Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

"НА ТЕПЛОХОДЕ МУЗЫКА ИГРАЕТ…"

 

Ждем на пристани Быковка теплоход, чтобы переправиться через Камское водохранилище - до поселка Сылва. Теплоход вовремя не прибыл - как должен был по расписанию. Пассажиры начали пользоваться услугами лодочников. Тогда я попытался составить акт, чтобы задокументировать этот факт. Но мои попутчики замахали руками и подписывать бумагу отказались - не стоит, мол, связываться, все равно ничего не добьешься. Подобные мнения, к сожалению, очень распространены в нашем обществе, имеют, можно сказать, массовый характер.

Сорок лет тому назад президент США Джон Кеннеди провозгласил четыре основные права потребителей, одно из которых - право быть выслушанным. Чтобы получить объективное рассмотрение претензии. Специалисты сравнили данные, полученные от потребителей британским журналом Whih и российской лабораторией социальных технологий. Выводы говорят о том, что мы еще не научились защищать права, предоставленные нам законом.

Главное недовольство англичан вызывает железнодорожный транспорт. Жаловаться на десятиминутное опоздание поездов - добрая британская традиция, возникшая еще в середине прошлого века. Опоздания российских электричек волнует всего три процента опрошенных, хотя, например, прошлой зимой поезда старейшей в стране Октябрьской дороги опаздывали на два часа..

Головная боль российских потребителей - розничная торговля. Обман, обвес, продажа некачественных товаров - с подобными фактами столкнулись 15 процентов респондентов. У англичан этой проблемы, похоже, просто не существует.

И, конечно, чисто российскую специфику имеют вещи, связанные с нашей северной широтой, а также высотой работы жилищно-коммунальных и других служб: сугробы на улицах, гололед, холодные батареи. Еще одна причина испорченного настроения - собес, в котором очереди, путаница и хамское отношение.

Но одно дело - рассказать о трудностях социологам, другое - подать грамотную жалобу на нарушение своих прав. На вопрос "Почему Вы не подали жалобу?" только 6 процентов жителей Великобритании ответили: "Не знаю, кому пожаловаться". В России такой ответ дали в три раза больше. Но главная причина низкой активности граждан - неверие в эффективность жалобы. Так, 42 процента британцев "не считают, что это может что-либо изменить". Хотя в пределах 70 процентов жалоб на банковское обслуживание и плохое качество коммунальных услуг были успешно разрешены в пользу тамошних потребителей.

Но двое ниже процент удовлетворенных претензий к муниципальному транспорту и железным дорогам.

В России ситуация иная. Лишь конфликты в магазинах и сфере бытового обслуживания в большинстве случаев решаются в пользу покупателей. Как показывает практика, высказывать недовольство качеством коммунальных услуг и муниципальным транспортом совершенно бесполезно. Наверное, поэтому 62 процента опрошенных вообще не верят в то, что их жалобы могут быть удовлетворены. Тут есть над чем подумать чиновникам, профсоюзам, правоохранительным органам, судам. Особенно - судам.

Конкретный случай, с которого начался мой газетный материал, подтверждает, что когда стучишься, иногда открывают. Тогда акт мне все-таки удалось составить. Не будь его, я не получил бы письмо из порта Левшино, в котором есть такие слова: "Обещаем Вам, что больше таких безобразных случаев не будет…"

Главное сегодня - начать. И процесс пойдет.

Петр Бондарчук



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV