НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №3(60)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№3(60)

логотип газеты "Личное дело"

Об угрозе удушения некоммерческих общественных организаций налогами

(Информационное письмо Общества "Мемориал")

Дорогие коллеги!

Правление поручило мне ознакомить вас с более чем тревожной ситуацией, которая сложилась для наших организаций, равно как и для всего некоммерческого сектора, в связи с действующими ныне правилами налогообложения.

Угроза такова, что если нынешнее законодательство будет исполняться буквально, то многие гражданские организации (возможно - большинство) вынуждены будут свернуть свою деятельность. Каковы основные проблемы, которые ставит перед нами новый Налоговый кодекс?

ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ:
оказал услугу - плати НДС

В действующем законодательстве существует норма (ст.146 НК РФ), согласно которой всякая безвозмездная передача товаров, работ или услуг, кем бы и в каких целях она не осуществлялась, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в размере 20%.

Что это реально значит?

Это значит, что если буква закона будет соблюдаться, то государство будет требовать "свои" 20%:

со стоимости каждой акции, в рамках которой вы оказываете услуги людям (в нашем случае это, прежде всего, малоимущие старики) и которую налоговая инспекция сочтет не подпадающей под понятие "гуманитарной или благотворительной помощи, оказываемой благотворительной организацией" (ст.217 НК) - например, с ремонта квартиры, который ваша организация осуществляет на волонтерских началах, с бесплатного концерта, устроенного вами и так далее. И, конечно же, с консультативной помощи, которую вы оказываете вашим "клиентам" - юридической и медицинской;

с любой лекции, прочитанной публично - ведь вы оказываете своим слушателям "образовательную услугу", стоимость которой налоговое ведомство при надобности сумеет оценить и взыскать пятую часть начисленного в виде НДС. Если же вы, не дай Бог, устраиваете среди школьников конкурс, да еще нашли средства на то, чтобы премировать победителей памятными призами - готовьтесь к тому, что вручение этих призов будет квалифицировано как "безвозмездная передача товаров" и также обложено налогом;

с оплаты дороги и гостиницы иногородним участникам любого семинара или научной конференции, которые вы проводите - это тоже "услуга". Кстати, это уже не гипотеза: даже с оргкомитета Гражданского форума, который, вполне очевидно, рассматривался властью как "государственное мероприятие", налоговики до сих пор требуют выплаты НДС с этих статей расходов (именно поэтому оргкомитет так и не сумел, хотя это было оговорено заранее, передать остатки средств на своем счету в регионы: эти деньги, под страхом уголовной ответственности, не разрешено трогать до уплаты налогов)

К тому же, если строго следовать закону, то те, кому услуги оказываются, должны заплатить государству 13% подоходного налога. Можете представить себе ситуацию, при которой, вручая школьнику-краеведу памятный подарок - энциклопедический словарь стоимостью пятьсот рублей, вы одновременно сообщаете ему, что обязаны подать в налоговую инспекцию сведения, на основании которых с него (или с его родителей) взыщут 65 руб.? Так что, если дело дойдет до реального исполнения этой нормы закона, то вы, вероятно, предпочтете заплатить за него эту сотню сами. И, соответственно, сократите число тех, кому вы в состоянии вручить такой приз. Или, вероятнее всего, просто перестанете заниматься этим вообще.

У гражданских организаций, как правило, своих денег нет, они получают целевые пожертвования от спонсоров. Попробуйте-ка объяснить вашему спонсору, куда девается каждый третий (20%+13%=33%) пожертвованный им рубль! Как только он поймет, что этот рубль забирает себе государство, вы можете забыть о нем и его грантах. Нормальные люди в подобные игры не играют.

Есть ли реальная угроза, что в ближайшем будущем налоговые инспекции начнут в массовом порядке начислять НДС на безвозмездные "услуги" некоммерческих организаций? Если да - то коснется ли это всего некоммерческого сектора? Или - лишь отдельных организаций, особо "любимых" властью? Станет ли применение этой нормы частью федеральной политики или превратится в орудие, с помощью которого региональное начальство будет разбираться с теми или иными местными НКО? Мы не знаем.

Ясно одно: годами жить под дамокловым мечом мы больше не можем.

ПРОБЛЕМА ВТОРАЯ:
не всякая работа - работа

Эта проблема, в отличие от предыдущей, - новая, хотя и не неожиданная.

С 1 января текущего года вступила в силу глава 25 Налогового кодекса. Эта глава содержит ст.251 ("доходы, не учитываемые при определении налоговой базы"), в которой дается четкое определение того, что закон считает грантами, то есть безвозмездными и безвозвратными целевыми пожертвованиями и освобождает от 24- процентного налога на прибыль. Иначе говоря, речь идет о финансовой основе нашей с вами деятельности, да и деятельности подавляющего большинства некоммерческих организаций.

Так вот, дорогие коллеги, в качестве таких пожертвований ст. 251 называет лишь денежные средства или имущество, передаваемые "на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований". Гранты, предоставляемые на любые другие виды деятельности, - в частности, на консультативную юридическую помощь, на консультативную медицинскую помощь, на правозащитную работу и так далее, - рассматриваются как "доход", полученный организацией и подлежат налогообложению. Таким образом, если вы получили от какого-то благотворительного фонда 50 тысяч рублей на работу юридической приемной или консультативного медицинского пункта, или на благоустройство мемориального кладбища, то вы должны или изыскать из каких-то других средств еще 12 тысяч, чтобы заплатить "налог на прибыль", или потратить из полученных денег на работу только 40322 рубля 58 коп., а 9677 рублей 42 коп., то есть почти четверть полученной суммы - отдать государству в уплату налога. Второй вариант практически невозможен: где вы найдете благотворительный фонд, который согласится, чтобы каждый четвертый рубль из выделенной им суммы был отдан не на оговоренные цели, а в казну?

Заметим, что речь идет не о налогах на заработную плату сотрудников, - эти налоги вы как платили, так и будете платить, - а о деньгах, которые налоговая инспекция захочет взыскать с вас в силу единственно того факта, что кто-то пожертвовал вам определенную сумму на вашу работу!

Но и организации, специализирующиеся на тех пяти видах деятельности, которые законодателю угодно было счесть достойными благотворительности, тоже пусть не спешат радоваться: очень похоже, что в правоприменительной практике налоговые органы будут руководствоваться своими представлениями о том, относится ли та или иная работа НКО к соответствующему виду деятельности. Вероятнее всего, от этих организаций потребуют лицензировать эту деятельность в соответствующих министерствах. То есть, экологам придется получать лицензию на свою деятельность в Министерстве природных ресурсов, образовательные программы будут признаваться таковыми лишь при наличии лицензии от Министерства образования или соответствующего департамента на региональном уровне, и так далее.

И это еще не все.

Новому закону придана обратная сила: порядок налогообложения, вступивший в силу 1 января 2003 г., распространен законодателем на 2002-й отчетный год!

Если эта норма будет применяться последовательно и повсеместно, многие наши организации превратятся постфактум в злостных неплательщиков, а их руководители могут быть привлечены к административной или даже уголовной ответственности - в зависимости от размера недоимки.

ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ:
не всякий спонсор - спонсор

Согласно все той же ст.251 Налогового Кодекса, гранты предоставляются "…физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации".

Это значит, что если благотворительный фонд, который хочет дать вам грант, не входит в указанный перечень (чем-то он Правительству Российской Федерации не пришелся по душе, или, что еще вероятнее, составляя перечень, правительство о существовании данного благотворительного фонда не знал, или просто забыло), то этот грант рассматривается как ваш доход и облагается налогом, даже если он направлен на деятельность, предусмотренную ст.251.

Кстати, перечень этот Правительством уже составлен. В нем на сегодняшний день отсутствует, например, немецкий Фонд им. Генриха Белля, который финансирует целый ряд программ Международного "Мемориала"

Что мы предпринимаем в связи со сложившейся ситуацией?

Налоговая проблема регулярно обсуждается в рамках круглого стола "Народная ассамблея", куда входит и Общество "Мемориал"; здесь же разрабатывается и программа действий, направленных на изменение складывающегося положения.

Что сделано к настоящему моменту?

Первое. Юристы "Народной ассамблеи" внимательно изучают действующие положения Налогового кодекса, Закона об общественных организациях, Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях и ряда других законодательных актов, имеющих отношение к делу. Их задача - выяснить, нельзя ли избежать тех опасностей, о которых говорилось в первой части этого письма, опираясь на действующее законодательство. (Так, например, существует небезосновательное мнение, что для решения "грантовой проблемы" вам достаточно точно и аккуратно выбирать терминологию в деловых бумагах.) Сводные рекомендации будут вам представлены в ближайшее время.

Второе. Готовится обращение в Конституционный суд РФ, в котором будет опротестована попытка правительства придать ст.251 Налогового кодекса обратную силу и заставить вас заплатить налог на прибыль со средств, полученных и израсходованных вами в 2002 году. Специалисты говорят, что такое обращение будет иметь хорошие шансы на успех.

Третье. Центром развития демократии и прав человека - экспертной организацией, входящей в Народную ассамблею, разработан подробный законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ. Этот законопроект носит достаточно компромиссный характер: теоретически в нем нет ничего такого, что должно вызвать резкое отторжение у наших оппонентов из Минфина. Смысл законопроекта состоит в том, что среди НКО, по определенным, достаточно формализованным критериям (главный из которых - отсутствие деятельности, направленной на получение прибыли в экономическом понимании этого слова) выделяется определенная группа организаций - "бесприбыльные организации, действующие в общественных интересах". Естественно, организации, получившие соответствующий статус, освобождаются от налога на прибыль; если же они безвозмездно оказывают кому-либо услуги или передают товары, то эта их деятельность не облагается налогом на добавленную стоимость, а получатели товаров и услуг освобождаются от уплаты подоходного налога.

Четвертое. Разработаны предложения по существенному расширению списка сфер деятельности, пожертвования на которые могут считаться "грантами" и освобождаться от налога на прибыль. Мы пытаемся убедить правительство предложить Думе законопроект о внесении соответствующих изменений в ст.251 НК; первая реакция Минфина на наши предложения была достаточно благоприятной.

Пятое. Вы знаете, что в нынешний состав Комиссии по правам человека при Президенте России входит целый ряд людей, представляющих организации "Народной ассамблеи". Через этих людей было инициировано письмо членов Комиссии Президенту. В письме описана ситуация с налогообложением грантов и выдвинуто предложение внести в Думу законопроект об изменениях в ст.251 НК, а также разработать подзаконный акт, регулирующий и делающий прозрачным составление правительственного перечня "доноров" (российских и зарубежных некоммерческих благотворительных организаций, предоставляющих гранты НКО).

Шестое. Наиболее крупные отечественные и зарубежные благотворительные организации, действующие в России, как вам, может быть, известно, также объединены в своего рода круглый стол - так называемый Форум доноров. Народной ассамблее удалось донести до этой влиятельной ассоциации грантодателей свою тревогу по поводу будущего благотворительной деятельности в России; в настоящее время Форум занят выработкой единой позиции и стратегии действий по проблемам налогообложения. Седьмое и, вероятно, самое важное. Наши представители продолжают переговоры с Министерством финансов. Эти переговоры уже сейчас приносят некоторые частные, но важные результаты: как уже говорилось, расширяется перечень сфер деятельности, пожертвования в которые будут считаться "грантами"; уточняется и дополняется также правительственный перечень грантодающих организаций. Самое главное, однако, - это отношение Минфина к нашим системным предложениям по изменению законодательства.

В настоящее время переговоры идут полным ходом. В ближайшие недели выяснится их результат. И, если исход этих переговоров будет неблагоприятным для НКО, мы вынуждены будем прибегнуть к естественным и традиционным для гражданского общества методам борьбы. Мы займемся организацией массовой и публичной общественной кампании, направленной на то, чтобы заставить власть считаться с интересами "третьего сектора". То, что эта кампания развернется в "предвыборный" год, является, как мы полагаем, благоприятным обстоятельством.

Конечно, если нам придется прибегнуть к подобным способам защиты интересов некоммерческих общественных организаций и пользующегося их услугами населения (по некоторым подсчетам - около 25 миллионов человек), то в первую очередь кампания общественного протеста должна будет разворачиваться в регионах. Поэтому при подобном обороте событий все надежды и львиная доля работы придется на вас - активистов региональных организаций. Мы хотели бы как можно скорее услышать ваши соображения относительно того, как, в каких формах можно было бы вести такую кампанию, кто может быть нашим союзником в этой борьбе, какие требования и кому следует предъявить - словом, все, что покажется вам идущим к делу.

Мы просим вас довести содержание этого письма до сведения активистов вашей организации, а также партнеров из числа неправительственных организаций, действующих в вашем регионе.

По поручению Правления Международного Общества "Мемориал",
член Правления Александр Даниэль

Размещено 02.04.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №3(60)