НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2002 г. / №6(51)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2002 г.

О газете
Архив

№6(51)

логотип газеты "Личное дело"

Солженицын - о евреях

Только такой громадный писатель, как А.И. Солженицын ("200 лет вместе", изд. "Русский путь" М, 2001), мог взять на себя труд провести научно-художественное исследование сложнейшего вопроса русско-еврейских отношений, сложившиеся за последние 200 лет исторического развития. Это объяснимо, если вспомнить, что Александр Исаевич смелый человек, который не побоялся "бодаться с дубом" такой огромной величины как советское государство. Только он мог взяться за огромную работу, будучи глубоко уверенным, что после ее публикации начнутся нападки с той и другой стороны.

Прежде всего поражает спокойный тон всех рассуждений автора, использование известных литературных источников, объективность которых не подвергается сомнению.

Но за рамками этой работы остались многие аспекты, в том числе и хронологические, так как русско-еврейские отношения складывались намного дольше, чем 200 лет, которыми ограничился Александр Исаевич. Это четко доказывают многие историки, ссылаясь на взаимоотношения древних славян с еврейскими племенами, жившими среди хазар и славян. Уже в 9 веке в Киеве существовал еврейский квартал, а создатели кириллицы Кирилл и Мефодий использовали буквы "ц" и "ш" из еврейского алфавита.

Книга Солженицына вызвала многочисленные отклики. Нравственность автора остается на огромной высоте. Он, например, не опускается до разбора "Протоколов сионских мудрецов" и истории создания этой классической фальшивки, до сих пор используемой антисемитами всех мастей.

Многие упреки автору книги в неточном изложении фактов безусловно справедливы и соответствуют действительности, хотя они вряд ли сделаны по злой воле, так как он впитал в себя вместе с молоком матери многие мифы и предрассудки, бытовавшие в крае, где родился. Насколько глубоко они въелись в души некоторых кубанцев, видно по выступлениям бывшего губернатора края Николая Кондратенко. Кстати сказать, вся великая русская литература 19 века, наполненная гуманизмом, поисками истины и справедливости, любовью к униженным, состраданием к ним, не создала ни одного убедительного по художественной ценности образа еврея, я не говорю уже о положительном образе, в отличие, к примеру, от немецкой, английской, польской и других литератур.

Солженицын утверждает в книге: "Не получили евреи равноправия при царе, но отчасти, именно поэтому - получили руку и верность русской интеллигенции. Сила их развития, напора, таланта вселилась в русское общественное сознание. Понятие о наших целях, о наших интересах, импульсах к нашим решениям - мы слили воедино с их понятиями. Мы приняли их взгляд на нашу историю и выходы из нее.

И понять это важней, чем подсчитывать какой процент евреев раскачивал Россию (раскачивали ее мы все), делал революцию или участвовал в большевистской власти".

Интересно, что только благодаря политике царского правительства оказался в Перми и трудился в 1840-х годах врач Александр (Израиль) Бланк, будущий дед В.И. Ленина, который вынужден был креститься ради возможности поступления на учебу в Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию, куда евреев вообще не принимали.
Комитет, созданный при императоре Александре 1, разработал в 1804 году "Положение о евреях", один из пунктов которого рекомендовал выселение евреев из деревень и запрещение им заниматься арендой шинков, производством и торговлей вином, что приводило к спаиванию российского крестьянства. Да, действительно, в пределах черты оседлости значительная часть шинков находилась в аренде у евреев, но вне черты оседлости крестьяне пили не меньше, а зачастую и больше, как утверждает Н. Лесков в своей работе "Еврей в России".

Солженицын называет причину эмиграции евреев в конце 19 начале 20 веков отменой права на винную торговлю. Это звучит неубедительно, поскольку эмиграция шла не только из деревень, но и из городов, в том числе расположенных и вне черты оседлости. Причем, по утверждению Н. Лескова, по российской статистики шинкарей среди евреев "много меньше, чем слесарей, пекарей, сапожников". Кстати говоря, трудовую основу легкой промышленности Нью-Йорка в конце 19 века и составили именно еврейские ремесленники. И даже то, что в пределах черты оседлости, где была колоссальная скученность еврейского населения, занятие шинкарством или винокурением объясняется тем, что эти занятия были относительно выгодными, так как существовал устойчивый постоянно высокий спрос на водку.

Солженицын пишет, что черта оседлости не мешала расселению евреев в остальную часть империи и в 1897 году их проживало в ней 315 тыс. человек, что составляло десятые доли процента от всего населения и не могло представлять какую-либо серьезную экономическую опасность или конкуренцию русскому населению. Однако, антиеврейские погромы, которые прокатились по империи после революции 1905 года, охватили не только города, лежавшие в пределах черты оседлости, но и Самару, Саратов, Екатеринбург, Челябинск, Ростов, города, лежавшие вне черты и в которых еврейское население было незаметным и незначительным по количеству. Пермь оказалась среди этих городов счастливым исключением, где тоже был в 1906 году погром, но он не носил антисемитского характера, а был направлен против интеллигенции, гимназистов, заведений, торгующих алкоголем и пивоваренных заводов.

Солженицын во многом оправдывает антиеврейскую политику царского правительства. Скажем, пресловутую "процентную норму", установленную для евреев при поступлении в высшие и средние учебные заведения, он объясняет антиреволюционными целями правительства и направленными на защиту от неравновесности в образовании. Безусловно, только хорошее образование позволяло еврею занять достойное место в обществе. Поэтому довод автора не убедителен - евреи составляли всего около трех процентов населения и не могли составить конкуренцию русским, которые составляли 43 процента населения империи.

Чувствуется, что Солженицын очень тщательно просеивает цитаты, прежде чем приводить их в своей работе. Все, что противоречит его точке зрения, игнорируется. Он, например, пишет, что хозяйства евреев-колонистов далеко отстают от хозяйств соседних с ними казенных и помещичьих крестьян и немецких колонистов. Но, сравнивая хозяйства русских крестьян и немецких колонистов, можно было бы сделать вывод о непригодности и русских к сельскому хозяйству. И тем не менее работа А.И. Солженицына как никогда актуальна и высокопрофессиональна.

Айзик Бартгейл

Размещено 14.07.2002

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2002 г. / №6(51)