НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №3(60)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№3(60)

логотип газеты "Личное дело"

Образ чужака витает над Пермью

Жизнь национальностей: какой она предстает не со страниц глянцевого журнала

Пермь - город спокойный, живут здесь люди гостеприимные, неприхотливые и незлобивые. Так можно было бы говорить вчера и сегодня, если бы не два обстоятельства. Если бы не появились здесь скинхеды и русские нацисты, небольшая группа радикалов, трансформировавшаяся недавно в Русское православное национал-социалистическое движение (РПНСД). И если бы не существовал в Перми "музей антисемитизма" - так называют порой еврейское кладбище на территории самого старинного некрополя почти в центре города, где вот уже многие годы "резвятся" местные националисты.

Растет также уровень бытовой ксенофобии, что особенно заметно в последние годы, в связи с войной в Чечне и резко обострившейся конкуренцией и усилением позиций предпринимателей "кавказской национальности" на местных рынках.

Репутацию честного города миллионная Пермь потеряла для многих в 1998 году, когда местное отделение баркашовского РНЕ добилось "почетного права" провести всеуральский съезд сторонников своего движения, пригласив к себе десятки нацистов в черных рубашках со свастикой - не только делегатов, но и "гостей" со всей страны. Толерантному имиджу Перми, складывавшемуся веками, исторически обоснованному, был нанесен непоправимый урон.

Предлагаем вашему вниманию краткий обзор пермской прессы по межнациональной тематике за "весь" ХХ! век - то есть за последние год-два. Для анализа мы взяли десять изданий, от самых популярных до самых маргинальных. Итак, какой же предстает жизнь национальностей не со страниц глянцевого журнала?

Кто самый активный: то, что гранью

За последний год наиболее активно проявляли себя группы скинхедов (количество их милиция затрудняется назвать); организация со странным для россиян названием "Юлианский орден рыцарей Александра Невского"; сторонники генерала Петрова, лидера Народного Движения К Богодержавию.

В их речах и действиях, в публикациях и теоретических изысканиях звучат отчетливые националистические нотки: образ чужого (еврея, чеченца, азербайджанца, китайца, афганца…) сплетается из предрассудков и слухов, а базируется, как всегда, на экономических трудностях.

К активным действиям членов таких организаций и группировок нужно отнести оскорбительные и подстрекательские надписи на заборах, избиения людей, не согласных с их идеологией, имеющих другой цвет кожи или разрез глаз. Выпуск экстремистами газетной и другой печатной продукции - это тоже действие, это тоже вполне подзаконный акт.

Наиболее заметно выступают на националистическом фронте члены Русского Национал-Социалистического Движения. Весной 2002 года по Перми распространялась газета "Мировоззрение", орган РПНСД (№9). Ее титул включает уже и свастику, и прежний, несколько стилизованный символ отрядов РНЕ, движения "Возрождение", а также православный крест. Таким образом, надо полагать, идеологами движения выстраивается цепочка преемственности. На первой странице - бойкий стишок Н. Боголюбова, с традиционными антисемитскими проклятьями.

В обширной "теоретической" статье, подписанной одним из представителей так называемой катакомбной церкви истинных православных христиан Амвросием Архиепископом Готфским (перепечатка из другого издания "Раса", №4), делается попытка расового определения идентичного христианства. По главной сути, по мысли автора, определение это сводится к двум постулатам. Арийская раса - это и есть библейский избранный народ.

И другой постулат неорасистской концепции "Мировоззрения": "…Необходимо согласиться с верной политической терминологией, установленной Вождем Адольфом Гитлером".

В "трактате" обращает на себя внимание также призыв к активному участию в общественном управлении, не уподобляться "охлосу" (греч. - "толпа"), который "составляется из недостаточно расово и наследственно полноценной части общества".

Кроме того, текст обильно уснащен библейскими цитатами, трактованными авторами в том же духе.

Представители православной церкви от новоявленных пророков РПНСД сразу открестились, как, впрочем, они делали это и раньше, в годы Советской власти по отношению к "катакомбникам". Один из самых популярных пермских пастырей отец Стефан (Сексяев) сказал в интервью корреспонденту "Звезды" ("Осененные свастикой", №92 2002 г.): "Катакомбная церковь - подпольная, раскольническая. В ней живет дух разделения, и она присваивает себе право на истину…"

Он считает, что такие писания опасны, поскольку их авторы "…проповедуют как бы от лица Церкви, но на самом деле не то, что проповедует Церковь. Это провокация, когда церковная база используется под расистские желания и намерения. К сожалению, люди легко попадаются в эти сектантские сети. Наша церковь не может поддерживать подобное, потому что она не занимается политикой. Она стремится к любви и созиданию, а не к розни. Для нее все равны перед Богом…".

И еще на один момент обратим внимание. Упомянутый номер "Мировоззрения" с апрельскими тезисами "истинно православных катакомбников" - это своего рода манифест лидера пермских нацистов В.В. Носкова. Он подписал этот номер, кроме того, в конце выпуска - обычное для пермских баркашовцев извещение о местах (их два) и о времени сбора - для желающих вступить в РПСНД. Дается и почтовый адрес - для желающих оказать помощь. Таким образом, Владимир Носков идет в открытую, он уже не скрывает своих взглядов под уклончивыми формулировками. Возможно, потому что окончательно распростился с надеждами выйти на широкую политическую сцену. Ведь еще три года назад Носков и его сотоварищи строили планы не только участвовать в выборах в Госдуму, но и заявляли о своих расчетах и надеждах, что РНЕ, выступая вне блоков с другими партиями и движениями, перешагнет пятипроцентный барьер.

Добавим, что путь, проделанный за последние годы В.В. Носковым с группой единомышленников, весьма примечателен для такого рода людей. Было время, где-то в конце 1980-х, в конце перестройки, когда группа молодых ребят во главе с подполковником в отставке Носковым пыталась помогать православной церкви, они занимались в кружке по изучению Библии. Затем, не удовлетворенные "робостью и непоследовательностью" пастырей Русской православной церкви, носковцы последовательно переходят из одной церкви - в другую: сначала их видят в приходе зарубежной церкви, затем Носков со скандалом внедряется в руководящий совет местной старообрядческой общины. И вот теперь он, оказывается, уже у "катакомбной" или, как ее еще называют, "пещерной" церкви. Демонстрируя соответствующее пещерное "Мировоззрение".

"На польский глядят - как в афишу коза"
(Кто испортил слово "патриот")

Берем другую газету, заявляющую о своей патриотической направленности - "Вести Урала". Тут и стремление обелить вождя всех времен и народов" (№7 2001 г. "Покушения на Сталина"). И нагнетание нездоровых страстей при отстаивании прав русских (№3,4 2002 г. "1000 лет польской угрозе России". А эпиграфом к данной серии публикаций взяты опять же слова Иосифа Виссарионовича: "Для России польский вопрос является вопросом безопасности" - и это безотносительно ко времени действия…

В данном издании не постеснялись использовать положительный (как кажется самой редакции) образ железных чекистов разных времен, в том числе самых зловещих фигур. Рубрика "ОблНКВД" сопровождается здесь фигуркой… Ежова, душащего долларовую гадину. Сама рубрика расшифровывается на новый лад: "ОБЛичающий Народный Корреспондентский Внутренний Департамент". В публикации "Фарисеи" - все тот же набор ругательств и обвинений по адресу Запада и "продавшихся ему демократов":

"…Правозащитники-диссиденты бесстыдно кичатся своими предательскими заслугами перед новым поколением, готовым подобно им продавать Родину за "общечеловеческие ценности", а на самом деле за доллары и иностранное гражданство".

Как пишет автор, "свой кусок получили и подданный британской королевы Владимир Буковский…, и активист правозащитного движения СССР Александр Болонкин, которому отведена целая полоса в газете "Личное дело" №2 за 2002 г., кстати сказать, издается на средства Фонда Форда (США)". По адресу последнего говорится: "Надо отдать должное автору публикации, он показывает Болонкина убежденным врагом Российского (советского) государства, приложившего немало усилий в противоборстве с Отечеством"…

Непредвзято мыслящий читатель сразу обнаружит передержки: как раз ничего антироссийского в действиях и высказываниях А.А. Болонкина в публикации "Личного дела" (и на самом деле) не просматривается. Но автору заметки "Фарисеи" это нужно, и он выдумывает почем зря, наводит тень на плетень.

И опять же - густая, назойливая апологетика чекистов: "Из "разоблачений преступлений КГБ ясно видно, - пишет автор, скрывшийся за псевдонимом, - что КГБ действительно виновато в том, что не уничтожило эту заразу…". В том же номере "Вестей Урала" нам встретилась "новелла" самого редактора, Юрия Исакова, под названием "Выбор". Перед нами - душещипательный, неумело написанный рассказ о том, как честный уполномоченный НКВД получает приказ начальства: расстрелять своего недавнего товарища и коллегу, а теперь - арестанта, врага народа. И - привел приговор в исполнение. Под конец читатель узнает, что сын убитого стал сотрудником органов госбезопасности…

"Дубина народной информационной войны"

Еще одно националистическое издание, появившееся в наше смутное время - газета "Мера". Но заявлена она издателем - народным движением К Богодержавию и всенародной партией "Единение" (не путать с "Единством") - как "общероссийская концептуально-аналитическая". Ее привозят в Пермь сторонники генерала Петрова. Теоретик в погонах войдет в историю не только своими глубокомысленными выкладками в области этногенеза и мировых заговоров, но и какой-то патологической любовью к аббревиатурам. "Если мы и дальше будем жить в старом ТЭЛО (Толпо-ЭЛитарном Обществе), утверждает "Мера", то мы никогда не расстанемся с религией, навязанной России - этой "сатанинской библейской иудо-христианской идеей". Для обороны же он создал свою КОБРу (Концепцию Общественной Безопасности России), разработанную на основе… пушкинской поэмы "Руслан и Людмила".

Пермская специфика: объекты ксенофобии

Пожалуй, чаще всего упоминаются в качестве объектов ксенофобии… афганцы. Да, именно они оказались в центре внимания СМИ. Произошло так во многом потому, что за дело (за тему) взялся опытный журналист А.К. Скорынин. Благодаря выигранному гранту он смог открыть в областной газете "Пермские новости" тематическую рубрику "Благовест". Много внимания уделяет проблемам беженцев, мигрантов, вынужденных переселенцев эта газета, а бывший афганский генерал Абдул Гафар - один из постоянных героев публикаций.

Эта же газета организовала сбор средств, вещей для современных горемык, а также создала банк данных, полезных для любого человека, оказавшего в трудной ситуации изгнанника. Но проблема адаптации, разрозненности таких горемык остается по-прежнему острой. Если "унесенные ветром" сумеют объединиться, они смогут отстаивать свои права, полагают журналисты газеты.

Напряженность существовала все последние годы и в мусульманской общине Перми, где произошел раскол между двумя более-менее равными группами интересов. Связано размежевание прежде всего с общероссийской ситуацией "раздвоения" власти, расщепления управления в муфтияте. Последнее время конфликт, вроде бы, поутих, но, как мы выяснили, затишье только временное. Причины конфликта, внутриконфессионального и межличностного характера, не устранены, так что горУВД продолжает выделять "милиционера на мечеть" с завидной регулярностью (цитируется аудиозапись заявления полковника Асадулина во время "круглого стола" по проблемам ксенофобии, проведенного в июне 2002 г. Уральским центром поддержки НГО).

Может, обойдемся без заклинаний?

На изменение ситуации в сфере межнациональных отношений в регионе незаметно влияют мероприятия, проводимые в рамках областной программы гармонизации межнациональных отношений. Это серьезный фактор сдерживания национал-радикализма. Но в то же время вирус официоза в этом тонком деле способен сильно подпортить общее настроение. Пример тому - выпуск журнала "Жизнь национальностей", посвященного Прикамью. Плохо еще получается у нас это - взаимодействовать без заштампованных заклинаний в дружбе и трибунных призывов в худших традициях советских времен.

Предпринимаются и более энергичные попытки влияния на общественное мнение. Характерный пример с мусульманами. В марте 2002 года в Ленинском районном суде г. Перми рассматривалось дело по обвинению гражданина Таджикистана Аббаса Мирахмедова в пересечении и покушении на пересечение государственной границы РФ без установленных документов, а также в совершении действий, направленных на разжигание национальной и религиозной вражды.

Пикантность ситуации в том, что Аббас Мирахмедов является имам-хатыбом пермской соборной мечети. Многие присутствовавшие в здании суда мусульмане Перми высказывали мнение о том, что этот процесс стал очередным этапом в конфликте двух пермских общин по вопросу, кому принадлежит здание пермской соборной мечети.

Дело громкое, поэтому неудивительно, что местная пресса дружно откликнулась на нечто "свеженькое" в затянувшемся споре. Одна из газет опубликовала в конце 2001 года статью "С героином в Коране", в которой говорилось о причастности Аббаса Мирахмедова к наркодилерству. Написана она была по материалам следствия, проводимого следственным отделом регионального управления ФСБ по этому же уголовному делу, возбужденному в отношении Мирахмедова. Тем не менее, в обвинительном заключении и, соответственно, решении суда не содержалось никакого обвинения в адрес Мирахмедова по фактам незаконного оборота наркотиков.

В ходе рассмотрения предъявленного обвинения суд полностью оправдал Аббаса Мирахмедова по пунктам, связанным с разжиганием национальной и религиозной вражды, и приговорил к одному году лишения свободы условно по первой части обвинительного заключения (незаконное пересечение границы).

Социологи приходят сегодня к выводу, что Пермь остается русским городом по преимуществу. Но образ чужого, бацилла ксенофобии здесь также проявляются, хоть и в скрытом виде. Для большинства населения национальных проблем не существует, во всяком случае, они оттесняются экономическими заботами.

Владимир Гладышев

Размещено 02.04.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №3(60)