НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №8(65)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

№8 (65)
Август

логотип газеты "Личное дело"

Тревога

Пермские экологические проблемы - на президентском сайте

На официальном сайте Президента России опубликован анализ обращений граждан по вопросам охраны окружающей среды. Выделено, что наиболее беспокоящей отраслью в настоящее время стала нефтяная.

За последнее время количество писем по вопросам экологии значительно возросло. Если за Весь прошлый год их было 1780, то за семь месяцев текущего года - уже почти 3300. Причем на первый план выходят обращения, связанные с загрязнением окружающей среды нефтью и нефтепродуктами.

Анализ почты выявляет ряд "болевых точек". Во-первых, это наличие застарелых очагов экологического напряжения. Как сообщает, например, председатель Ейской городской общественной организации "Согласие" М. Москалев, здесь за 40-50 лет в результате разливов нефтепродуктов и утечки из продуктопроводов аэродрома летного училища на глубине 20 метров образовалась залежь керосина объемом, по оценкам специалистов, до 180 тысяч тонн. Идет поступление керосина и в Азовское море (до 50 тонн ежегодно).

Подобная картина наблюдается и в военном городке Щелково-4 Московской области, где, по информации Минздрава России, отмечено превышение предельных концентраций нефтепродуктов выше допустимых в почве, воздухе и питьевой воде. Источником загрязнения является залегающая на глубине от 2 до 6 метров "керосиновая линза" площадью более 20 га. Показательна также ситуация в городе Жирновске Волгоградской области, где в результате новых застроек резервуарный парк нефтепродуктов оказался в городской черте. "Когда ветер с его стороны, то зловонный запах буквально пропитывает все. Очень тяжело сердечникам и легочникам", - А. Горелый. Подобные сигналы поступили из городов Братска, Уфы, Туапсе и ряда других мест.

Поступают жалобы и из районов добычи нефти. Их лейтмотив - "нефть качают без всяких правил". Об остроте проблемы свидетельствует заявление 10 экологических и общественных организаций Пермской области, проведших акцию "ЛУКОЙЛ", ты убийца!" "Компания, действуя бесконтрольно, привела к экологической катастрофе ряд населенных пунктов, в частности - поселок Юго-Камск, деревню Павлова, где проживать практически невозможно - отравлена почва и водоемы". Ставится вопрос о переселении части жителей.

Общественность все больше беспокоит загрязнение вод Балтики, главной причиной которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского залива. В апреле текущего года в Санкт-Петербурге состоялась экологическая конференция, посвященная этой проблеме, где отмечалось, что из-за бесконтрольной деятельности по нелегальной перевалке нефтепродуктов в Морском порту Санкт-Петербурга на дне акватории порта скопилось огромное количество тяжелых нефтепродуктов, которые, если не принять соответствующие меры, неизбежно поднимутся на поверхность. Будет нанесен невосполнимый ущерб окружающей среде и экономике города. На конференции констатировался резкий рост зарегистрированных крупных разливов: 2001 год -11, 2002 год - более 50. Общеизвестные примеры - авария судна "Каунас" (разлито 23,5 тонны нефтепродуктов), пожар с последующим затоплением баржи "Гага", имевшей на борту 1000 тонн мазута и 500 тонн дизельного топлива.

Международная организация "Коалиция чистая Балтика", объединяющая экологов 10 стран Балтики, обращает внимание на опасную ситуацию в связи с введением в эксплуатацию нефтеналивного порта Приморск. "По имеющейся у нас информации, здесь не сформирована необходимая инфраструктура по ликвидации крупных разливов нефти, хотя загружаются танкеры дедвейтом свыше 100 тысяч тонн. Любая серьезная авария способна вызвать полномасштабную экологическую катастрофу для всего нашего региона".

Все больший отклик получает проект добычи нефти на месторождении "Кравцовское" на шельфе Балтийского моря в 22 километрах от знаменитой Куршской косы. Из письма научной общественности Литвы (Ю. Вирбицкас и другие): "Компания "ЛУКОЙЛ", нарушив действующий правовой регламент и не реагируя на обоснованные предупреждения, готовится к эксплуатации скважин. Мы обеспокоены возможными губительными последствиями". Разворачивается кампания против этого проекта и в Калининградской области, откуда поступило уже 850 обращений со стандартным текстом. В нем, в частности, отмечается, что план ликвидации аварийных разливов рассчитан только на хорошую погоду в светлое время суток и он будет неэффективен, а в ряде случаев даже опасен, в условиях шторма, интенсивных осадков и плохой видимости.

Еще одна волнующая проблема - безопасность перевозок нефти по морям Российской Федерации. Участники семинара "Правовые проблемы защиты морской среды от загрязнения нефтью" (Москва, март 2003 года) обращают внимание, что для перевозок нередко используются старые, однокорпусные суда, а это чревато серьезными последствиями. Так, в июне 2002 года танкер с такими именно характеристиками "Everton" с 70 тысячами тонн мазута потерпел аварию всего в четырех милях от Константиновского дворца в Стрельне. Подчеркивается, что при отсутствии специального закона такие аварии могут причинить нашей стране невосполнимый экологический вред и огромный экономический ущерб. В этой связи высказывается рекомендация - последовать примеру США, где через год после катастрофы танкера "Exxon Valdez" (1989 год, у берегов Аляски в море вылилось 40 тысяч тонн нефти) был принят Закон "О загрязнении моря нефтью", в котором самым тщательным образом прописаны все требования к танкерным перевозкам нефти в территориальных водах США (технические требования к судам, размер страховки, юридическая ответственность владельцев и т.д.). Благодаря этому закону за все прошедшее время вблизи берегов США не произошло ни одной катастрофы.

В обращениях из регионов Дальнего Востока (более 120) отрицательно оцениваются нефтегазовые проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", ведущиеся иностранными компаниями в районе обитания серых китов охотско-корейской популяции, занесенных в Красную книгу. Особые протесты вызывает планируемая прокладка нефтепроводов через залив Пильтун, поддерживающий кормовую базу китов, и через южный ареал их места обитания. Как подчеркивает председатель совета общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" Д.Лисицын, "в данном случае возможность негативного воздействия совершенно очевидна и нефтяные компании просто нарушают российские законы, запрещающие проведение любых работ, которые могут оказать нежелательное воздействие на животных, занесенных в Красную книгу".

Вызывает много замечаний общественности проект транспортировки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через порты на побережье Японского моря. По этому поводу в апреле т.г. во Владивостоке был проведен "круглый стол" - "Экспертиза вопроса реализации проекта строительства нефтепровода "Ангарск-Приморье". Вывод - вариант трассы несет экологическую угрозу. Было также отмечено, что ОАО "Транснефть - заказчик проекта, несмотря на неоднократные официальные запросы, не предоставил соответствующие материалы комиссиям общественной экологической экспертизы ни в одном из восьми регионов Сибири и Дальнего Востока, где намечается строительство трубопровода. А из этих регионов уже начинаются массовые протесты. Так, от жителей Иркутской области поступило около 500 стандартных открыток со следующим текстом: "Проекты строительства экспортных нефтепроводов угрожают озеру Байкал, природе нашего края, здоровью населения и культуре коренных народов. Они сулят прибыль нефтяным компаниям, а местным жителям останется загрязненная и истощенная территория".

Для решения вышеперечисленных проблем корреспонденты, кроме принятия уже упоминавшегося Закона "О загрязнении моря нефтью", предлагают следующие меры:

провести экологический мониторинг объектов нефтедобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти и продуктов ее переработки;

разработать меры по устранению выявленных нарушений по каждому объекту повышенной экологической опасности;

провести государственную экологическую экспертизу деятельности нефтяных компаний, а также осуществляемых крупных нефтегазовых проектов на их соответствие федеральным законам "Об охране окружающей среды" и "Об экологической экспертизе";

ужесточить требования к танкерным перевозкам нефти и нефтеперевалочной деятельности в целом, обеспечить контроль за тем, чтобы погрузка нефтепродуктов осуществлялась только с сертифицированных причалов;

принять меры по пресечению практики безнаказанности за аварийные нефтеразливы, ужесточить штрафные санкции с виновных организаций, уклоняющихся от возмещения ущерба;

создать самостоятельный государственный орган экологического надзора;

обеспечить оперативное информирование общественности о принимаемых мерах по нормализации экологической обстановки.

Управление Президента Российской Федерации
по работе с обращениями граждан
press_office@prpress.gov.ru
© 2002 PRESIDENT.KREMLIN.RU
Официальное интернет-представительство Президента России
Размещено 28.08.2003

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №8(65)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.