НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2002 г. / №7(52)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2002 г.

О газете
Архив

№7(52)

логотип газеты "Личное дело"

Адвокат станет дороже

Закон "Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации"
(Принят Государственной Думой 26 апреля 2002 года,
одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года.)

Этот закон можно отнести к разряду самых долгожданных и знаковых. Напомним, что до последнего времени адвокатура существовала на основании Положения РСФСР "Об адвокатуре" 1980 года.

Исходя из анализа текста этого закона можно сделать вывод, что происходит огосударствление адвокатуры. Ее выстраивание по вертикали, с обязательным членством адвоката в единственной для всех региональной палате, подчиненной Федеральной палате адвокатов, не оставляет места для политически независимых адвокатов. Коллегия, бюро являются юридическими лицами, сами управляют своими адвокатами, своими средствами, но они не самостоятельны - все они лишь часть целого, подчинены полностью решениям региональных палат и Федеральной палаты. Закон утверждает обязательность решений и региональной, и Федеральной палат для всего состава адвокатуры (статьи 7, 35). В железные объятия единой структуры адвокатура не была заключена даже в СССР.

Появление в законе определение адвокатуры как "института гражданского общества" вступает в противоречие с желанием законодателей создать адвокатуру по образцу прокуратуры - жестко структурированной организации.

Превращение адвокатуры в полугосударственную организацию подтверждает закрепленный в законе контроль органов юстиции за этим "институтом гражданского общества". Мало того, что в квалификационные комиссии, рассматривающие жалобы на адвокатов, включается даже не по одному, а по два представителя органа юстиции на каждую. Вдобавок к этому управлениям юстиции предписывается следить за адвокатами и инициировать процессы о прекращении статуса адвокатов (статья 17). По смыслу этой статьи территориальный орган юстиции должен знать, не совершил ли адвокат порочащего его поступка, не умалил ли авторитет адвокатуры, надлежащим ли образом исполняет он свои профессиональные обязанности, т.е. во всем, вплоть до личной жизни, контролировать адвоката.

Неудивительно, что построенная таким образом организация сопротивляется существованию на одном с ней поле независимых юристов, иностранных адвокатов и правозащитников. Сегодня адвокат из Канады спокойно выступает в Москве на процессе против Свидетелей Иеговы. Завтра ему этого не позволят (статья 2). Юристов, не являющихся адвокатами и граждан, не являющихся ни юристами, ни адвокатами, новый закон лишает всякой возможности представительства.

Несмотря на свою официозность, адвокатура продолжит, как и сегодня, оставаться фактически коммерческим предприятием, единственная цель которого - извлечение прибыли. Закон не только не препятствует, а лишь укрепляет коммерческое положение адвокатуры. Отсюда, в частности, - обязанность адвоката зарабатывать на жизнь себе и на отчисления во все адвокАГСкие образования. По статье 2, адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой. Почему, если адвокат, как сказано в том же законе, представитель гражданского общества? Какое в таком случае дело законодателю до того, как и сколько он может заработать? Но закон внушает: гонорары должны быть высокими, достаточными для содержания всей многоступенчатой управленческой вертикали. Растрезвоненное же расширение бесплатной юридической помощи гражданам оборачивается обманом. Из УПК итак со всей обязательностью вытекает предоставление защитника по назначению - закон об адвокатуре к этому ничего не добавляет. Остальное же - блеф. Да, приводится перечень случаев, в которых по гражданским делам некто может претендовать на бесплатную помощь. Это истцы по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, трудовым увечьем; ветераны Великой Отечественной войны по делам, не связанным с предпринимательской деятельностью; граждане при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; пострадавшие от политических репрессий граждане России - по вопросам, связанным с реабилитацией. Казалось бы, спасибо и на том, хотя откуда должны браться средства на всю эту бесплатную работу, закон умалчивает. Предполагается, что за счет гонораров от платных услуг. Каковы же должны быть в таком случае цены на адвокатские услуги? Но дело не в этом. Малоприятный вопрос "откуда деньги" оказывается излишним, ибо снимается следующим за перечислением льготников пунктом: "Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации". Изящно, не правда ли? К чему, казалось бы, специальный закон для того, чтобы репрессированный мог представить свое удостоверение в адвокатскую контору? А к тому, что мало останется живых ветеранов войны или репрессированных ко времени, когда субъекты Федерации примут такие законы.

Есть в законе лишнее и бессмысленное. Так, не было никакой нужды в законодательном закреплении присяги адвоката (статья 13). Если адвокатура - институт негосударственный, то клясться или не клясться - должно быть внутренним делом этого частного образования. Вводить такую клятву могли бы, если бы сочли необходимым, сами адвокАГСкие сообщества, но никак не государство. Не говоря уж о том, что, ставя приобретение статуса адвоката в зависимость от присяги, закон лишает возможности работать адвокатами верующих конфессий, прямо следующих евангельскому завету не клясться вовсе.

Не сулит ничего хорошего и запрограммированная законом годовая пауза в присвоении статуса адвоката. По той же статье 40, "со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня создания в соответствующем субъекте Российской Федерации квалификационной комиссии присвоение статуса адвоката приостанавливается". Простое сложение сроков, отпущенных на проведение учредительных собраний, проведение съездов и приведение организационно-правовых форм в соответствие с новыми требованиями, показывает, что до создания комиссий пройдет 11 месяцев. Месяц-два потребуется им на раскачку. За год некая часть адвокатов по естественным причинам выбывает. Воспроизводства не будет. Цены возрастут. После чего вряд ли понизятся.

Из закона исключена самая одиозная норма, которая была в нем при первом чтении: как и следовало ожидать, органы юстиции не сохранили право самостоятельно прекращать полномочия адвокатов. Сняты некоторые сомнительные с точки зрения здравого смысла положения - например, о том, что кандидатом в адвокаты может быть лишь гражданин, "не совершивший порочащих его поступков". Но все это говорит о частичном совершенствовании закона - не более.

Наш прогноз: стоимость адвокатских услуг до нового года возрастет в полтора-два раза.

Роман Маранов, юрист ПРПЦ
По материалам Бюллетеня неправительственных организаций "Законотворческий процесс в Государственной Думе"

Размещено 28.07.2002

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2002 г. / №7(52)