НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №4(61)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№4(61)

логотип газеты "Личное дело"

Вероотступник

(Приблизить Запад к Перми мечтает человек, которого считают "Белой вороной")

В зале пермского оперного театра - полный аншлаг, и это удивительно, поскольку на оперу здесь ходят заметно меньше, чем на балет. Но сегодня дают детскую оперу. Сегодня - музыкальный спектакль по Пушкину, и "младое поколение" внимает происходящему на сцене с живым интересом.

В антракте же - гомон и беготня. Как на большой перемене. На этом фоне обращает на себя внимание фигура католического священника.

После спектакля к нему подходит высокого роста человек, в котором самые внимательные слушатели сразу узнают артиста, только что певшего со сцены.

"Это он! Он, точно, только без грима!.."

Это он, солист пермской труппы Алексей Копылов. Он и пригласил на спектакль со своим участием настоятеля католического храма. Как на грех, это оказалась опера по пушкинской "Сказке о попе и его работнике Балде". На вопрос о том, какое впечатление от спектакля, священник, приехавший из Польши, не смог в ответ скрыть своего изумления:

-В Польше такое невозможно, у нас на театр или на автора сразу бы в суд подали, наверное!

А ведь это еще только присказка. Основная наша быль - о том, как Алексей Копылов, солист Пермского академического театра оперы и балета, решил стать... католиком. И что вышло из этого житейского "эксперимента".

К переломному моменту своей жизни он подошел, будучи уже православным. Крестил его отец Александр, православный священник, помимо всего прочего приходящийся ему родственником. Все полагающиеся обряды Алексей прошел. Было ему тогда 25 лет, он учился в Свердловске, в консерватории.

- В принципе, все можно объяснить просто, - размышляет Алексей. - Есть люди, ищущие Бога, и это стремление просыпается вдруг. И во мне оно проснулось не сразу. То есть, это прежде всего событие внутри человека. Мне позарез надо стало: молиться - и все тут. Выучил православную молитву и начал молиться самостоятельно. Хотя, конечно, я грешный, как и все люди. Но дело здесь не в абсолютной святости, разумеется, а в направлении, которым я пошел.

Сейчас Алексей считает, что в случившемся с ним была и объективная основа. Ему хотелось научиться всему, что требуется верующей душе. И обязательно исповедаться. Без этого возникало какое-то ощущение неполноты. То есть, он захотел примкнуть к церкви, а не просто молиться.

Сначала Алексей пошел в православную церковь. Было это в Киеве, куда он приехал с театром на гастроли.

А там начались странные, и как показалось нашему музыканту, человеку эмоциональному, какие-то символические "приключения".

- Со мной произошло то, что индивидуально может случиться не с каждым - но со мной произошло. Я отправился в Киево-Печерскую лавру... и увидел, что там продается пиво!

Меня это как-то шокировало. Теперь-то я знаю, что и католики производят пиво, и мусульмане продают вместе с Кораном свои продукты. Но тогда меня это шокировало, видимо, все было обострено.

Затем Алексей идет в музей, мечтая увидеть воочию коллекцию скифского золота. На его языке крутится знакомый рефрен:

"Да, скифы мы, с раскосыми и жадными очами..."

В музее со "скифом" из Перми происходит маленький, но неприятный случай, который совершенно выбивает его из равновесия. Там требовали, чтобы посетители ходили только с группой, а Алексею не нужен экскурсовод, он просто хотел посмотреть золото, хотел побродить по музею самостоятельно и в молчании. Короче, - налицо стресс.

И все это как-то сразу, в одно время... Тут к Алексею, пребывающему в таком мрачном настроении, приходит знакомый. Рассказывает, что был у католиков, и как там хорошо и спокойно.

- Сходи, посмотри, не пожалеешь.

Так Алексей оказался в киевской церкви святого Александра.

- Утром с 12 часов репетиция, вечером - спектакль, а промежуток между этим - мой, я просиживал там, в костеле, все гастроли. Богослужения проходили под самым куполом (первый этаж не был еще освобожден). Мне было комфортно. Ко мне подошел священник, и мне тут же устроили, так сказать, курс молодого бойца. Катехизис проходил, и надо сказать, довольно терпеливо...

И я был, знаете, счастлив.

Парадокс: русский оперный певец становится одним из основателей католической общины миллионного города.

И не его, Алексея Копылова, встречает с распростертыми объятиями католический священник, а наоборот, он - ксендза. Такова уж ирония судьбы: сегодня Алексей - единственный из членов той инициативной группы основателей общины, поляков и немцев, оставшихся в городе.

Но у него появились последователи среди других жителей.

"Случай Копылова", у которого нашлись и последователи, вызвал тревогу у руководителей православной епархии. Прозвучали обвинения католиков в прозелитизме, а его самого - вероотступничестве.

Широкого, доверительного диалога религий, и уж тем более межконфессионального комитета (чем прославится Пермь в конце 1990-х) в то время еще не было.

В отношениях между общинами заискрило.

В Пермском католическом храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, или попросту костеле, идет концерт. Приглашены все желающие. Торжественно и проникновенно звучит орган - король инструментов. Всего и надо то - послушать Баха, как сказал поэт.

Затем - служба. На нее остаются в основном прихожане. Сегодня - праздник...

Певец одевается в белое одеяние и включается в действо.

- С тем священником православным, который меня крестил, получился капитальный разрыв. Проклял меня, что ли (Алексей невесело смеется). У меня было много попыток снова сблизиться с ним - ничего не получается, какой-то железный занавес с той стороны. С нашими немцами, допустим, уехавшими в Германию, состою в переписке, мы звоним друг другу, общаемся - все нормально. Здесь же - ничего, глухо. Берлинская стена, ей Богу!

Однажды Алексею повезло. Он хотел увидеться с отцом Александром, поговорить с глазу на глаз. И встретился с ним - в Киеве. Но разговора не получилось.

Узнав о том, что его духовное чадо теперь - католик, православный батюшка холодно отвернулся.

Для Леши это стало ударом. У отца Александра - богатая биография. Родился на территории Сербии, войну встретил в Германии. Получил три высших образования, как и Алексей. Жажда познания, стремление к поиску истины сближали их, представителей разных поколений. А главное, о. Александр служил несколько лет под началом известного сторонника экуменизма, значит, сближение и диалог разных религий должен был одобрять.

Не встретив понимания в лице своего наставника, Алексей был уязвлен и озадачен.

- Но что же ты сказал бы своему бывшему духовнику? Как попытался бы вновь найти общий язык?

- Мой случай не есть измена. Путь к истине может быть разным, как и веры должны быть разными. Нехорошие моменты можно найти и в католичестве, и в православии. Было бы желание, так ведь? Дело не в клириках, а позитивной массе. Почему мне европейское мировосприятие оказалось ближе, понятнее? Всю жизнь законами не определить, как ни старайся, и тогда на первый план выступает порядочность. Западный мир держится на порядочности, вот мое маленькое открытие. Я думаю, это мог бы понять батюшка. Но он не хочет почему-то меня слышать. Много необъяснимых вещей...Меня мало кто понимает. По жизни я играю роль чудака.

Он всего привык добиваться в жизни. В трехлетнем возрасте Леша увидел, как выползает из магнитофона порвавшаяся магнитная лента. Приняв ее за змею, которую не остановить, мальчик испугался - и с того случая у него осталось легкое заикание.

Казалось бы, какая тут может быть карьера певца? Но Алексей добился поставленной цели - и стал солистом одной из лучших оперных трупп России.

Был период - Алексей сильно увлекался "по части выпивки". Ну, как же - певец, богема, многие без возлияний и не мыслят эту среду. Сумел преодолеть в себе и этот искус. И не только в себе.

Алексей поет - и силой своего искусства лечит алкоголиков. Снят даже телефильм, речь идет о методе НЛП (нейролингвистического программирования) доктора И. Черепановой, по которому пациенты учатся преодолевать пагубную страсть под влиянием пения, гипноза.

Большой оригинал Алексей - в прямом и переносном смыслах. Все ему удается. Он надеется: не все мосты сожжены и с батюшкой.

И нет-нет, да набирает знакомый телефонный номер. Ожидая ответ, перекладывает трубку от одного уха к другому. Когда человек говорит по сотовому, это напоминает со стороны, словно его ударили по щеке, или у него болит зуб.

Воплощение иллюстрации к писанию: тебя ударили по одной щеке - подставь другую.

Жена Алексея осталась православной. Несколько раз он приходил с ней вместе в храм, Елена играла там на электрооргане. Но потом она почему-то "встрепенулась", как выразился Алексей, и перестала ходить в костел. Она не стала в это глубоко уходить.

И Алексей согласился, решив: в семье достаточно одного такого чудака, как он.

- Я по-прежнему стремлюсь к Западу, к европейским людям. Но! Только через понимание души европейцев, меня не интересует их цивилизация, научно-технический прогресс и так далее. Не ин-те-ре-су-ет! Главное, что меня поразило там: на Западе живут, в основной своей массе, порядочные люди. Смешно?

Когда я жил в тихом немецком католическом монастыре, я понял, прочувствовал простую вещь: Россия всегда была западной страной. В том самом смысле. И хотя история у нас дала крен, хотя агрессия жмет по всем фронтам, казалось бы (а там, в Европе, этого не чувствуешь)... У нас есть такие люди - называются ли они интеллигентами, живут ли они в деревне...

В театре к метаморфозам Алексея относятся, в основном, терпимо. Теперь коллеги у него уже не спрашивают: "Ну, как там церковь поживает?" Как будто все утряслось, успокоилось, все вошло в свое русло.

А души всех остальных пермяков Копылов с друзьями покоряет во время концертов своего квартета "Хорус". Нередко их концерты проходят в театре оперы и балета, с успехом выступали и за рубежом.

Глядя на то, как меняет свое обличье Алексей, за один вечер - в нескольких ролях - невольно задумаешься: может, и роль "белой вороны" он пишет для себя сам. В отчаянной попытке приблизить Запад к Перми.

Ведь если представить ситуацию наоборот? Если не из православных - в католики, а, напротив, из католичества - в православие? Кстати, такие случаи тоже есть. Копылов считает, что если смоделировать подобную ситуацию, то возможно всякое. Тут все зависит от священника, как он себя поведет, насколько умно и тонко.

- Я не вижу здесь никакой общей закономерности. Сейчас, спустя десять лет, проблема выбора передо мной не стоит вообще. Я имел много бесед со священниками, разных исповеданий. И пришел к определенным выводам. В принципе, мы делаем одно дело. Появилось ощущение, что я на своем месте - и все. И православный человек, глубоко верующий, воспринимает мир, все эти вещи точно также.

Я по первому образованию физик, причем теоретик, и мне не нравится тот хаос, который затягивает нас.

Общение с Богом носит, скорее всего, экстремальный характер, потому что грехов у каждого достаточно накапливается. А времени, чтобы попросить прощения, мало. Тут не о комфорте речь, пожалуй. Конечно, какое-то умиротворение после молитвы чувствуешь... но это успокоение может и не прийти. Тут больше веры в общую разумность. Что я вкладываю в молитву? Хочу выразить свою благодарность за то, что родители даровали мне жизнь. Веру в разумность всего существующего мира...

Я - изменился, конечно. Я стремился быть лучше, предпринимал попытки, во всяком случае.

Вера в общую разумность ведет Алексея по жизни, она подсказывает ему: все будет хорошо. В том числе и в отношениях между церквями-сестрами, как называют еще католичество и православие.

Кто знает, может быть, этот высокий парень "из оперного", этот певец и философ, которого кто-то считает вероотступником, кто-то чудаком, - выполняет свою миссию?

Миссию парламентера и переводчика - с одной веры на другую. Как он сам признается, говоря о своем мировоззрении, на данном этапе он принципиальной разницы между конфессиями уже не обнаруживает.

- С точки зрения католиков, мы, православные, - нормальные люди. А с точки зрения православных, католики - больше грешники, больше отступники. Потому что...- и далее следуют какие-то обоснования. Но вот уже хотя бы поэтому я оказался на стороне католиков. Я - на стороне здравого смысла.

Если сначала я был несколько разочарован в православии, то сейчас, подковавшись и образовавшись, когда пришло понимание мотивов, которыми движимы были Апостолы, - я уже на многое смотрю по-иному. Различия между католичеством и православием все время уменьшаются.

"Свободен! Свободен! Наконец-то, свободен!!."

Примерно такое настроение испытывает Алексей, когда вырывается в свою Слудку. И не просто Слудку, а - Дворцовую Слудку. Так называется старинное сельцо на самом берегу Камы, в котором находится его дачка.

На Западе жить он не сможет, это он уже давно понял. Любитель парадоксов, "самый высокий бас" Перми и на лоне природы толкует о своем:

- У меня нет никаких комплексов, когда я попадаю в Европу. Я думаю, русский человек для меня даже чаще представляется непонятным существом, "иностранцем", чем какой-нибудь западный католик. А на Западе я - "в дупель русский", и когда пью чай, ложка всегда тычется мне в глаз. И ничего тут не поделать уже, это я понял.

Взять ту же Польшу. Я - благоприобретенный поляк, можно так сказать. Язык польский выучил, конечно, но когда приезжаю в Польшу - мало что понимаю. Мне "на выручку" часто приходит английский язык. И в таких ситуациях я действительно похож больше на парламентера.

Дворцовая Слудка для него - настоящий обряд обновления личности. Сначала - встреча с великой рекой. Почти по Пастернаку: "Был утренник. Сводило челюсти..."

Затем - прогулка по лесу. Наконец, ты один на один с природой, со своими мыслями. С тишиной. Это великая игра, новая увлекательная и полузабытая роль, которую всегда ждешь. Как в случае с Кащеем, русским народным героем, у которого все сложно: сначала - один обряд постижения тайны, потом - другой, и иголочка явится очень не скоро...

Он подходит к окну, набирает знакомый телефонный номер. Ожидая ответ, перекладывает телефонную трубку от одного уха к другому.

Воплощение иллюстрации к писанию: тебя ударили по одной щеке - подставь другую.

Владимир Гладышев

Размещено 07.05.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №4(61)