Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

ВСЕ ДВЕРИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТКРЫТЫ

 

В соответствии с действующими "Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР" при выходе пассажиров из автобуса открываются все двери. К сожалению, выписки из этих Правил в салонах автобусов отсутствуют, поэтому большинство пассажиров их, к сожалению, не знает. А там, где не действуют правила, верх берут чиновники. Пользуясь правовой неосведомленностью пассажиров, руководители Муниципального унитарного предприятия "Пермгорэлектротранс" решили установить свои порядки. И установили. Но не в пользу пассажирам, а во вред им. В этом предприятии действует группа контролеров. Уже само ее существование вызывает недоумение, ведь кондукторы работают добросовестно. Больше того, среди них есть и такие, которые ведут себя придирчиво по отношению к пассажирам и даже дерзко, но об этом несколько позже.

Но помимо того, что эти контролеры, по моему мнению, вообще не нужны, так они еще и ленивые. По крайней мере на 12-м автобусном маршруте за полтора года я ни разу контролера в автобусе не встретил. Он не идет в автобус по известной причине: в нем столько пассажиров, что не только билет не проверишь, но и места не найдешь стоя проехать!

Учитывая это, контролеры нашли, что называется, топор под лавкой. Они облюбовали конечные остановочные пункты автомобильного транспорта: автовокзал, станция Пермь вторая и другие людные места. При остановке, к примеру, у автовокзала автобуса 12-го маршрута к нему подходит контролер, предъявляет свое удостоверение и водитель автобуса без всяких возражений выполняет волю контролера - открывает только переднюю дверь, хотя, как уже говорилось в начале статьи, обязан открыть все двери. В переднюю дверь заходит добрый молодец типа Ильи Муромца и начинает проверять билеты. Из-за этого задерживается выход пассажиров, особенно из спаренных четырехдверных автобусов. Но самое неприятное состоит в том, что в глупое положение попадает не столько безбилетник, сколько кондуктор. Можно понять кондуктора, который в переполненном автобусе не смог всем продать билеты и некоторые пассажиры этим воспользовались. Но понять это может только тот, кто находился в автобусе, а не контролер, который с недопитой бутылкой пива встретил на конечной остановке автобус. Вот он и фиксирует, что в автобусе столько-то безбилетников. А это уже повод для оценки работы кондуктора - теперь от нее будет зависеть оплата, премия, другие поощрения. А контролер, допивая бутылку пива, находится на высоте: вон сколько безбилетников он выявил. Смотришь, и премию за это получит.

Видя не только нарушение Правил, несправедливость по отношению к кондукторам, но и нахальство контролеров, я попытался выяснить этот вопрос в соответствующих инстанциях. Но сложностей оказалось больше, чем я предполагал. На обращение в МКЭП мной был получен ответ, в котором говорилось о том, как должно быть, и ни слова о том, как обстоят дела в действительности. Беседуя с водителями автобусов и контролерами, я уяснил, что они не видят в этом никаких нарушений.

Осторожное недовольство высказывали в беседе один на один кондукторы и работники отделов эксплуатации автотранспортных предприятий. Их осторожность вполне понятна - каждый дорожит своим рабочим местом. И это обстоятельство я недоучел, обращаясь в суд. Вызванные туда в качестве свидетелей водители и кондукторы, а также контролер, отрицали вполне очевидные факты, больше того, некоторые работники стали отказываться от своих первоначальных показаний.

Тем не менее при судебном разбирательстве выяснилось главное. По настоянию МКЭП автотранспортники дополнили Инструкцию водителю пассажирского автобуса пунктом, который обязывал водителей автобусов выполнять распоряжение контролеров. Вся соль именно в этом пункте. И не будь судебного разбирательства, никто и никогда до этого злополучного подпункта "г" пункта 6 Инструкции не добрался бы. Стало вполне очевидно, что водители не повинны в нарушении Правил. Виновниками таких нарушений являются руководители Муниципального Пермского пассажирского автотранспортного предприятия № 4, по воле которых водители автобусов вынуждены становиться нарушителями Правил.

Есть смысл рассказать о том, как вели себя представители контрольного органа и автотранспортники до суда и во время судебного разбирательства. О совершенно бессодержательном ответе МКЭП на мое заявление я уже упоминал. Подписал его руководитель этого предприятия К.Б. Садвокасов. Все отрицали представители этого предприятия и на суде.

Что касается автотранспортников, то тут целый букет всевозможных уловок и выкрутасов. В начале они подтверждали (в том числе и в письме ко мне) "осуществление контроля по требованию контролера". Но так как представители контрольно-ревизионной службы все отрицали, то возникла коллизия. Мне было интересно, как из этого щекотливого положения будет выходить руководитель. А он и глазом не моргнув заявил, что в направленном мне письме, которое он лично подписал, содержится информация не соответствующая действительности. Вот так. Что же можно сказать о других свидетелях - водителе и кондукторе - они все отрицали. А предупреждение суда о том, что они должны говорить правду, в противном случае будут привлечены к уголовной ответственности, никто из них всерьез не принял, хотя и расписался.

О кондукторах придирчивых и даже дерзких я уже упоминал. Хочу остановиться на них более подробно. Не выходит у меня из головы случай, опубликованный в статье "На миру и… смерть" в газете "Вечерняя Пермь". В статье речь шла о том, что кондуктор с помощью водителя автобуса высадила в безлюдном месте вечером молодого парня, которому требовалась срочная медицинская помощь. Пока его напарник нашел телефон, пока дозвонился до скорой помощи, пока она пришла в то безлюдное место, молодого человека не стало. Эта статья высветила очень злободневную тему, касающуюся городского пассажирского транспорта, но не с позиций его тяжелого финансового положения, что, кстати говоря, тоже имеет место, а с позиции элементарного уважения к пассажиру со стороны водителей и кондукторов транспортных средств. Не получается, к сожалению, отделаться от мысли, что кондукторы где-то проходят специальную подготовку по издевательству над гражданами. Не получается потому, что сам был свидетелем и даже участником подобных событий. Вот несколько примеров.

В удостоверении ветерана внутренних войск кондуктору не понравилась фотография: видите ли, он сфотографировался не в служебной форме, а уровень образования кондуктора таков, что не позволяет отличать того, кто находится на службе, от того, кто уже отслужил. И кондуктор, пользуясь властью, нарушая Правила, высаживает ветерана из автобуса в таком месте, чтобы ему побольше насолить.

Замечаю, что мой сосед по сидению корчится от боли. Спрашиваю его, в чем дело. Он жалуется на боль в области печени, а таблеток ни у него, ни у меня не оказалось. Обращаюсь к кондуктору, нет ли в аптечке чего-нибудь, чтобы успокоить печень, и получаю ответ, что автобус - не скорая помощь, хотя в салоне есть табличка: "Аптечка находится в кабине водителя". Я не припомню, чтобы кондуктор проявила милосердие и к пассажирам, которым тяжело стоять на ногах, и попросила бы молодых людей, которые ловчее нас стариков и занимают места раньше, уступить место тем, кто в нем больше нуждается.

А вот проявить дурость кондуктор может. Этот случай касается лично меня. Кондуктор автобуса, работавшего на маршруте № 30, потребовала от меня, как пассажира автобуса, помимо талона-вкладыша к удостоверению еще и само удостоверение, сославшись при этом на указание своего руководства. Так как удостоверения у меня не оказалось, хотя моя физиономия даже без талона-вкладыша свидетельствовала о моем возрасте, кондуктор предложила мне купить проездной билет, заявив при этом, что если я его не куплю, то на конечной остановке с помощью контролера буду оштрафован, а если откажусь от уплаты штрафа, то буду сдан в милицию. И на конечной остановке пыталась эту угрозу осуществить, но контролер оказался грамотнее кондуктора и без всяких препятствий выпустил меня из автобуса.

После этого случая я обратился в предприятие "Пассажиравтотранс" с просьбой сообщить, на каком основании действовала кондуктор, предъявляя мне такое требование. Получил ответ, в котором со ссылкой на действующие в г. Перми постановления сообщалось, что кондуктор была права. Пришлось изучить документ, на который ссылался "Пассажиравтотранс", и выяснилось, что в нем речь идет о пенсионерах, не имеющих льготу по федеральному законодательству. А я имею льготу именно по федеральному законодательству. Что спрашивать с кондуктора, если руководство "Пассажиравтотранса" не знает нормативных документов.

Еще пример. Ожидаю на остановке "Улица Левченко" автобус 12-го маршрута. Прошли три автобуса-такси 26-Т, а маршрутного автобуса №12 все не было. Вновь подошел автобус-такси, на котором я решил уехать, так как внуки уже должны были прийти из школы, а ключи оказались у меня. Зашел в автобус и сообщил кондуктору, что у меня денег с собой нет, а ехать крайне необходимо и в сложившейся обстановке я вынужден воспользоваться автобусом-такси, так как маршрутных автобусов продолжительное время нет. Следует отметить, что оба маршрута - №12 и №26-Т - обслуживает одно и то же автотранспортное предприятие. Несмотря на это, автобус был немедленно остановлен, кондуктор и водитель предложили мне немедленно покинуть автобус. Зная свои права, как пассажира, я с автобуса выйти отказался. Водитель стал кричать, обращаясь к пассажирам, чтобы они выбросили меня из автобуса. В этот момент подошел ко мне мужчина, предъявил удостоверение правоохранительного органа и попросил меня освободить автобус, чтобы не задерживать его, так как он опаздывает по делам службы. Учитывая не только его просьбу, но и положение пассажиров, которые страдают из-за остановки автобуса, я вышел, а затем обжаловал действия автотранспортников.

А теперь рассмотрим эти случаи с позиции "Правил пользования городским пассажирским транспортом", которые утверждены постановлением администрации областного центра. В них, в частности сказано, что "… На пассажира, не оплачивающего проезд и штраф, составляется протокол о нарушении Правил пользования городским пассажирским транспортом на основании ст. 234 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях". И ни слова о том, что пассажир должен или может быть высажен из транспортного средства.

Что касается меня, то я хотел, чтобы в сложившейся обстановке на меня был составлен протокол, с помощью которого на заседании административной комиссии можно было привлечь внимание администрации города к неблагополучной обстановке в микрорайоне "Авиагородок" с автобусным сообщением.

Но вернемся в зал Свердловского районного суда. Я не проиграл дело. Оно выиграно, но несколько иным путем. В решении суда есть такая запись: "Признать незаконным подпункт "г" пункта 6 "Инструкции водителю пассажирского автобуса" от 3.01.1993 года". Отменена, таким образом, обязанность водителей автобусов выполнять распоряжение контролеров. На основании решения суда автотранспортное предприятие издало приказ, которым отменен злополучный подпункт Инструкции, а начальнику автоколонны предприятия предложено ознакомить водителей автобусов с данным изменением. То есть, хотя и не прямым воздействием, а через изменение Инструкции, цель достигнута, нарушение Правил пресечено.

По традиции и привычке были еще и после этого попытки контролеров воздействовать на водителей автобусов своими удостоверениями, но об известных мне фактах я проинформировал руководство автотранспортного предприятия и, видимо, были приняты соответствующие меры: таких нарушений в последнее время я не встречаю.

Своими действиями я помимо пассажиров защищал и кондукторов автобусов, а они в суде выступали против меня. Но я их понимаю. Им приходится по народной пословице лаять от того забора, к которому привязали. Я замечаю, что некоторым при встрече со мной становится неудобно за свои поступки. И это тоже не только успех, но и урок на будущее.

Из-за конфликтной ситуации, которая возникла у меня с автотранспортниками и контролерами, многие водители, кондукторы и контролеры меня знают, поэтому однажды произошел комичный случай. Водитель автобуса открыл только переднюю дверь и в нее вошел контролер. Но в этот момент кто-то заметил, что я нахожусь в салоне автобуса и немедленно были открыты все двери.

В заключение хотелось бы дать несколько советов пассажирам:

  1. Если водитель автобуса не открывает для выхода пассажиров все двери, знайте, что это нарушение Правил. На вашей стороне не только "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", которые продолжают действовать, но и решение Свердловского районного суда г. Перми по делу №2-4109/2000 года.
  2. Помните, что никто не имеет права высадить вас из автобуса. Того, кто пытается это сделать, попросите прочитать пункт 4.4. вывешенных в салоне каждого автобуса "правил пользования городским пассажирским транспортом в г. Перми". Кстати, это касается не только автобусов, а и других видов городского транспорта. Вас могут оштрафовать, составить акт о нарушении вами Правил, но не имеют права высадить.

Что касается маршрутного такси, то вас могут оштрафовать, доставить в милицию, но не имеют права высадить. В случае конфликта ссылайтесь на пункты 5.1. и 5.3. "Правил пользования маршрутными такси на территории г. Перми".

Если бы Правила соблюдались, то не было бы смерти молодого человека, о которой рассказано в статье "На миру и… смерть". К сожалению, Правил, которые имеются в каждом автобусе и трамвае, не читают не только пассажиры, но водители с контролерами тоже. А жаль. Ведь они касаются каждого из нас.

Петр Бондарчук



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV