НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №1(58)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№1(58)

логотип газеты "Личное дело"

"Моя любимая Джозефина"

Единственным воспоминанием Ярослава об отчем доме осталось…кладбище. Кресты и памятники в побуревших оградах хорошо просматривались из окон квартиры, в которой четырехлетнего ребенка запирала мать, отправляясь на очередную пьяную гулянку. Из окна лился дневной свет, потом, до следующего утра, тишину и пространство комнаты топили сумерки. Перспектива по ту сторону стекла теряла очертания, оставляя в маленьком сердечке тоску и страх. Так же нестерпимо тоскливо и больно было ему, когда маму лишили родительских прав, и мальчишка оказался сначала в приюте, потом в детдоме. В детском доме Ярослав узнал, что такое игрушки, сытый желудок и общение с ровесниками. Еще здесь были нормированные прогулки по периметру небольшого дворика, уклад, обусловленный режимом и "обобществленная собственность" вещей и переживаний.

Детский дом №16, что в Кировском районе, в рамках эксперимента, стал устраивать ребятишек в семьи три года назад. Успех начинания подтвердили депутаты областного ЗС региональным "Законом о патронатном воспитании". Сегодня воспитатели "Домика" (так шестнадцатый детдом прозвали за особую уютную атмосферу) опасаются, чтобы прецедент цивилизованной социальной работы не превратился ни в объект корыстных намерений, ни в "недострой" из-за отсутствия финансовых средств. Первую опасность пытаются предотвратить сотрудники сами: по выигранному коллективом учреждения гранту ездят в Прикамские детские дома и интернаты: обмениваются опытом, заботятся о том, чтобы "суть и правда" выстраданного дела не искажалась. Учат и учатся профессионально, заинтересованно работать с претендентами в патронатные воспитатели.

- Мы выясняем, каковы репутация этих людей, окружение, эмоциональная устойчивость, опыт воспитания собственных детей, если они есть, - рассказывает Татьяна Зотина, заместитель директора по патронату детдома №16. - Нам так же важно понять, сможем ли работать с этими людьми в команде - ведь ребеночка воспитываем все вместе, между нами должно быть полное доверие. "Перекантоваться" годик на патронате, пока нет другой работы, никому в нашем доме не удастся. Потому что наша цель не "сбыть" ребенка любой ценой, а устроить его максимально успешно. Есть и система подготовки патронатных воспитателей. Психолого-педагогические занятия, тренинги, которые позволяют проверить себя и предвосхитить какие-то проблемы, потом - гостевые визиты ребенка в семью.

В Англии, осознавшей, что после второй мировой войны самой страшной проблемой стало для страны детское сиротство, энтузиасты попробовали создать идеальный приют. Исключительный комфорт, передовые педагогические программы, отряд высококвалифицированных специалистов и заботы предупредительных нянечек окружали ребятишек с грудничкового до трехлетнего возраста. Все равно дети подрастали с задержкой в развитии. Человек ведь рождается без знания границ и с потребностью в родной душе.

Фостеринг, который спас Англию в сорок восьмом году и успешно развивается сегодня в Европе и Америке, учитывает самое обыкновенное детское свойство - привязываться к близкому любящему человеку и расцветать при внимательном дружеском участии к его индивидуальности, к его внутреннему миру. Фостеровские родители - это те, кому общество доверило растить своих граждан, волею судеб ставших сиротами. Дело это чрезвычайно почетно, государство фостеровским родителям за воспитание детей ни цента не платит. Для общества очевидно: дети - это "золотой фонд" страны, ее будущее. "Академия семьи", которую проходят сироты, заключается не только в том, что ребенок постигает семейные традиции и устои, обретает опыт взаимоотношений в семье, но еще в этом вот целительном переживании, когда к ребенку подходят как к единственной неповторимой сущности.

Воспитатели "Домика" не перестают изумляться, как преображаются ребятишки, ушедшие в семьи. Когда в предновогодние дни, одевшись Снегурочкой и Дедом Морозом, сотрудники развозили подарки детям, не сразу узнавали своих воспитанников: другие глаза, осанка, речь...

"Преклоняюсь перед мужеством людей, берущих растить детей из детских домов и интернатов. Это настоящий подвиг, ведь приходится перестраивать сложившийся уклад, привычки, решать миллион психологических и бытовых головоломок", - такое мнение приходилось слышать от представителей городского департамента по образованию. Посетовали там и на то, что берут на воспитание ребятню люди небогатые. Иным хотелось бы взять не одного ребенка, но не позволяют, к примеру, жилищные условия. Восхищение пополам с недоумением испытывают специалисты по патронату, которые курируют семьи:

- Живут у одних патронатных "родителей" рядом с их собственными детьми еще две наших пацанов. В доме все вверх дном, шум-гам. "Господи, как вы все это терпите-то?!" "Так я всю жизнь об этом мечтала!" - светится счастьем мама большого семейства.

Кстати, сегодня во всей Англии осталось пять-шесть детских домов. В Перми у нас, к примеру, одиннадцать детдомов и интернатских учреждений. Наше государство, шагая по стопам царицы Екатерины Великой, которая некогда положила жалование крестьянам, растившим в своих больших семьях еще и сироток, берет добровольцев на работу в качестве патронатных воспитателей. В законе обозначены вполне конкретные требования, кроме них есть еще и субъективный аспект при выборе кандидатов в патронатные "папу" и "маму": у брошенного и обездоленного однажды ребенка подобная трагедия не должна повториться.

Вопрос о финансовых "вливаниях" в развитие патронатного движения пояснила Александра Изоидко, главный специалист комитета образования и науки города Перми.

- По мере подготовки патронатных воспитателей, детдому выделяются ставки. К сожалению, заранее, так сказать, впрок, заложить в бюджет мы их не можем. В январе нынешнего года надеемся выработать алгоритм бюджетного обеспечения для тех детских домов, которые успешно работают по патронату. Здесь должны потрудиться и экономисты, и финансисты.

Людмила Васильевна в шестнадцатом детском доме работает воспитателем. Пригожий общительный мальчишка доверчивыми ясными глазками словно в душу Людмиле заглянул. Живет он в семье воспитательницы второй год.

Смешным воспоминанием осталось уже, как, отправившись самостоятельно в магазин, он, запутавшись в названиях и коробочках, "осчастливил" домочадцев маргарином, вместо майонеза. И как не мог взять в толк, почему на новеньком велосипеде можно прокатиться не один только круг, а сколько захочешь. Как не представлял себе, что такое пуститься с друзьями в свои мальчишечьи приключения, умчаться допоздна, словно вольный ветер, а, вернувшись домой, услышать: волновались и ждали... "Моя любимая Джозефина" - строка школьного сочинения о кошке, которая живет у них дома. В незатейливом детском признании патронатная "мама" видит символ того, что живут они одной настоящей семьей. Встречается Ярослав со своей мамой, ездит в гости к родственникам. Но радость встреч не омрачена уже безысходным призраком разлуки, потому что вокруг этого мальчишки так много близким ему душ.

Милада Каратаева

Размещено 25.01.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №1(58)