НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2002 г. / №2(47)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2002 г.

О газете
Архив

№2(47)

логотип газеты "Личное дело"

"Я - не апостол, я был кидалой…"

Церкви Прикамья все активнее работают с заключенными

…На конференции, созванной в церкви Преображения евангельских христиан-баптистов (на Осинской, 17), передо мной сидел молодой черноволосый человек в пестрой рубашке. Сидел, не шелохнувшись, внимательно слушал выступления бывших "братанов", уверовавших в Бога. А когда шелохнулся, на шее его я вдруг увидел… живописную татуировку. Затем он почесал затылок, словно почувствовав мой взгляд, и на его руке я увидел продолжение "кина". На пальцах - две буквы: "ХВ" - Христос Воскресе?

Выступления и в самом деле были интересные, совсем не напоминавшие банальные проповеди с амвона. А тема конференции, прошедшей в Перми 16 февраля, была такая: "Духовно-нравственное воспитание лиц, находящихся в местах лишения свободы: опыт взаимодействия". Перед слушателями воссоздавались повороты человеческой судьбы поистине трагичные. Брат Павел, представлявший Нижегородский центр реабилитации, свой рассказ начал с шутки:

- Я не апостол Павел, я прошел такой же путь в заключении, как и многие. Я был преступником, мошенничал, таких, как я, называют "кидалами". Сначала меня обманули, и мое дело прогорело, затем я начал мстить, "кидать" других, и мне это понравилось. Спасибо рубоповцам (РУБОП), они остановили меня и под белы рученьки - на шесть лет. В общем, в моей жизни было все: и большой срок, и тяжкая болезнь, и в конце концов я пришел к Богу… Сейчас я - миссионер.

Конечно, шутка его начет апостола смахивает больше на заигрывание с аудиторией, но сам рассказ увлекал - настоящая исповедь на людях! Для чего понадобилось этому человеку с благообразной внешностью "обнажаться"? Для того, чтобы поведать о главной цели своей работы. Его миссия милосердия "Рассвет" работает в тюрьмах, иногда, по словам брата Павла, миссионерам приходится проповедовать прямо через "кормушку" (окошечко в камерах). Они посещают три колонии в месяц. Члены миссии встречаются и с туберкулезными больными, с ВИЧ-инфицированными.

Приводились и другие примеры. Брат Валерий, в прошлом, - преступник, отсидел 15 лет, уже считался "законченным наркоманом". Но обретя веру в душе, найдя поддержку в церкви, он смог вернуться к полноценной жизни - жизни с перспективой. Между прочим, в семье его - шесть детей. И все "сохранились для общества, для Бога".

Для участия в разговоре на злободневную тему в церковь были приглашены и сотрудники ОВР ГУИНа. Перспективы для совместных действий по работе с лицами, допустившими правонарушения, находящимися в СИЗО и исправительных колониях, действительно есть, и немалые. Опыт взаимодействия, обсуждавшийся на конференции, шел с перебивками под названием "Свидетельства", и несколько раз устраивалась общее пение, с вокальной группой. Тексты молитв раздавали всем. "Христианин, неси огонь чудесный свой…" - звучали слова песнопения.

К сожалению, маловато пока опыта взаимодействия в этом плане с другой ветвью христианства, с православной церковью. Между тем миссионерский комитет Пермской епархии вот уже второй год работает по специальной программе, предусматривающей взаимодействие с правоохранительными учреждениями и реабилитации осужденных. Цель сформулирована так: "социальная адаптация лиц, находящихся в исправительных учреждениях Пермской области, формирование у них духовности как фактора подготовки к праведной жизни на свободе".

Пути для оказания духовной, социальной и психологической поддержки заключенным различны. Создание молельных комнат и храмов силами самих осужденных, развитие различных ремесел, а также иконописного дела, гуманитарная помощь… Есть в планах миссионерского отдела тот же пункт, что и у евангельских христиан-баптистов: способствовать созданию центра реабилитации осужденных.

Как видим, общность цели налицо. И самоотверженности у православных миссионеров - не меньше. Из рассказа о недавних поездках по колониям иеромонаха Филиппа:

- Мы начали ездить (с миссионерскими целями) по отдаленным северным районам. Десятки колоний, разбитых на управления, в Чердынском районе, в Соликамском… Лесные колонии - это самые печальные места для тех узников, которые там находятся. К примеру, 14 колоний за Ныробом, разбросанные по лесам: в них можно побывать раз в году, и то летом, когда хорошая дорога. То же самое можно сказать и про Соликамский район.

Интересно, что слово "осужденные" иеромонах произносит с ударением на втором слоге, как привыкли говорить и работники правоохранительных органов - с кем поведешься, от того и наберешься. Православный священник высказывает свою надежду, которая пока кажется несбыточной мечтой: чтобы осужденные, попавшие в исправительные учреждения, были верующими, богобоязливыми людьми, нужно воцерковлять и сотрудников управлений. Если сами они не являются таковыми, они не поведут осужденных в храм.

- Что видим мы сегодня, когда заходим в колонию: где-то посредине стоит храм, а все бараки - это строго изолированные отдельные части. И чтобы пройти в храм, нужно с локальных участков преодолеть несколько заборов, систем ограждений… Все это очень непросто. С первого раза человеку не всегда удается найти поддержку у администрации. Если в ГУИНе (Главном управлении по исполнению наказаний) не будет воцерковленных сотрудников, нам ничего не добиться. Вспомните, как святой князь Владимир крестил Русь: сначала сам окрестился, охваченный горением веры православной, и свое семейство…

Архимандрит Стефан (Сексяев), весьма популярный в Пермской епархии пастырь, немало усилий прилагает к развитию православного миссионерства среди осужденных. Своих молодых помощников о. Стефан иногда вдохновляет, сравнивая их работу с действиями протестантов в тюрьмах. Он считает, что "конкурирующая фирма" действует "за колючкой" порой более решительно, в результате заключенный может "уйти в секту". Баптисты действуют, что называется, без комплексов. (Вспомним, к примеру, популярнейший западный сериал, главными героями которого являются протестантский священник отец Даулинг и его милая помощница: Боже, чего только не вытворяют они в роли любителей-следователей!) Да, у православных, конечно, совершенно иной менталитет. Но, если по большому счету, не в этом главное.

- Нужно, чтобы каждая душа горела верностью и верой, - говорит о. Стефан. - Я напомню, как всегда говорили в советские времена: у человека должна быть активная жизненная позиция. А Господь что говорит: если ты не тепел, ни холоден, я тебя изблюю, извергну, то есть если ты равнодушный, никакой.

Равнодушие - вот смертный грех.

Помочь человеку в трудную минуту, милосердие оказать - это ли не благое дело. А там зачтется.

…И мало кто обратил внимание на один аспект. Во время конференции в пермской церкви Преображения работала выставка художника Леонида Куцура. А все выступления проходили в зале, который украшала известная работа другого художника, Николая Зарубина. Но она - уже без имени автора, почти икона. На портрете - загадочный лик Спасителя, взгляд которого словно проникает сквозь ветви древа. Да, эту работу оценили по достоинству представители различных конфессий. Художник явил нам еще один пример того самого взаимодействия, в поисках которого все с ног сбились…

Владимир Гладышев
Размещено 18.03.2002

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2002 г. / №2(47)