Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

ЛИК ВЕЧЕРНЕЙ ЛУНЫ

 

Я. Кавабата "Отраженная луна" серия "Библиотека мировой литературы"
СПб: Кристалл 2001 г. *****

Настоящее издание наиболее полно представляет творчество самого известного из японских авторов XX столетия - Ясунари Кавабата (1899-1972). "Отраженная луна" - собрание лучших произведений Ясунари Кавабата в переводах таких мастеров, как В. Маркова, Б. Раскин, 3. Рахим, С. Гутерман, Л. Левыкина и Т. Григорьева - книга открывается эссе последней о творчестве писателя. Наряду с художественными произведениями в издание включены тексты Кавабата, посвященные исследованию особенностей японского искусства. В 1968 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе "за писательское мастерство, которое с большим чувством выражает суть японского образа мышления".

В своих романах, повестях, рассказах, миниатюрах не стремится очаровать читателя прихотливостью сюжета, неординарностью личностей своих героев, сложными рациональными размышлениями или причудливыми перипетиями эмоционального восприятия. Но вы, безусловно, почувствуете очарование японского стиля мышления и восприятия окружающего мира в: призрачной красоте "Снежной страны", дзен-буддистской неторопливости чайной церемонии ("Тысячекрылый журавль"), очаровании влюбленности, отражающейся в тысяче мелочах повседневного быта, ("Танцовщица из Идзу"), печальной смиренности перед неизбежностью судьбы "Старой столицы", и, конечно, легком шуршании женского кимоно.

"Красота есть во всем, надо только дать ей раскрыться" - так кратко можно сформулировать творческую манеру писателя. Минимум художественных приемов, максимально приближенная к реальности сюжетная линия используется этим последователем принципа японской эстетики "югэн" ("красота в скрытом") для того, чтобы не заслонить то Прекрасное, мимо которого мы проходим каждый день. Все усилия его героев направлены на то, чтобы приобщиться к этой естественной простоте, которая позволит видеть Прекрасное. Но как сложен путь к простоте, если даром ее ощущения ты не наделен с рождения, как велика, по мнению автора, трагедия тех людей, которым не суждено прикоснуться к окружающей нас красоте обыденного, и как незначительны жизненные перипетии тех, кто окружен ею в каждом своем движении.

Но произведения Я. Кавабаты не трогали бы нас так, если бы он отрывал свои персонажи от реальности и помещал в созданный своим воображением мир. Красота с точки зрения последователя "югэн" - это только миг, которым нельзя наслаждаться бесконечно. Столкновение с ней словно вехи на пути к Сокровенному знанию, краткие мгновения отдыха для уставшего путника, вознаграждение за долгие усилия и терзания, знак правильно выбранного пути. Так и его герои, столкнувшись с Прекрасным, вновь погружаются в повседневный мир, вновь ставятся перед необходимостью выбора правильного пути и идут по нему, терзаемые холодным ветром сомнений и, сгибаясь под тяжким грузом ответственности выбора. И порой кажется, что это и есть единственная реальность, что Прекрасное лишь иллюзия нашего воображения. Силы покидают их, и остается лишь чернота Неизвестности:

В пути я занемог
И все бежит, кружит мой сон
По выжженным полям.

Басё

Но есть и краткие периоды отдыха на этом пути, хотя и проникнутые "светлой" печалью:

Мелькнул на миг
В красоте своей нерасцветшей
Лик вечерней луны.

Басё

Есть ли надежда у идущих нам не дано узнать, возможно этого не узнал и сам Я. Кавабата, покончив жизнь самоубийством в возрасте 70 лет. Но ведь дар творца, как и учителя, состоит не в том, чтобы самому подняться к вершинам, но помочь это сделать другим, напомнить об их существовании:

Что останется
После меня?
Цветы - весною
Кукушка - в горах
Осенью - листья клена.

Рёкан

 

Жан-Кристоф Гранже "Пурпурные реки"
М: Иностранка 2001, серия "Лекарство от скуки" ***

Маленький университетский городок в Альпах охвачен ужасом: чудовищные преступления следуют одно за другим. Полиция находит изуродованные трупы то в расселине скалы, то в толще ледника, то под крышей дома. Сыщик Ньеман решает во что бы то ни стало прекратить это изуверство, но, преследуя преступника, он обнаруживает все новые жертвы...

Жанр триллера про серийных убийц не американское изобретение, но именно в этой стране он достиг своего расцвета, приобретя новые ставшие характерными для него черты. Теперь эти черты стали характерны и для "новой волны" европейской детективной литературы.

"Пурпурные реки" не простое заимствование жанра, перенесенного для остроты и доступности восприятия на европейский континент. Автор умело манипулирует приемами жанров, присущих как американской, так и европейской литературной традиции (от готического романа ужасов до социального романа), сохраняя при этом общую стилевую направленность. Тут и культовые жертвоприношения, расцветающая вновь на европейской почве фашистская идеология, экзистенциальные мотивы в поведении главных героев, проблемы криминализации общества и дискриминация национальных меньшинств. Есть у этой книги еще две особенности, которые не дают ей превратиться в нашем представлении в просто еще один триллер про серийного убийцу, - это фон, где разворачивается действие, и литературные традиции, которым следует автор.

Перед взором читателя возникает мифологизированная русской культурной традицией атмосфера Франции, пусть даже и застывшая в вечных альпийских льдах. И хотя автор пользуется суровыми приемами, чтобы вырвать нас к действительности из убаюкивающих объятий реликтового образа, но лежащие за ним французские детективные традиции (Ж. Сименон, С. Жапризо, Буало и Насержак, Д. Пеннак) уже приняли нас в ряды созданных ими литературных героев. Да и сам автор не отказывает себе в удовольствии напомнить нам о них, дает возможность узнать их под "маской, которую на них надело время". При этом автору (может быть, потому что он француз?) хватает вкуса, чтобы ощущение мешанины жанров, которое испытываешь как послевкусие, не оставляло раздражающего впечатления и поглощалось сложной архитектоникой сюжета и атмосферой места действия.

В целом эта книга не ставит перед собой задачи более сложной, чем развлечь читателя. И тот, кто решил провести время в стороне от размышлений о судьбах человечества или безысходности человеческого существования, может погрузиться в изучение сложной головоломки на фоне французских студентов, полицейских, женщин, в которой многие решения окажутся "ложными".

Сергей Максимов
Размещено 20.03.2002


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV