НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №1(58)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№1(58)

логотип газеты "Личное дело"

Подайте, Христа ради!..

Нищенство как социальная отдушина

Всем памятны, конечно, колоритные сцены из жизни обитателей современного "дна" в комедии Рязанова "Небеса обетованные". Для многих стало открытием: "Оказывается, нищим можно не только выживать, но и прилично жить". Из уст в уста передаются истории о нищих, сколотивших на подаяниях состояния.

Прежде, чем написать эту статью, я опросил своих знакомых, подают ли они нищим. Картина нарисовалась такая.

Женщины чаще всего подают (тут все неизменно: жива традиция "святой Руси").

Молодые проходят мимо.

Популярен был и такой ответ: "Бог подаст!" Более раздраженный вариант: "Кто бы мне подал!.."

Один из моих собеседников, бывший руководитель крупного предприятия, отрезал: "Никогда не подавал и не подам! Я считаю, социальной базы для нищенства у нас в стране нет".

* * *

Социологи считают, что нищенство неискоренимо в любом обществе, в котором существует социальное неравенство. Не является исключением в этом смысле и СССР в период "развитого социализма", всем известно, что живущих подаянием можно было встретить у каждого храма. Хотя при тоталитарных режимах эта язва не бросается в глаза, так как побирушек просто удаляли с глаз долой - как "паразитов на теле трудового народа".

История Перми знает, однако, пример того, как был тяжкий социальный недуг был преодолен вполне демократическим, цивилизованным путем. Было время, когда не звучало на пермских улицах и площадях обращение "Подайте Христа ради..."

То, что нищенство, христарадничанье - это проявление болезни общества, понимали многие. И острее других осознавали это представители церкви. Один из пастырей, священник Н. Бирюков, писал в феврале 1864 года "Пермских губернских ведомостях":

"…А какая польза обществу от нищих? Никакой. Только тягость одна! Нищие, как черви, подтачивают доброе общество, своим примером, праздностью, пустословием, обманом, коварством, сплетнями - неприметным образом пускают нравственную заразу в дома, семейства и общества, не говоря уже о том, что они, как пиявки, высасывают материальный достаток у людей...".

Существовало, правда, и иное, более терпимое отношение к попрошайкам, особенно у женской половины верующих. Считалось (да и теперь считается), что не подать убогому - грех. Нищие нужны были, как ни парадоксально это звучит, и самим подающим милостыню. Ведь совершая благодеяние, они осознавали, что делают доброе дело. Такая малость - а приятно на душе. Тот же священник Бирюков в своем обличении нищенства выразил позицию церкви и в духовном смысле. Он писал, что "наши нищие опасны и для святой веры христианской… рассказывают всякие былицы и небылицы, мешают правду с ложью и рассуждают о том, чего сами не понимают… Одним словом, нищие наши - как ни теплые, ни холодные (Апокалипсис, 111, 16) - должны быть низринуты"

Это и называется - развенчать древнейшее заблуждение на православной Руси. А вот практическим развенчанием и устранением социального зла занялся в Перми Комитет по разбору и призрению нищих.

Краевед В.С. Верхоланцев в книге "Город Пермь, его прошлое и настоящее" (1912) пишет: "Этот комитет образовался давно и проявил очень большую деятельность, когда душой его был протоиерей Е.А. Попов, можно сказать, уничтоживший нищенство в Перми благодаря рациональной постановке дела благотворительности.

Нищих в Перми тогда почти не было…"

Существовал комитет с 1880 года, руководил им о. Евгений Попов, которого в народе называли "праведным протоиереем". Это был один из самых почитаемых в епархии пастырей. Е.А. Попов - религиозный публицист, историк Пермской епархии, устроитель часовни св. Стефана Великопермского. И - редкий случай для пастыря с семинарским образованием - почетный член Санкт-Петербургской духовной академии. В состав комитета входили также другие известные люди, такие, как владелец винокуренных заводов П.Д. Дягилев (прадед знаменитого культурного деятеля, организатора "Русских сезонов"), управляющий одного из первых пермских банков П.И. Семевский, купцы А.П. Кропачев, Н.П. Вилесов.

От состава комитета зависел, сразу скажем, успех всего предприятия. Влиятельные и состоятельные люди, с положением в обществе - залог удачи, протоиерей хорошо понимал это. Сыграло свою роль и то, что губернская власть поддержала инициативу комитета. Губернатором тогда был В.А. Енакиев.

"Разбор и призрение" начались с того, что всю христарадничающую публику решили "разобрать" по группам. Их было три: в первую включили тяжкобольных, увечных и престарелых, во вторую группу зачли нищенствующих, которые могли при желании выполнять легкую работу, и в третью - те, кто вполне мог работать, но не хотел.

В Перми появились ночлежный дом на сто человек и несколько дешевых и бесплатных народных столовых-чайных (в переселенческом бараке, на набережной Камы, на Петропавловской улице в доме Быковой).

Однако всего этого было явно недостаточно. Профессиональных нищих отучить от милостыни было не так-то легко. Благие пожелания могли остаться только сотрясением воздуха. И тогда отец Евгений предложил радикальное решение: обратиться к верующим пермякам с просьбой: прекратить подавать милостыню! То есть, не давать нищим ничего в руки, а опускать свое подаяние в специальные кружки, которые были расставлены во многих местах, там, где "промышляли" обычно убогие. (Кстати, примерно такие же меры предлагал московский историк И.Г. Прыжов в своем очерке "Нищие на святой Руси" (1862 г.)

Наступление на нищенство развернулось летом 1886 года. Провели разъяснительную работу с клиром, обратились с данным проектом к честному пермскому народу со страниц "Пермских газетных ведомостей". Контроль за соблюдением нового порядка возложили на полицию. А комитет уже распределял полученную таким образом материальную помощь самым нуждающимся.

Нововведение приживалось непросто. И обыватели не всегда с одобрением относились ко всему необычному. Да и сами нищие - народ ушлый. Были зафиксированы случаи, когда убогие, получив в комитете талоны на питание в народной столовой, продавали их рабочим. Появлялись у храмов и такие "калики перехожие", которые только выдавали себя за паломников, им без подаяния добрых людей - никак…

И возникали такие гримасы, что жители бедных слободок покупали хлебушко у нищих, а не в лавке, потому что так-то выходило подешевле. "Святая Русь" в кривом зеркале…

Со временем "система Попова" все же прижилась. Порядка в городе стало заметно больше. Заметно и для гостей города, о чем сохранилось немало свидетельств. Опыт Перми получил и Высочайшее одобрение, когда в 1887 году на Урал приезжал великий князь Михаил Николаевич).

Протоиерею приходилось тратить много сил на убеждение представителей самых разных слоев общества. Всероссийски известная полемика вышла у него с писателем Н. Лесковым. В своем сочинении "Мелочи архиерейской жизни" Лесков осветил, не очень-то в положительном свете, дела в "отдаленной восточной епархии". По многим признакам можно было догадаться, что речь идет о Пермской епархии, где побывал писатель. В невыгодном свете был представлен Лесковым, в частности, помещик N, который, якобы, заставил страдать своих родных, ударившись в благотворительность. В этом образе нетрудно было угадать П.Д. Дягилева, на защиту которого и встал о. Евгений Попов, не убоявшись популярного сочинителя.

Но как много у нас зависит от одной личности! После смерти Е.А. Попова (1824-1888) благое дело потихоньку забылось, как печально констатировал летописец. И только в декабре 1911 года возникло городское попечительство бедных. Город был разделен на 9 участков, в которых были открыты участковые попечительства о бедных - с бесплатными столовыми, кружечным сбором, оказанием материальной помощи.

Проблема нищенства заметно обострилась в Перми в последние годы. Это заметно каждому невооруженным глазом. Одни идут на паперть, другие - на панель. Формы побирушества разнообразны.

Появились и "философы", которые считают нищенство своего рода социальной отдушиной, способом перераспределения средств. Что же, циники есть в любом обществе. Но, может, пришла пора вспомнить опыт прошлого, когда приезжие поражались в городе "полнейшему отсутствию нищих"?

* * *

"Нужно думать, - писал городской историк Верхоланцев в 1911 году, - что рациональная и систематическая постановка дела благотворительности, к которой город приближается с учреждением участковых попечительств, со временем совсем уничтожит печальное явление нищенства на улицах".

Пермь опять только "приближается" к этому…

У церкви сидела живописная шеренга нищих.

- Пирог с капустой будете, ребята? - спрашивает пожилая сердобольная прихожанка.

- Что ты, матушка, спрашиваешь! Самое милое дело - пирог, - обрадовано ответствует один из побирушек.

Обычная картина…

В. Гладышев

Размещено 25.01.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №1(58)