НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2002 г. / №4(49)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2002 г.

О газете
Архив

№4(49)

логотип газеты "Личное дело"

Веймарский монолог и Берлинский диалог:
о визите представителей общественных организаций России в ФРГ по приглашению Правительства Германии 10-14 апреля 2002 г.

Этот визит был посвящен развитию диалога между правительством Германии и неправительственными организациями России.

Участники с российской стороны:
Арсений Рогинский, председатель правления Российской организации международного общества "Мемориал"
Людмила Алексеева, президент Международной Хельсинской Федерации по правам человека
Александр Аузан, Председатель Международной конфедерации обществ потребителей
Святослав Забелин, сопредседатель Международного социально-экологического союза
Валентина Мельникова, Председатель Союза комитетов солдатских матерей России
Андрей Бабушкин, Председатель Комитета за гражданские права
Юрий Джибладзе, Президент Центра развития демократии и прав человека
Игорь Аверкиев, Председатель Пермского регионального правозащитного центра
Марина Рихванова, сопредседатель Иркутской региональной общественной организации "Байкальская Экологическая Волна"
Валентина Череватенко, Председатель Союза "Женщины Дона"

Почему правительство Германии знает толк в неправительственном секторе - станет ясно из истории политической жизни Германии. Коалиция партий "Союз-90/зелёные", представитель которой возглавляет сейчас министерство иностранных дел (Йошка Фишер) возникла в результате объединения многочисленных общественных организаций, защищающих экологические и социальные интересы населения. Сама партия зелёных сформировалась в результате широкого общественного движения против строительства атомных электростанций в Западной Германии ещё до её объединения с Восточной. Таким образом, сами истоки партийной коалиции - общественное движение за экологическую и социальную справедливость - позволяют её представителям хорошо понимать значение третьего сектора в общественной жизни. Поэтому общественности России достаточно легко найти общий язык с родственными по своей природе представителями правительства и парламента Германии.

(Нелишне напомнить, что в результате влияния зеленой партии сейчас в Германии принято решение о постепенном закрытии всех АЭС в течение ближайших тридцати лет. Хотя многие критикуют это решение как недостаточно радикальное, однако, Российское правительство, наоборот, планирует наращивать строительство АЭС и завозить радиоактивные отходы.)

Тематика встреч была обозначена как "Петербургский диалог - итоги и перспективы" и естественно, шла речь о том, почему общественные организации не были представлены в Веймаре с 8 по 10 апреля на второй встрече "Петербургского диалога", как впрочем, и на первой.

Представители нашей делегации склоняются к мнению, что пока ещё значение третьего сектора на уровне властей не осознано, приглашение по старой привычке шло среди знакомых. Если учесть, что ответственной за состав делегации от неправительственных организаций была ректор Санкт-Петербургского университета, не знакомая с жизнью третьего сектора, тогда это особенно понятно. В результате такого несимметричного представительства властей и гражданского общества со стороны России, диалог в Веймаре все-таки не стал действительно диалогом (по мнению немецких участников). Многие предложения и вопросы немецкой стороны не нашли отклика со стороны России - просто потому, что некому было на эти предложения реагировать. Наши встречи во время поездки показали, что власти Германии от министра иностранных дел до референтов разных отделов правительства, особенно фракция "Союз-90/зелёные" Бундестага готовы и хотят установить постоянные рабочие контакты с российским неправительственным сектором. Этот интерес объясняется не только "общественным" происхождением некоторых членов правительства и парламента, но также тем, что Германия заинтересована в том, чтобы в России осуществлялись демократические преобразования - такой сосед более безопасен, чем тоталитарный режим. С другой стороны, многие проблемы у России и Германии общие из-за общей истории, из-за того, что часть Германии ещё недавно была социалистической. Среди таких общих проблем были отмечены: фашистские настроения среди молодежи, расовая дискриминация, положение беженцев, реформирование армии, защита прав потребителей, экологические проблемы. Ясно, что обмен опытом и информацией по этим вопросам поможет более эффективным действиям, как в Германии, так и в России.

Основные итоги встреч можно было бы обобщить следующим образом:
Российский неправительственный сектор (гражданское общество) достиг высокого уровня профессионализма, который позволяет защищать интересы населения России перед лицом собственных властей и в международных переговорах. Появляются новые общественные технологии, которые со временем позволят достаточно быстро и эффективно решать насущные проблемы общества. Среди этих технологий - формирование коалиций и коалиционных проектов внутри сектора, формирование переговорных площадок с властями по тематическим направлениям (что было продемонстрировано на Гражданском форуме в Москве). Теперь стоит новая задача формирования эффективной и в то же время открытой системы взаимодействия НПО России - власти Германии, что потребует новых изобретений.

Немецкая сторона готова продолжать сотрудничество в виде формирования комитетов, общественных совместных дискуссий по конкретным направлениям деятельности.

Хочется поблагодарить фонд им. Генриха Бёлля, министерство иностранных дел ФРГ и посольство ФРГ в России за организацию этой поездки.

Марина Рихванова,
"Байкальская Экологическая Волна"
Размещено 15.05.2002

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2002 г. / №4(49)