Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

 

Начинаем публикацию глав нового Доклада Пермского правозащитного центра "О соблюдении прав человека в Пермской области в 2000 году". Значительная часть глав Доклада составлена благодаря аналитическим запискам пермских ученых и общественных деятелей. В этом номере публикуется глава подготовленная на основе аналитической записки этнографа Александра Черных.

Прикамье - край многонациональный. Расположение региона на границе Европы и Азии, тайги и лесостепи определило его роль в геополитическом пространстве: Прикамье всегда было перекрестком исторических судеб многих народов. К концу ХХ в. в Пермской области сложился достаточно пестрый этнический состав. По переписи 1989 г. в Пермской области насчитывалось 3091481 человек населения, среди которых были представители более ста национальностей.

Основу населения составляют народы, чьи далекие предки давно освоили Прикамье. К таковым можно отнести русских (2,6 млн. человек, 83,8% населения), татар (150,5 тыс., 4,9%), коми-пермяков (123,4 тыс., 4%), башкир (52,3 тыс., 1,7%), удмуртов (около 33 тыс.) и марийцев. В ХVIII - начале ХХ в. в регионе сформировались компактные группы немцев (15,5 тыс.), поляков (1,2 тыс. человек), эстонцев (около 500 человек), чувашей, белорусов (18,8 тыс.), латышей (857 человек), литовцев (1,2 тыс. человек), евреев (6 тыс.).

С начала 1930-х гг. этническая структура населения еще более усложняется. Так, например, если в 1897 г. в Прикамье проживало 119 человек, то по переписи 1989 г. 12222 человека, представлявших 27 народов этого региона. Среди них наиболее многочисленные диаспоры образовали азербайджанцы (3862 человека), армяне (2477 человек), грузины (1615 человек), чеченцы (764 человека).

В территориальном отношении русские преобладают во всех административных единицах Пермской области, за исключением 5 районов Коми-Пермяцкого автономного округа и Бардымского района, где коми-пермяки и башкиры соответственно составляют большинство населения. Этническая структура сельского населения более однородна, нежели городского. Для сельской местности более характерны мононацональные поселения, что связано со стремлением любого народа селиться в одноэтнической среде, благодаря чему создается этнически комфортная атмосфера. Поэтому сельская среда менее конфликтна, а национальные отношения носят более спокойный характер. Городское население более разнообразно1. В городе наблюдается также значительный процент национально смешанных семей.

Исходя из сложившейся в регионе этнокультурной ситуации решение любых политических и культурных проблем региона невозможно без учета этнической специфики народов, населяющих край.

Кроме того, необходимо отметить, что в ходе многовековой истории в Прикамье был сформирован один из интереснейших этнокультурных комплексов, не имеющий прямых аналогов в других регионах России. При этом, межэтнические взаимоотношения в крае всегда носили мирный характер. С этой точки зрения, Прикамье представляет регион, в котором накоплен значительный опыт толерантный межнациональных отношений и административного регулирования национальных вопросов, что позволяет использовать его в качестве экспериментального региона для апробации многих национальных программ, в том числе и в области правового регулирования национальных отношений.

В области в 2000 г. в сфере национальной политике продолжала осуществляться целевая комплексная программа "Гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья (1999-2003)"2. Она явилась третьей, преемственной программой, регулирующей и развивающей национальные отношения в крае. Финансирование программы в 2000 г. составило 1 млн. 920тыс. рублей, против 920 тыс. руб. - в 1999 г3.

В 2000 г. была разработана концепция национального образования Пермской области.

Важным событием, произошедшим в 2000 г. было проведение конференции Приволжского федерального округа "Полиэтничный регион - 2000. Взаимодействие национальных общественных объединений и СМИ с органами местного самоуправления как фактор формирования толерантности и культуры межнациональных отношений". На конференции неоднократно затрагивались проблемы межэтнических взаимоотношений, в том числе и правового характера. Доклад заместителя полномочного представителя Президента Российской федерации по Приволжскому федеральному округу В. Ю. Зорина был посвящен непосредственно проблеме реализации прав человека и прав народа4.

Продолжал функционировать Межконфессиональный консультативный комитет, (МКК), созданный в 1997 г. и объединяющий 6 традиционных конфессий. Большой резонанс в 2000 г. имели проводимые МКК и администрацией города конференция "Христианство и грядущие судьбы России" и "Международная христианская встреча православных, католиков и лютеран". Католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич отмечал благоприятный межконфессиональный климат в городе Перми и Прикамье5.

В 2000 г. в районах компактного проживания русских открываются новые приходы, татар и башкир - мечети, у удмуртов и марийцев - язычников - не создается никаких препятствий для оправления культа. Продолжают функционировать все открытые ранее религиозные учреждения.

На 1 января 2001 года зафиксировано 42 общественных национальных организаций, как в г. Перми, так и области. В 2000 г. их создано 4, в том числе центр немцев в г. Чайковский, башкир в п. Октябрьский. Наиболее активными из них являются центры: славянский, польский, удмуртский, марийский, коми-пермяцкий, российских немцев, а также татаро-башкирская и еврейская культурные автономии6. В области работает развитая сеть национальных татарских, коми-пермяцких школ. Язык факультативно изучается в местах компактного проживания марийцев и удмуртов в Суксунском и Куединском районах области. По инициативе национально-культурных центров и автономий созданы воскресные национальные школы: еврейская, польская, грузинская, немецкие, татарские.

Активно продолжали работать в 2000 г. общественные организации, например Фонд "Нанук" (Н. Г. Окорокова) и группа "Зеленая Эйкумена" (Лидер - Р. А. Юшков). По их инициативе проводились мероприятия по правовому просвещению и информационной поддержке коренных народов (выезды в места компактного проживания, беседы с населением). Группа "Зеленая Эйкумена" также организовала в 2000 г. акцию по правовой поддержке населения в районах с многонациональным составом населения. Этой же группой был снят фильм о репрессиях 1930-х гг. среди старообрядческого населения области.

Процессы, проходящие сфере национально-культурных отношений свидетельствуют о консолидации этнических групп, росте национального самосознания. Однако, эти процессы протекают по-разному у каждого из народов. Так, практически не отмечены попытки консолидироваться в культурном отношении и заявить о себе таких народов, как чуваши, эстонцы, белорусы, украинцы. Тем более, что их предки уже с начала ХХ в. освоили Прикамье, а у некоторых народов можно выделить и территории компактного расселения. Главные причины низкой активности можно увидеть в дисперсном характере расселения этих народов и заметной ассимиляции их русским населением. В отличие от татар, башкир, немцев, и др. народов, несколько менее активны и публичны в утверждении национальной самобытности коми-пермяки и русские.

Из национальных СМИ в 2000 г. продолжали выходить ранее основанные издания и телепрограммы: газета татаро-башкирской культурной автономии "Халык чишмесе" ("Народный родник"), издание пермских евреев "Йом-йом" ("День за днем"), "Тан" ("Рассвет") на татарском языке в Бардымском районе, детский журнал "Силькан" ("Колокольчик") для коми-пермяков, на немецком языке выходит приложение к газете "Березниковский рабочий" телепередачи творческой группы "Истоки" ПГТР "Т7", прежде всего, "Вора край" на коми-пермяцком языке и "Кардэшлэр" на татарском языках. Администрацией области в 2000 г был объявлен и проведен конкурс на лучшую публикацию (в том числе и теле) по проблемам гармонизации национальных отношений7. Однако, не все потребности в национальных СМИ удовлетворены. Так, немецкая диаспора г. Перми, хотела бы издавать свою газету, но не имеет возможности. Но дополнительные национальные СМИ открыть не удается.

При всей стабильности межэтнических отношений в регионе в этой сфере существуют и достаточно острые проблемы.

Во-первых, проблема российских немцев. По переписи населения 1989 г. в Пермской области проживало 15 326 немцев, по сведениям на 1 октября 1996 г. в области проживало 28 650 немцев (оба или один родитель - немец). В начале 50-х гг. в Пермской области находилось на учете 70-80 тысяч немцев8.

Немецкие национальные общественные организации были созданы одними из первых и до настоящего времени действуют наиболее активно. Общества созданы практически во всех городах области, в которых проживает немецкое население. Немецкие общества ведут широкую культурную деятельность по восстановлению и развитию образования на национальном языке, возрождения религиозных и культурных традиций российских немцев. Общества проводят и активную работу по социальной реабилитации немецкого населения области.

Среди основных проблем российских немцев следует отметить отсутствие "объединяющей идеи", способствовавшей их консолидации. Председатель Общества российских немцев г. Краснокамска П. Петерс отмечает: "Нерешенность проблем восстановления государственности российских немцев ставит под угрозу их дальнейшее существование как народа и порождает у многих из них ощущение безысходности, неверие в готовность руководства страны практически решать вопрос о об их полной реабилитации... Остро стоит культурно-языковая проблема. Отсутствие национальных школ приводит к исчезновению немецкого языка из повседневной жизни. Все это, к сожалению, становится причиной массовой миграции большого количества людей немецкой национальности в Германию". У российских немцев была большая надежда на реализацию Президентской федеральной целевой программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 гг., резко упало количество желающих выехать в Германию. К сожалению, работа по реализации программы идет очень медленными темпами. Финансирование, предусмотренное программой, составляет лишь 10% от заложенного по программе. Целевая комплексная программа социально-экономического и культурного развития российских немцев в Пермской области на 1997-2006 гг. забыта и существует только на бумаге.

Лидеры немецкой диаспоры выступают за полную реабилитацию российских немцев: политическую, социальную, культурную. Негативно пермские немцы отнеслись и к федеральному закону "О национально-культурной автономии". Они читают, что в рамках автономии немцам нельзя осуществить те цели, которые они ставят перед своими общественными организациями.

По подсчетам общества российских немцев, из Пермской области в Германию за 1990-е гг. выехало около 5000 человек9. Однако, здесь в первую очередь возникают трудности частного характера при оформлении выездных документов. Так, при проведении опроса немецкого населения Чернушинского района выяснилось, что документы на выезд не выдаются по причине необходимости выплаты алиментов, при том, что остальная часть семьи уже несколько лет живет в Германии.

Антисемитизм в Прикамье проявляется преимущественно на бытовом уровне, в то же время антисемитские настроения присутствуют в идеологии некоторых современных партий и движений, прежде всего националистической и профашистской направленности. Публично на государственном и политическом уровне антисемитизм не проявляется.

Евреи появились в Прикамье в первой половине ХIХ в. Во второй половине ХIХ в. в Перми насчитывалось их около 1005 человек, из них в Перми - 865. В 1881 г. в Перми открылась синагога. Следующий поток переселенцев приходится на время первой мировой войны. В 1920 г. евреев насчитывалось 3526 человек, в 1926 г. 76% из них назвали своим родным языком идиш, 35% евреев были грамотными на родном языке, работала начальная школа на идиш. Сегодня еврейская диаспора имеет свою культурную автономию. В 1991 г. им возвращена синагога, при которой работает Еврейская детская воскресная школа, в которой обучаются ивриту. Одними из основных задач Еврейской национально-культурной автономии являются сохранение национальной самобытности и создание общин в городах области10.

Причиной массовой миграции евреев из Прикамья в Израиль являются в первую очередь проблемы социально-экономического характера. Процессы эмиграции евреев в Прикамье не отличаются от таковых в других регионах России. Из 5496 евреев Пермской области, отмеченных переписью 1989 г., за 1990-е гг. (1991-1998) из Прикамья выбыло 1380 евреев, а прибыло в Прикамье - 477. Наибольший отток еврейского населения приходился на 1991 г., а затем проходило снижение темпов миграции, в 1997-2000 гг. темпы миграции заметно снизились.

Народы Кавказа, несмотря на их многочисленные диаспоры в большинстве своем не заявляли о национальной и культурной автономии, не создали общественных организаций. Исключение составляют азербайджанцы и грузины, которые пытаются активизироваться в общественном и культурном плане. Так, азербайджанцы создали общество национальной культуры, грузины открыли воскресные куры изучения грузинского языка.

Отношение к народам Кавказа, по-прежнему, оставалось сложным. Главная причина - сложившееся своеобразное отношение к кавказцам, связанное, прежде всего, с их основными социальными ролями в пермском обществе. Налицо общая атмосфера недоверия, бытовой национализм, который однако не принимает форму серьезных конфликтов. Однако, на протяжение многих лет в Перми сложилась своеобразная "традиция" "кавказских" погромов на местных рынках в день пограничника. В 2000 г. такой инцидент наблюдался на мини-рынке в районе ул. Ушинского г. Перми. Особый интерес, в связи с военными действиями на Кавказе, к представителям кавказских национальностей испытывают правоохранительные органы. Очевидно, что этот интерес зачастую чрезмерен и сопровождается нарушением гражданских прав, однако сами кавказцы не обращаются по этому поводу в правозащитные организации.

Цыган в Пермской области насчитывалось в 1989 г. 1492 человека. Каких-либо конфликтов, связанных с этим населением не наблюдается, так как в обществе по-прежнему господствует традиционно настороженное отношение к этому народу по причине особенностей их традиционных занятий. Общественный культурный центр пермских цыган не создан. Основная причина "низкой" активности цыган, с нашей точки зрения, в сохранении в их среде многих институтов традиционного общества.

Многочисленные проблемы, прежде всего социально-экономического плана, существуют у малочисленных коренных народов Прикамья, компактных этнических групп народов Поволжья и Приуралья (вишерские манси, язьвинские пермяки, буйские удмурты, сылвенские марийцы, коми-пермяки). Социально-экономические проблемы приводят к необратимым этническим процессам, часто грозящим даже исчезновению группы. Неразвитость социально-экономической базы села (а основное население этих групп - сельское), приводит к миграциям трудоспособного населения, прежде всего, молодежи, маргинализации части населения. Мигранты, оказавшись в этнически некомфортной среде достаточно быстро ассимилируются соседними народами, наблюдается процесс постарения населения, что нарушает естественную демографическую стратификацию. Очевидно, что нужна специальная программа социально-экономического развития территорий проживания этих коренных этнических групп. Однако, эти проблемы еще не нашли должного понимания в администрации области.

В последние годы этническая карта Прикамья претерпела существенные изменения и за счет многочисленного притока беженцев, как из стран СНГ, так и "горячих точек" России. Пермская область стала одним из центров международных миграций. Многие проблемы миграционного населения напрямую связаны с национальными проблемами. Пермская область приняла около 30 тыс. мигрантов, большинство из них из Казахстана. В г. Очер Пермской области находится единственный в России Центр временного размещения иммигрантов из Дальнего зарубежья.

Огромной и трудноразрешимой проблемой является получение статуса беженца. Мигранту практически невозможно получить положенную по закону компенсацию за разрушенное в Чечне жилье, часты случаи отказа в регистрации по месту жительства, невыплаты единовременного пособия вынужденным переселенцам, пособий на детей, не продляется регистрация по месту пребывания. Отсутствие гражданства России, регистрации по месту жительства, невозможность получить работу, устроить детей в дошкольные учреждения и школы, организовать их досуг, делают мигрантов наиболее уязвимой социальной группой, с наиболее ущемленными правами и интересами. С марта 1999 г. на общественных началах Уральский Центр поддержки негосударственных организаций (УЦП НГО) проводит консультации по правовым вопросам для мигрантов. УЦП НГО в 2000 г. выступили с инициативой создания в Прикамье Центра помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

В августе 2000 г. имел место и неприятный инцидент, носящий расовый характер. При проведении акции "Международная христианская встреча православных, католиков и лютеран", в г. Перми были избиты делегаты акции - негры. По информации, полученной при общении с пострадавшими, в качестве нападающей стороны выступали скинхеды ("бритоголовые"). Несмотря на то, что часть свидетелей показала, что видела на нападающих нацистскую символику, следствие не смогло установить расисткой подоплеки преступления. В результате, двоих семнадцатилетних преступников осудили за злостное хулиганство на два с половиной года лишения свободы условно.

Социологический опрос населения по проблемам межэтнического взаимодействия, показал, что эти процессы развиваются стабильно, и, если не возникнут какие-либо факторы, нарушающие обстановку, благополучная картина в целом сохраниться. В качестве наиболее вероятного фактора, способствующего нарушить стабильность, исследователи отмечают рост численности представителей кавказских национальностей11. Во всех этнических группах преобладает положительная установка на межэтнические браки, в то же время отрицательное отношение к межэтническим бракам сильнее выражено у татар и башкир, немцев и евреев. Наличие негативных стереотипов обнаруживается в отношении кавказских народов, цыган. Существует некоторая предубежденность по отношению к евреям, татарам. Во всех этнических группах отмечаются в качестве эпизодических явлений прямые или косвенные оскорбления в адрес своей национальности. Среди евреев только 22,8% опрошенных не встречались оскорблениями и намеками националистического характера, а 15% указали на прямые, причем неоднократные оскорбления в свой адрес. Поэтому именно евреи наиболее остро воспринимают межнациональные проблемы. Они часто указывают на негативные высказывания в свой адрес, на ущемление прав при устройстве на работу, назначение на руководящую должность, конфликты на работе. Среди других групп, наиболее часто с проявлениями национализма встречаются немцы и татары. Все эти данные свидетельствуют о некоторой этнической некомфортности данных групп в многонациональной среде Прикамья.

Таким образом, процессы межнациональных отношений на пермской земле развиваются гармонично, стабильно, без серьезных конфликтов. Причинами локальных конфликтов и напряженности в межнациональных отношениях являются социально-экономические проблемы общества в целом. И пути их решения и устранения лежат именно в решении социально-экономических проблем.

Однако внешняя бесконфликтность не является поводом для недооценки значимости проблем межэтнического взаимодействия в регионе. Этнические процессы динамичны и для своевременного реагирования в политической сфере, необходимо постоянно держать руку на пульсе: проводить взвешенную политику, выявлять тенденции этнического развития и межэтнических взаимоотношений. И, как справедливо отмечают публицисты, события в других регионах показывают, что экономить на национальной политике нельзя.



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV