НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №6(63)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№6(63)

логотип газеты "Личное дело"

"За любовь не платят…"

Вот - вспомнил слова Александра Грина из его романтического рассказа "Остров Рено", сегодня многим понятные: "И он отряхнул с ног своих прах земли, которую называют коротким и жестоким словом "родина", хотя слово это должно обозначать место, где родился человек, - и ничего более". Понятно, холодноватое рационалистическое утверждение автора является образным, гиперболизированным выпадом против тех, которые отчаянно спекулируют патриотическим понятием, отдавая за "родину" тысячи жизней - как правило, чужих, восемнадцатилетних. Самое обидное, что жизни эти отдаются не за родину, даже не за государство, а за амбиции конкретных людей, вообразивших себя полководцами и государственными деятелями.

В мае в областном Дворце молодежи прошел семинар "Взаимодействие региональных органов власти и НГО в решении проблем гуманизации военной службы и подготовки к введению альтернативной гражданской службы", в рамках которого состоялась дискуссия "Военно-патриотическое воспитание: насущная необходимость или анахронизм?". Организатор мероприятий - Центр поддержки демократических и молодежных инициатив.

Общественным организациям этот разговор необходим для того, чтобы выработать свое отношение к внедряемым сегодня программам патриотического воспитания, полностью их поддерживать или добиваться их существенной корректировки. Так определил задачу дискуссии ее ведущий, председатель Пермской гражданской палаты И. Аверкиев.

Роман Маранов, юрист, ведущий менеджер проекта ЦПДМИ, перечислил основные признаки советского понимания патриотизма: готовность к защите родины с оружием в руках, наличие вражеского образа, а также мифов о героях, которым необходимо подражать. Он высказался против тезиса "у патриотов не может быть вопросов к своему государству", когда подростку выдается готовое решение вопросов "добра и зла". Что из этого получалось, мы помним. Поскольку был только "один, который не стрелял". Маранов напомнил слова Льва Толстого о том, что патриотизм не может быть государственной идеологией. Показал слайды, на которых милиция избивает дубинками демонстрантов и фанатов, устроивших погром после проигрыша российской сборной на чемпионате мира: " и кто здесь более любит Родину?".

Потом слово было предоставлено О.Д. Степанову, секретарю пермского отделения КПРФ, который произнес верные слова о том, что проявление патриотизма возможно только тогда, когда "интересы общества совпадают с интересами каждого" и справедливо заметил, что при сегодняшней пропасти между богатыми и бедными это невозможно. При этом забыл рассказать про заградотряды, лагеря и миллионы расстрелянных, чьи интересы, видимо, не совпадали с "волей партии". Предложил услуги ветеранов и потребовал смены курса реформ. От услуг присутствующие как-то незаметно отказались…

Ведущий попросил вернуться к определению понятия - и сам высказал мнение, что патриотизм - чувство интимное, ведь речь идет о любви… Как воспитывать его? Игра "Зарница" с этой задачей не справится.

А сама армия справляется? Александра Михайловна Вракина, представлявшая Совет родителей военнослужащих Прикамья, предложила послушать Игоря Баранкина, молодого человека, который был призван на службу Мотовилихинским райвоенкоматом. Призван на службу - с церебральным параличом! Трудно представить себе всю дикость происходящего и происходившего. Автор этого материала сам помнит, как в батальоне, где он служил, во время бега умер молодой парень-сердечник, а рядом в строю стоял воин с очками "минус десять" - на стрельбище, в дождливую погоду, когда стекла заливались водой, он стрелял наугад. А сколько было психически неполноценных и обыкновенных садистов, которые командовали отделениями, взводами и ротами! О каком военно-патриотическом воспитании идет речь? А может быть, речь вовсе не о нем?

Как сказал кандидат исторических наук Андрей Борисович Суслов, у нас "военно-патриотическое" путают с гражданским воспитанием, которое и надо внедрять в жизнь. Были ли патриотами те американцы, которые воевали во Вьетнаме, а потом выбрасывали свои ордена? Являлись ли патриотами Сахаров и Солженицин, которых не принимала большая часть советского народа? Сегодня необходима новая модель воспитания. А нужна ли военная подготовка в школе? "Я думаю, - заметил он, - что воспитание и подготовка - это разные вещи. Кроме того, в современной школе просто нет преподавателей такой квалификации, которые могли бы объяснить детям разницу между защитой родины и убийством человека". Вспомнил слова полковника с военной кафедры университета: "Советская армия бывает в двух состояниях: или она ведет войну, или готовится к войне".

Руководитель общества развития предпринимательских инициатив Прикамья Светлана Геннадьевна Маковецкая обратила внимание на то, что "патриоты бывают разные: культурный патриот, религиозный, либеральный, консервативный… Культура и история - это не одно и тоже. Как, например, выглядела бы картина "Битва Челубея с Пересветом" над столом Шаймиева? За патриотизм нельзя выдавать зарплату. Это ненормально, что патриотами у нас считаются только те, которые служат в армии или готовятся в ней служить. Чтобы не происходила милитаризация "интимного" чувства. Надо добиваться того, чтобы любить Родину было модно, престижно, если хотите".

Только как этого добиться сегодня? Депутат ЗС области Вячеслав Михайлович Вахрин считает, что государство должно создавать такие условия, когда это чувство возникает у людей само: "Мы находимся на низком уровне развития экономики, при этом государство не скрывает откровенного призрения к своим гражданам и их правам. И пока это будет так, говорить о каком-либо патриотическом воспитании не имеет смысла".

И вообще, почему нужно служить государству, а не родине? Вернее, тому, что человек подразумевает под этим словом - не обязательно "прах земли". Татьяна Дьячкова, директор центра социальной помощи населению, утверждает, что военное воспитание прививает агрессию, а государство подавляет личность. Можно ли любить то, что подавляет? Надо воспитывать в людях любовь к ближнему. Вот он - поворот дискуссии. Владислав Аксенов, молодой человек, выбравший альтернативную службу, высказался еще определенней: "Я решил служить людям, а не власти. Не стрелять в людей, а оказывать медицинскую помощь". Его поддержал Павел Бобряков, правозащитник из Зеленодольска: патриотизм начинается с любви к семье, соседям. При этом необходимо помнить, что надо уметь защищать то, что любишь. При этом не надо делать вид, будто не существует проблем русского населения в Татарии или в Туве. Титульные нации неоднозначно проводят свою национальную политику. Кроме того, государство должно идти навстречу гражданам, стимулируя миграцию населения на восток, иначе мы скоро будем говорить на китайском языке.

Илья Бочаров из пермского Центра гражданского образования вернулся к источникам "интимного" чувства: "Патриотизм - это любовь к родине, а за любовь не платят... Кроме того, наше государство столько раз предавало свой народ…" Да, столько раз, что любить можно только родину. И действительно - известно: платят не за любовь, а за что-то другое…

Александр Михайлович Калих, директор ЦПДМИ и председатель Пермского областного отделения общества "Мемориал" согласился с ним: "Нам не нужен патриотизм за государственный счет. Патриотизм - это что, воспитание лояльности человека к государству? Но ведь еще есть понятие "преступного приказа". Думаю, патриотизм - это любовь к родине плюс ответственность за свою страну. Личная ответственность. Поэтому не все способны на чувство патриотизма, а только лучшая часть общества, не нуждающаяся ни в контроле, ни в побуждении".

"Сегодня у нас в одну кадетскую школу и 20 кадетских классов существует очередь - не так просто попасть, - доложил представитель департамента образования области Вадим Борисович Ольшанский, - конечно, надо максимально гуманизировать игры. Но патриотическое воспитание необходимо". Наверное, многие согласились с его мнением, что в конце концов не школа, не департамент образования, а общество воспитывает детей.

Мне кажется, итог состоявшегося разговора можно сформулировать так: государство должно создавать такие условия реализации личных чаяний граждан, чтобы у людей любовь к ближнему и Родине - географическому, культурному, нравственному, национальному воплощению жизни, возникала сама. Только так, а никак иначе воспитывается это чувство. Само государство любить невозможно - это не женщина, не мама и не Родина.

Заместитель председателя комитета по обороне Государственной Думы, генерал-полковник Э.А. Воробьев завершил дискуссию: "Надо любить родину без образа врага. Но уметь защищать ее в случае необходимости. И, конечно, стремиться сделать свою страну лучше. Я думаю, людей воспитывает тот, кому верят".

Согласен с генералом (может быть, впервые - с генералом). Лично я верю Александру Грину - Саше Гриневскому, в начале жизни работавшему на золотых приисках в Пермской губернии, солдату мировой войны и революционеру, автору "Алых парусов", который в конце жизни, опальный, не покинул родину, оставшись примером для миллионов граждан тоталитарного государства.

Юрий Асланьян
Размещено 26.06.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №6(63)