НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2002 г. / №11(56)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2002 г.

О газете
Архив

№11(56)

логотип газеты "Личное дело"

Поезд исчезает в Балезино

Дальше едешь - плати чаще

Ни знойному заморскому иллюзионисту Дэвиду Копперфильду, ни нагловато-виртуозному вагонному потрошителю чужих чемоданов и кошельков из шукшинского фильма "Печки-лавочки" такое не снилось. Зато приснилось все это глухой августовской ночью жителям далекой уральской глубинки.

Американский маг добивался совершенной иллюзии исчезновения целого железнодорожного состава прямо на глазах у почтенной публики. А наш доморощенный артистичный, изобретательный персонаж (в исполнении нашего замечательного земляка Георгия Буркова), прикрывая свои воровские наклонности, многозначительно представлялся своим попутчикам железнодорожным конструктором, мостостроителем …с авиационным уклоном.

А секрет в том, что мосты, по его фишке, как раз и не нужны: естественные преграды разогнавшийся поезд преодолевает на воздушной подушке, а затем совершает снайперскую посадку точнехонько на рельсы. Тютелька в тютельку.

С авиационным уклоном

Все земные и неземные фантазии меркнут перед находкой железнодорожников.

В августе 2002-го они почти добились невероятного триумфа: по распроданным билетным документа следовало, что поезд №518 сообщением "Симферополь - Нижний Тагил" должен был напрочь исчезнуть на станции Балезино, мягко растворившись в набежавшей ночной мгле вместе с пассажирами, стоп-кранами, вагоном-рестораном и комплектами постельного белья. На память о фантастической ночи в форменных карманах служителей великого железнодорожного иллюзиона оседали вполне материальные свидетельства; дензнаки, выплаченные неискушенными пассажирами за продолжение поездки от станции Балезино в том же самом поезде, в тех же самых вагонах, на тех же самых местах. Но только не по билетам, заранее, официальным способом приобретенным в кассах, а за живые, наличные деньги.

Случайным свидетелем и участником этой любопытнейшей истории обналичивания оплаты за проданные услуги, этого новейшего ноу-хау пассажироперевозок, стал житель Перми Александр Блинов. Он обратился в редакцию нашей газеты после того, как в других изданиях, мягко говоря, усомнились в столь невероятной схеме дополнительного взымания денег за одну и ту же услугу.

Железнодорожный пассажир раньше руководствовался незыблемым принципом: "Дальше едешь - меньше платишь". Отныне сей принцип посрамлен: "Дальше едешь - плати чаще".

Массовое обрезание

… Заблаговременно купив два билета до Симферополя, пермяк А.Блинов за сорок пять дней, как и положено по правилам, обратился в кассы железнодорожной станции Пермь-II для приобретения билетов на обратный путь. 11 июля билеты на нужный поезд №514 отсутствовали. На вокзале ему сквозь служебное окошечко порекомендовали подойти 13 июля прямо ко времени начала предварительной продажи - к 8.00 утра, чтобы успеть купить билеты хотя бы на 26 августа (сроки возвращения в Пермь гражданина поджимали).

В назначенный день гражданин, воодушевленный предстоящей поездкой к брату и его семье (семья инвалидов, нуждающихся в помощи), в 7.30 утра стоял у окошечка в кассу №3. А в 8.00 женщина, стоявшая в очереди перед ним, купила один билет от станции Симферополь, но когда через минутку-другую подошла очередь самого гражданина, кассир деловито просмотрев информацию по системе "Экспресс-2", сообщила, что билетов из Симферополя до станции Пермь-II нет. В справочной подтвердили: билеты на поезд №518 на 26 августа в продаже вообще отсутствуют.

Слегка удивленный и огорошенный, помыкавшись по вокзальным очередям еще час полтора в надежде все-таки приобрести вожделенные билеты, гражданин Блинов, наконец, услышал от кассира сочувствующее предложение:

- Есть свободные места от станции Симферополь до станции Балезино.

На какое число, как вы думаете? Вот именно, на то же самое, отказное - 26 августа. И вот совпадение! - поезд все тот же: №518.

Как потом выяснится, искусственное обрезание маршрута следования пассажиров имело массовый характер.

Мистика или эквилибристика? Билеты, оказывается, в кассах были, но не такие длинные, как хотелось. Растянуть удовольствие путешествия от конечной южной станции, оказывается, можно только лишь до ближайшей на уральской территории - на окраине Пермской области. А дальше что? - развеселые клоуны на перроне, шапито, эквилибристы, иллюзионисты, шпагоглотатели, подбрасывание многотонных колесных пар и полное исчезновение пассажирского состава в воздухе? И все это экспериментальное чудо - мимо зажмуренных глаз сонно посапывающего балезинского народонаселения, сладко досматривающего очередной ночной сериал будничных сновидений, в полном неведении и темноте, под внезапно прекратившийся стук колес поезда №518.

В Балезино состав прибывал в два часа ночи, а дальше - по шпалам до Перми?

Шпарь Жар-птицей - за наличные!

… 26 августа в Симферополе при посадке гражданин Блинов обратился к начальнику поезда №518, приписанному к ГУП ДОП-5 Нижнетагильской дистанции Свердловской железной дороги, И.А.Панькову с просьбой продать ему два билета от станции Балезино до Перми; мотивировал просьбу тем, что необходимо продолжить путь следования, а свободных билетов в кассе не было.

Начальник кивнул и предложил подойти к нему по данному вопросу после города Кирова, так как он, по его словам, не имел информации о наличие свободных мест в поезде. Гражданин подумал, что письменное свидетельство надежнее устной договоренности, да и черкнул дорожную жалобу в журнал жалоб и предложений бригады №9 (запись под номером 46 от 26.8.02 с требованием продажи билетов на поезд №518 от станции Балезино до станции Пермь-II). Как полагает гражданин, эта запись и возымела решающее действие в том, что билеты вообще были ему проданы.

Но вот проехали Киров и дышать затюканному дорожными нестыковками пассажиру стало легче. Не сходя с поезда, он купил два требуемых билета до конечной станции. Язык до Киева доведет. А от Балезино до Перми - довезет. Разговорившись с попутчиками, Блинов выяснил, что не только он стал невольным заложником искусственно укороченного маршрута своей поездки. Попутчики обратились к начальнику поезда с аналогичной просьбой: всего было продано 11 билетов с продлением маршрута следования. После чего начальник сказал, что билеты больше продаваться не будут.

Как утверждает гражданин Блинов, ему доподлинно известно, что тем же поездом до Перми ехало немалое количество людей, которые первоначально не сумели купить билеты до своей станции, а потом не смогли приобрести их и в поезде - для продолжения маршрута следования. Всем им пришлось оплачивать свой проезд от станции Балезино до станции Пермь-II проводникам. Со слов пассажиров, которые выходили в Перми, за проезд взрослого с них брали по 200 рублей, за ребенка - по 100. При стоимости по квитанции 176 рублей для взрослого.

Говорят, вовсю разоспавшееся народонаселение Балезино той же ночью, сквозь сон, слышало объявление по вокзалу: - Поезд № 518 дальше следует инкогнито. Следующая станция по квитанции.

Что сказала транспортная прокуратура

Гражданин А. Блинов, обратившись в редакцию, считает, что данная ситуация ненормальна, поэтому ее следует разрешить в судебном порядке или обращаться по ней в прокуратуру. Он собирается так же добиваться через суд возмещения ему морального вреда за причиненные дорожные страдания, а на вопрос, что все-таки кроется за внешней нескладухой, неразберихой с продажей билетов, с большой долей вероятности считает: скорее всего, действовала определенная схема обналичивания денег. И подкрепляет свои предположения тем, что ночью контролеры спят и в ночной проходящий поезд в Балезино они не садятся. А если они не садятся и на предыдущей крупной станции, например, в Кирове, то все - вплоть до незаконных коллективных расчетов с пассажирами - останется шито-крыто. На что, скорее всего, и рассчитывали новые железнодорожные копперфильды.

Из железнодорожной поездки нынешним летом гражданин Блинов вынес большой опыт, хотя и критичный, негативный. И пытается в связи с этим делать какие-то конструктивные шаги.

Так в своем заявлении, направленному генеральному прокурору РФ и прокурору Дзержинского района города Перми, он просит привлечь …к уголовной ответственности руководство Свердловской железной дороги и ее Пермского отделения в связи с реализацией за 60 дней билетов на пассажирские поезда № 514 , № 518 "Симферополь - Пермь", "Симферополь - Нижний Тагил" коммерческим структурам и организациям. Для других же граждан РФ билеты на эти поезда в кассах станции Пермь-II за 45 суток практически отсутствовали (на основании §6 Тарифного руководства №5 "Правил перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам" предварительная продажа билетов "группе лиц", организациям осуществляется за 60 суток, а гражданам только за 45 суток). Получается, билеты на эти поезда были заранее проданы или забронированы. Наш земляк считает, тем самым были грубо нарушены законные, конституционные права других граждан Российской Федерации.

Пермская транспортная прокуратура отреагировала на заявление проверкой и ответила таким образом: Приднепровской железной дорогой на основании соответствующего указания МПС РФ на поезд № 514 сообщением "Симферополь - Пермь" Пермскому бюро по распределению мест было выделено 276 мест (половина от вместимости состава). 24 августа на поезд № 514 "Симферополь - Пермь" все эти места были выделены для выезда детей двум организациям: районной общественной организации "Альф" и профсоюзу общеобразовательных учреждений. Свободных мест для продажи билетов пассажирам на этот поезд 24 августа не было. А вот на поезд № 518 "Симферополь - Нижний Тагил" Пермскому бюро для предварительной продажи на обратный выезд 26 августа билеты просто не выделялись, так как поезд формируется Нижне-Тагильской дирекцией по обслуживанию пассажиров.

Транспортная прокуратура резюмировала: оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет.

"Постой, паровоз!". По требованию потребителя

А. Блинов не согласен: "Это не может быть правдой, хотя бы по тем основаниям, что билеты от Балезино в сторону Нижнего Тагила не продавались или продавались не всем.

Нарушение прав потребителей, а также конституционных прав здесь явно выражено в связи с тем, что билеты продавались только от станции Симферополь до станции Балезино, а дальше - нет. Несмотря на то, что только в одном нашем вагоне было около десяти свободных мест. И это не считая такого же количества пассажиров, что ехали без билетов от Балезино до Перми".

Наверное, неуступчивость, придирчивость, взыскательность потребителя железнодорожных услуг в данной ситуации оправданы. Кому же, как не самому потребителю начинать бороться с ущемлением собственных законных прав. По образованию юрист, А. Блинов успел поработать и на железной дороге. Что-то он видит изнутри ситуации, не как рядовой пассажир. Подводя итог своим дорожным мытарствам, он не склонен видеть во всем этом цепь каких-то случайных, "левых" совпадений. Вот его оценка происшедшего:

- В данном случае имеется состав нескольких нарушений; в частности, в действиях должностных лиц просматриваются мошенничество и нарушение прав потребителей, выразившиеся в том, что на свободные места от станции Балезино до станции Пермь-II билеты не продавались. При предварительной продаже билетов (за 60 и 45 суток) права одних граждан ущемлялись за счет таких же конституционных прав других граждан. В действиях должностных лиц можно усмотреть и неосновательные обогащения (граждане, у которых не было "полных" билетов, проезд от Балезино до Перми оплачивали наличкой), и нарушения налогового кодекса (если расчет в поезде осуществлялся без оформления соответствующих документов).

Так что это? Фантастический эксперимент по исчезновению целого поезда на дальней уральской станции, или заурядная операция по исчезновению сотенных бумажек из кошельков многострадальных пассажиров?

Мы привели разные точки зрения, а необходим один, взвешенный вывод. И зависит он от решений компетентных лиц.

Обратился гражданин А. Блинов и в Верховный суд Российской Федерации с просьбой признать частично недействительным §6 "Правил перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам СССР" (Тарифное руководство №5), утвержденных приказом Министерства путей сообщения СССР от 1 октября 1964 г. Он считает, что необходимо отменить действующие правила в части приема заказов на перевозку пассажиров по групповым заявкам за 60 дней - на основании нескольких статей ГК РФ и Конституции РФ, а также п. 1 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей (условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными).

Свобода и возможность перемещения по стране должны быть гарантированы всем ее гражданам в равной степени. Отстоять эту точку зрения помогает сейчас гражданину А. Блинову Пермский региональный правозащитный центр.

Так что же: постой, паровоз? Пора сделать остановку. По требованию потребителей.

Владимир Ярушин

Размещено 28.11.2002

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2002 г. / №11(56)