НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2002 г. / №2(47)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2002 г.

О газете
Архив

№2(47)

логотип газеты "Личное дело"

Старая колода

Новый год мы начали с новым составом Законодательного собрания области. С чем всех и поздравляю. И в качестве "сухого остатка" своих впечатлений от выборов я предлагаю четыре тезиса.

Первый. Несмотря на всю грязь, связанную с выборами, Пермская область имеет на сегодня самое защищенное в России выборное законодательство. Нам удалось перекрыть многие прорехи, оставленные федеральными законами. К сожалению, сохраняется еще превеликое множество недостатков федерального уровня, которые на региональном уровне исправить невозможно. Остается надеяться, что хотя бы часть их будет устранена в новой редакции федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" (ФЗ ГИП), которая рассматривается сейчас Госдумой.

В качестве примера достоинств пермского законодательства, назову контрольный пересчет голосов, которого (насколько мне известно) нет больше нигде в России. Согласно областному закону, независимо от результатов голосования, окружная избирательная комиссия должна перепроверить результаты подсчета голосов на 20% избирательных участков выбранных случайным образом (!). А если разница между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов, окажется менее 1% от числа проголосовавших, контрольный пересчет проводится тотально на всех участках округа. И в этом году данная норма сработала. В 39-м округе (Кудымкар) разница между двумя лидерами - Быковым и Климовым - изначально оказалась в 14 голосов. После пересчета 20% избирательных участков она сократилась до 9 голосов. После тотального контрольного пересчета всех участков возросла до 21 голоса. Однако обнаруженные при этом нарушения дали основание Климову подать жалобу в суд с требованием аннулирования результатов голосования по одному из участков. Фокус в том, что на этом участке сам Климов получил около 50 голосов, а его соперник - более 200. Отмена результатов голосования автоматически сделает Климова депутатом. Интересно, что в этих условиях мандатная комиссия Законодательного Собрания отказалась признать депутатские полномочия Быкова, отложив этот вопрос на будущее.

Второй тезис. Если характеризовать прошедшие выборы одним словом, я бы употребил термин "технологичные". Основные "правила игры" во время выборов задаются ФЗ ГИП. Действующая редакция принята летом 1999 г. как раз накануне выборов депутатов Госдумы. Именно эту избирательную кампанию хочется взять за единицу отсчета. Тогда буквально все участники выборов кинулись "изучать закон на практике", искать в нем прорехи. Одни для того, чтобы ими воспользоваться, другие для того, чтобы их перекрыть. Именно тогда и избиркомы, и кандидаты, и политтехнологи выясняли для себя, что же законно, а что нет. Эти выяснения овеществлялись в решения судов и избирательных комиссий вплоть до центральной. И очень часто, затевая свару, истец не мог предвидеть ее результат. В этом году все было иначе. За три прошедшие с тех пор избирательные кампании (Госдума-1999, президент-2000, губернатор-мэр-гордума 2000) все точно определили, где же находится та самая "грань фола", переступать которую не следует. И сегодня участники выборов ведут себя в основном достаточно грамотно. Все знают, какие действия трактуются законом и законоприменительными органами как нарушения, а какие нет. Благо ФЗ ГИП оставляет для нарушений достаточно широкое поле деятельности. Посему господа нарушители (в основном) не рыпаются, стремясь переступить означенную черту. А поборники избирательных прав тоже не рыпаются, поскольку знают, что в таких-то и таких-то случаях это бесполезно, и фактическое нарушение избирательных прав юридически таковым признано не будет.

В качестве примера можно привести споры вокруг понятия "досрочная предвыборная агитация". Наиболее ярким образчиком таковой на выборах 1999 г. можно считать грандиозный праздник семилетия компании "ДАН", который (по оценкам экспертов) обошелся руководителю этой компании П. Анохину в сумму примерно равную разрешенному законом размеру избирательного фонда и который по сути и сделал мало известного до того г?на Анохина депутатом. Облизбирком отказался признать это предвыборной агитацией, поскольку ко времени проведения праздника г-н Анохин еще не уведомил официально избирательную комиссию официального о своем выдвижении в кандидаты (хотя буквально за несколько дней до того основной соперник Анохина Е. Сапиро был обвинен в досрочной агитации, каковая выразилась в рекламе постоянной телепередачи "Рецепты доктора Сапиро"). На этом примере все хорошо усвоили: пока не подал в окружком заявление о выдвижении, можешь делать все, что хочешь. И в этом году "тропой Павла Анохина" двинулось превеликое множество кандидатов. Избирательная кампания многих де?факто началась еще в мае-июне и продолжалась до середины октября. Затраченные на нее средства многократно превосходили дозволенные законом. Но - согласно официальной трактовке - все это предвыборной агитацией не являлось. Затем кандидат объявлял о своем выдвижении, делал паузу на неделю-другую для сбора подписей и продолжал агитацию, которую уже вел в предыдущие месяцы. Только теперь это уже официально признавалось предвыборной агитацией и оплачивалось из официального избирательного фонда. В результате, по оценкам экспертов стоимость некоторых депутатских мандатов в разы превосходит разрешенный законом размер избирательного фонда и доходит до 10 млн. руб. вместо законного миллиона.

Третий. Пермь (впереди России всей?) вступила в некую новую стадию проведения выборов: "выборы до начала избирательной кампании". Поясню эту мысль. Естественно, следующие далее рассуждения - это только схема, которая на практике материализуется в превеликом множестве вариантов.

Когда-то, лет 8 назад, выборы осуществлялись в день голосования. И до этого дня никто не мог с точностью предсказать, чем они завершатся. Соответственно, с точки зрения получения нужных результатов, главным действующим лицом были избирательная комиссия. Зачем тратить средства на изощренную избирательную кампанию, если гораздо проще получить нужное количество голосов от участковой, территориальной или окружной комиссии?

Затем наступил следующий этап. Различными путями (в частности, с помощью тех же самых наблюдателей) удалось затруднить подтасовку голосов в избиркомах. В результате выборы сместились на период избирательной кампании. Настала пора полтитехнологов. Именно они должны были обработать нужным образом избирателя, чтобы в день голосования он поставил галочку именно в нужном квадратике. По сути, выборы заканчивались за день до голосования вместе с концом предвыборной агитации. К этому времени подавляющее большинство избирателей уже принимало решение, за кого оно будет голосовать. Оставалось оформить это решение формально в виде соответствующих документов. Соответственно, основная масса правонарушений сместилась на период избирательной кампании. Именно в это время надо было так подготовить избирателя, чтобы он сам добровольно заполнил бюллетень нужным образом.

В этом году выборы перешли на новую стадию. В огромном количестве округов они совершились ... в августе месяце, еще до того, как были объявлены. Областная администрация так хорошо поработала над "разводом кандидатов", что в 2/3 округов предвыборной борьбы, по сути, не было. Был один несомненный лидер и несколько кандидатов-подстав, единственное назначение которых заключалось в том, чтобы обеспечить альтернативность выборов. Не случайно задолго до 9 декабря заговорили о том, что главной проблемой может стать явка избирателей. Действительно, зачем избирателю идти на выборы, если он осознает, что фактически результаты голосования уже предопределены. Ход голосования эти предположения подтвердил. В ряде округов для обеспечения требуемой законом явки избирателей администрации и избиркомам пришлось применять средства "на грани фола". И не очевидно, что эта грань никогда не была пересечена.

При этом надо отдать должное Пермской областной администрации. Вся подготовка выборов велась ей крайне аккуратно. Не было предъявлено никаких претензий по поводу официальной агитации губернатора или его приближенных за или против того или иного кандидата. В отличие от Питера, где публиковался специальный "губернаторский список", в отличие от Москвы, где мэр выступал со специальными разъяснениями, за кого же, по его мнению, надо голосовать, в Перми ни губернатор, ни один из вице-губернаторов публично ни разу не назвали ни одной кандидатской фамилии. Сколько бы ни приставали журналисты с вопросом: "Кого бы Вы хотели видеть среди депутатов?", максимум, чего им удавалось добиться, это фразы "Людей компетентных".

Четвертый тезис. Последнее замечание не имеет отношения к формальному нарушению избирательных прав. На мой взгляд, стремительно идет формирование узкого кружка лиц, которые правят областью на тех или иных руководящих должностях. Если раньше в основном депутаты уходили в исполнительную власть (в губернаторы, вице-губернаторы, мэры), то теперь пошла обратная волна: целых три бывших вице-губернатора стали депутатами. Колода может тасоваться, но это одна и та же колода.

Михаил Плаксин
Размещено 14.03.2002

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2002 г. / №2(47)