придется заниматься менеджментом проектов. Тут приходится выбирать - или просто дать денег, или самому же потом вести проекты.

МЕГАПРОЕКТ "ПЕРМЬ-2000"
Команда Кириенко как полномочного представителя Президента РФ в регионе показала себя в деле на Пермской земле. Увидев росток нового, молодым, динамичным управленцам удалось превратить это в глобальный проект, использовать все прелести новых технологий. Не подвел и выставочный центр "Пермская ярмарка", чья качественная работа была также отмечена попечителями, которые вручили директору Александру Минакову почетный диплом Национального фонда "Общественное признание".

Экспозиционные формы были представлены по самому последнему слову техники - это видеопрезентации регионов и проектов на специальных мониторах, дисплеях, где транслировались презентационные ролики; проектные классы для работы по секциям; были представлены новейшие базы данных; в интернет-кафе можно было бесплатно воспользоваться услугами сети, к тому же каждый участник Ярмарки получил в подарок лазерный диск с электронной версией проектов, вышедших в финал конкурса.

И все же за глобальностью "Мегапроекта" многое оказалось упущенным. Многочисленные презентации, масса проектных линий, напряженная работа на конференции - всего этого оказалось слишком много. Не зря участники Ярмарки пришли к выводу о необходимости специализации подобных мероприятий. Так скажем, явно напрашивались на отдельную и более вдумчивую работу образовательные и культурные проекты. Видимо, это надо будет учесть устроителям.

К сожалению, не получился и собственно файндрайзинг - работа по привлечению ресурсов. Меценаты не получили возможности вплотную познакомиться с проектами, их участие в Ярмарке было, по сути, автономным. Авторы проектов, напротив, общались только друг с другом, и презентовать свои инициативы им приходилось себе же. Спонсорам ничего не оставалось, как довериться экспертному совету, вся работа которого велась неполных два дня. Трудно сказать, с каким количеством проектов им удалось по-настоящему познакомиться за это время.

Но это тема для следующей ярмарки, которая пройдет уже в Саратове. По крайней мере, для Приволжского округа работа с некоммерческим сектором отныне обещает быть ежегодной и планомерной. А значит, есть надежда на более быстрое продвижение инноваций в социальной сфере, динамичный обмен опытом между соседями и установление партнерских отношений с властями всех уровней.

Жанна Деменева



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV