НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2002 г. / №12(57)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2002 г.

О газете
Архив

№12(57)

логотип газеты "Личное дело"

Профсоюз профсоюзу рознь или Инструкция по выживанию

Сегодня в России все больше создается общественных организаций. Люди объединяются, чтобы вместе защитить свои права. Общественные организации, созданные еще в советские годы, такие как профсоюзы, перестали выполнять свои функции. В них нет активного движения. Едут, словно по накатанным рельсам. Вот и решили пермские железнодорожники создать свой профсоюз - Российский профсоюз локомотивных бригад. Да не тут-то было…

Ситуация на железных дорогах сегодня никудышная. Поезда давно выработали свои ресурсы. Железнодорожники говорят о себе: батрачим в мазуте. Фактически бесправные, они трудятся сутками на тяжелой работе, где повсеместно нарушаются нормы охраны труда. При этом заработная плата чрезвычайно низка. Система учета трудовых часов очень запутанна. Как будто кто-то специально её усложнил, чтобы никто никогда не смог в ней разобраться. Да тут еще чиновники пугают "новым порядком" - грядущей реструктуризацией МПС. Железнодорожники считают, что на дорогах должен быть один хозяин, а в отрасли должны работать только профессионалы. В общем, ситуация накалена до предела. А профильный Российский профсоюз железных дорог никаких действий, чтобы её улучшить, не принимает. Как говорится, верхи не могут, низы не хотят. А ведь от порядка в отрасли зависит самое главное - безопасность движения поездов.

ЛИДЕР ЕСТЬ

Много лет инициативная группа локомотивщиков вынашивала замысел - изменить сложившуюся ситуацию. Понимали, надо начинать с главного: внести изменения в коллективный договор, который заключается между администрацией и рабочими раз в год.

Весной этого года в цехах и колоннах депо состоялись собрания. На них были выбраны делегаты, которые должны были участвовать в общей конференции железнодорожников и выступать с конкретными предложениями по изменению коллективного договора. Кстати, таких поправок было внесено около тридцати. Однако и этот год не стал судьбоносным. Многие годы на конференциях, где заключается коллективный договор, участвуют не те, кого выбрал народ, а люди угодные администрации. И ситуация не меняется десятилетиями…

Нужен был лидер, который бы подтолкнул людей к активным действиям. И он нашелся.

Машинист Александр Волегов еще в марте, перед конференцией, вышел из Российского профсоюза железных дорог. Решил организовать альтернативный профсоюз, не поднадзорный администрацией. И коллектив его поддержал. В 1992 году в депо "Пермь-Сортировочная" слесарь Валерий Бердников организовал профсоюз "Солидарность". Хотел навести порядок у слесарей. Восемь лет воевал он с администрацией. Но так и не смог ничего сделать. Был он один, а один в поле не воин. Администрация организацию придушила.

Он-то и рассказал Волегову, что в Москве есть Российский профсоюз локомотивных бригад. И посоветовал организовать первичную организацию в Перми. Тем более что такие организации есть по всей стране: в Санкт-Петербурге, Калининграде, Курске, Орле, Воронеже и т.д.

ПЕРЕД БУРЕЙ

Тем временем слухи о создании альтернативного профсоюза дошли до начальства. Естественно, оно отреагировало. На Волегова и его единомышленников начали давить. Начальник депо кричал: "Уволю!". Мастер предупредил: "Будете бузить, устрою две внезапных проверки, а потом сниму с поезда и поставлю на канаву ". Профсоюзная организация локомотивных депо "Пермь-Сортировочная" вынесла приказ о том, что "люди, не входящие в профсоюз, лишаются прав и льгот, которые записаны в коллективном договоре". Помимо этого непрофсоюзникам не "предоставляют выходных, предусмотренных в трудовом кодексе". Значит, Трудовой кодекс, с точки зрения, администрации не распространяется на простых рабочих. Но ведь это абсурд! Да, но чего не выдумаешь, чтобы людей напугать.

КОГДА НАЧАЛЬСТВО УШЛО…

Волегов и его товарищи посчитали, что профсоюз, прежде всего, должен защищать интересы рабочих. Вот и решили связаться с Российским профсоюзом локомотивных бригад. Говорили с тамошним руководством по телефону. Убедили - надо приехать.

24 сентября этого года в Пермь приехал председатель Российского профсоюза локомотивных бригад Евгений Куликов. С проблемами железнодорожников он знаком не понаслышке - сам бывший машинист пассажирского парка. Он поддержал пермских локомотивщиков. Дал добро на создание профсоюза.

Именно тогда образовалась Первичная профсоюзная организация локомотивных бригад "Пермь-II". Волегов и его единомышленники написали устав и официально зарегистрировали общественную организацию.

Николая Колпакова избрали председателем первичной организации Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников. Он бывший машинист, сейчас находится на заслуженном отдыхе, а Александра Волегова назначили его заместителем.

ПРОФСОЮЗ В ДЕЙСТВИИ

Альтернативный профсоюз активно начал работать. Еще до создания профсоюза Волегов с товарищами подали в суд на администрацию. С 1992 года железнодорожникам не предоставляли дополнительные отпуска (6 дней) за выработанный стаж. И выиграли дело.

Второе дело рассматривалось в комиссии по трудовым спорам. Железнодорожникам не в полном размере начисляли отпускные. И снова - победа.

Выигранные споры с администрацией показали на практике, как должен работать профсоюз. Сейчас для рассмотрения в суде находятся еще четыре дела по нарушению начисления зарплаты.

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

Это произошло 1 ноября 2002 года. Была ночь. Александр Волегов вел электропоезд "Абакан-Москва". Поезд шел со скоростью 93 км/ч. На перегоне Григорьевская-Менделеево, выезжая из кривой , Волегов увидел человека, стоявшего в колее. До него было всего метров пятьдесят-шестьдесят. Машинист применил экстренное торможение. Но было слишком поздно…

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ

Следствие признало действия Волегова правильными. Со стороны транспортной прокуратуры претензий к нему нет. Однако через десять дней машинист-инструктор депо усмотрел техническую неисправность локомотива. Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что тормозной путь превышал всего-то на несколько метров норму. Человека бы это не спасло. Однако администрация ухватилась за это.

Волегову намекнули на статью 81, пункт Д: увольнение с транспорта за нарушение охраны труда и угрозу безопасности движения. Неисправности он должен был выявить до поездки.

Документальных доказательств Волегову не предъявили. Сказали: пиши заявление о работе в цеху по собственному желанию. Для машиниста это значило бы признать свою вину. Он отказался.

БУМАГОМАХИЯ или ВОЙНА ПРИКАЗОВ И ЖАЛОБ

После нескольких проработок Волегова на совещаниях администрация издала приказ. Начальство ходатайствовало перед отделением дороги о лишении машиниста прав на вождение сроком на три месяца, а также лишении его премии. Далее в приказе есть приписка: действие бригады по экстренному торможению считать правильным. Получается, приказ противоречит сам себе. А ведь он был вывешен на информационном стенде, чтобы с ним ознакомился весь коллектив. Таким образом, Волегова символически привязали к позорному столбу. Машинист решил обжаловать приказ. Обратился в Пермскую транспортную прокуратуру. Ответ прокуратуры был таков: "приказ о наказании считается изданным с нарушением закона и подлежит отмене".

Тогда администрация выносит новый приказ: лишение прав отменить, машинисту объявить выговор за то, что были неисправными тормоза.

Волегов снова обращается в прокуратуру. Но официальный ответ еще не пришел…

В колонне коллектив понимает, что администрация придирается к Волегову из-за организованного им альтернативного профсоюза, а вовсе не из-за технических неполадок поезда. Так они хотят выжить его.

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА или ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ

Александр Волегов работает на железной дороге вот уже 23 года. Начинал помощником машиниста. Водил грузовые поезда, потом пассажирские. Является машинистом первого класса.

С 1988 года начал заниматься общественной работой. Был профоргом. Еще в то время говорил, что профсоюзы созданы для защиты прав рабочих, а не для того, чтобы проводить культурно-массовые мероприятия. Сейчас человек сам решает, где ему провести свободное время. Благо в современной жизни развлечений хватает. Раньше этим занимался комсомол, а сейчас почему-то профсоюзы. А ведь главная функция профсоюза: предоставить людям хороший отдых и заработную плату. Но старый профсоюз этого не делает. Пришлось создавать свой.

Сейчас Александр Волегов электровозы не водит. Работает в цехе на обогреве. Следит за тем, чтобы машины не остывали. Хотя и приказа о перевод на нижеоплачиваемую работу не было. На его доводы издать приказ, администрации отвечает: имеем право и так.

А пока машинист первого класса пытается защитить свои права сам. Ходит по инстанциям, собирает бумажки, протоколы, ходатайства, пишет жалобы. Обратился помощью в Пермский региональный правозащитный центр. После ответа прокуратуры собирается подать в суд на администрацию за незаконные действия и потребовать компенсации ему материального и морального вреда.

Человек не отчаивается. Семья - жена и трое детей - поддерживают его. Пересуды о нем идут по всей железной дороге. Даже мать в Оверятах случайно услышала разговор двух машинистов, из которого поняла, что её "любимого Сашу" собираются увольнять.

Но зла ни на кого не держит. О старом профсоюзе говорит: будем работать в связке. Если хотят, пусть занимаются культмассовым сектором, а мы будем участвовать в подписании коллективного договора. Это нужно, чтобы защитить права рабочих.

Георгий Ютов

Размещено 30.12.2002

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2002 г. / №12(57)