НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №6(63)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№6(63)

логотип газеты "Личное дело"

Школьный молох

Больше трех месяцев прошло с тех пор, как в 32-ой школе Перми произошел неприятный инцидент (см. апрельский номер "Личного дела"). А 20 мая суд Ленинского района должен был выяснить, била ли учитель биологии С.А. Ильенко семиклассника Ильяса Сайфуллина или нет. Но… Дело было отложено в связи с отсутствием адвоката ответчика.

Однако встреча сторон все же состоялась. Был там и я. И чего только не услышал. Оказалось, что за все это время (с 13.02 по 20.05) конфликт перерос в настоящее противостояние. По одну сторону баррикад встали супруги Сайфуллины и сочувствующие им родители, по другую - педагоги, уверенные в правоте коллеги. И все бы ничего, если бы в "разборки" взрослых не были втянуты школьники.

Из заявления В.И. Сайфуллиной узнал, что одна из учениц того же 7а класса предложила объявить бойкот тем, кто выступает против любимой учительницы. Предложение поддержали. На двух девочек, вставших на сторону Ильяса, начали оказывать психическое воздействие другие ученики. Самого мальчика руководство школы пыталось всячески очернить и запугать.

Приказ директора школы от 16.05.03 - факт: глава школы постановил не пускать маму Ильяса дальше вестибюля первого этажа, аргументируя это многочисленными жалобами детей на угрозы с ее стороны. Так кто же прав? Ведь если послушать педагогов, то С.А. Ильенко замечательный преподаватель и человек, и вообще дети ее очень любят. Педагоги утверждают, что пострадавший мальчик совершил не так давно такой некрасивый поступок, что даже неудобно описывать в газете. С другой стороны, ему тоже досталось... Взять хотя бы несостоявшееся 20 мая заседание, на которое в поддержку учительнице пришло два класса, стоявших около входа в здание суда. Зачем было противопоставлять коллектив одному ребенку, каким бы он ни был в глазах педагогов? Похоже, что дело мирным путем уже не закончится. Суду еще предстоит разобраться во всей этой запутанной истории и вынести свое справедливое (как надеются учителя и родители) решение.

Как же так получилось, что Ильяс и еще несколько человек перестали посещать школу, оказались "изгоями" в родном классе?! Наверное, наиболее компетентными в этом деле должны быть профессионалы, кто с самого начала принимали участие в разбирательстве конфликта, поэтому с интересующими меня вопросами я обратился к завучу по воспитательной работе. Вот что она сообщила. Ситуация была под контролем психологов. Сама учитель, Светлана Анатольевна, объяснила детям, что ее тяжба с родителями Ильяса никак не должна сказываться на отношениях в классе. Да и мальчик вроде бы не держал зла на учительницу… Но конфликт в школе - дело серьезное, так просто о нем не забудешь. Подспудно стали выяснять причины, вызывать детей для всевозможных бесед. А дети, они и есть дети: вспомнили, кого и когда Ильяс обидел, как и с кем себя вел. Да много чего еще. Понятно, обсуждали это в классе, потом дома, а родители - люди взрослые и восприняли все соответственно. Решили, что началась травля ребенка, а значит, надо его защитить. У девочек, поддержавших Ильяса, тоже оказались заботливые родственники: в школу стали приходить матери и бабушки этих "отверженных" учениц. А другие ребята обиделись: что ж они - изверги такие, чтобы от них охранять? В итоге директор перекрыл дорогу взрослым - и те забрали детей домой, которые в результате не посещали школу несколько дней. Получается, что родители оказали "медвежью услугу" своим чадам, забыв, что от всего в этой жизни все равно невозможно оградить. Так проблемы, вполне разрешимые с помощью школьных психологов, были перенесены во взрослую сферу, в которой, как известно, все гораздо сложнее. Теперь же педагогам жаль всех детей (умных, интересных ребят), которым они рады были бы помочь, но вот не успели. Наверное, уже и не важно, чем закончится слушание дела в суде, кто победит. Ясно одно: Ильяс и еще нескольких учеников родители переведут в другое образовательное учреждение - и это только внешние последствия конфликта. А кто из нас заглядывал в души детей?

Вообще-то ни для кого не секрет, что в каждой школе, как в любом другом заведении, порой нарушаются те или иные права, не все бывает гладко с поведением сотрудников и учащихся. Печально, что случай в 32-ой школе принял такие масштабы. И дело здесь, наверное, не в учителе биологии, не в родителях ребенка, а в чем-то большем, чего не хватило обеим сторонам. Может, ответ кроется в педагогической области? Школа должна давать человеку образование, обучать его. Напомню одно из определений "образования" - это система, процесс и результат обучения и воспитания. Еще древними было подмечено, что тот, кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, более идет назад, чем вперед. Вот и получается, что классы создаются со всевозможными уклонами, кроме нравственного. Не нужно забывать, что в деле воспитания ребенка важную роль играет взаимодействие педагогов и родителей. Тем более, что, как уверяли меня учителя, воспитательная работа в школе находится на высоком уровне. Они всегда готовы пойти на встречу родителям. Даже если дело дошло до противостояния, то это не значит, что не существует мирных путей разрешения ситуации. Конфликт сам по себе не столь плох, он позволяет выявить те или иные недостатки, противоречия, является непременным условием формирования личности. Важно не пропустить тот момент, когда этот конфликт принимает центробежный характер, разрушающий коллектив. Поэтому всегда нужно уметь вовремя остановиться и подумать, а правильно ли мы понимаем свои интересы? Вот этого и не получилось в данном случае ни у педагогов, ни у родителей. В погоне за Справедливостью они увлеклись и забыли об относительности этого понятия. Если перефразировать одного английского писателя, Справедливость без доброты и сострадания - это идол, а в конечном счете имя каждого идола - Молох, то есть ненасытная сила, требующая человеческих жертв. И самое печальное, что в данном случае этими жертвами оказались дети.

Юрий Хохлов
Размещено 26.06.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №6(63)