НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №10(67)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№10 (67)
Октябрь

логотип газеты "Личное дело"

Студия

Новым курсом хоть триста лет

Павел ПеченкинПавел Печенкин, организатор первой на территории СССР независимой киностудии "Новый курс", человек, придумавший уникальный международный фестиваль неигрового кино "Флаэртиана", обладатель многочисленных наград российских и европейских кинофестивалей, беззаветно влюблен в целлулоидное чудо кинопленки. Правда, в эту сферу все больше вторгается видео, новые технологии. Но все равно старое доброе кино остается.

Пленка может храниться триста лет. Если бы кино изобрели триста лет назад, то документальные кадры кинохроники донесли бы до нас первые дни строительства Петербурга и фрагменты Полтавской битвы. Но не подсуетились с изобретением славные обитатели XVIII века.

Зато какой-нибудь из фильмов Павла Печенкина обязательно увидят в веке XXIV. По крайне мере, воодушевляет факт, что два фильма нашего земляка уже вошли в сотню лучших неигровых фильмов России.

    Вот только несколько самых известных фильмов киностудии "Новый курс":
    "Про Олю в неволе", 1993 год, автор сценария П. Печенкин, режиссеры П. Печенкин и С. Лепихин. Специальный приз жюри за сценарий и режиссуру на международном кинофестивале в Локарно, Швейцария, 1993;
    "Человек, который запряг Идею", 1993, автор сценария П. Печенкина и В. Дрожащих, режиссер П. Печенкин. Приз "Серебряный кентавр" на МКФ "Послание к человеку" в Санкт-Петербурге, 1994; Гран-при на МКФ в Дьере, Венгрия, 1995;
    "История Тюрина, художника и жертвы", 1994, автор сценария П. Печенкин и В. Киршин, режиссер П. Печенкин. Главный приз фестиваля "Россия", Екатеринбург, 1995.

А что-то еще будет впереди, если учитывать, что энергией Павел Печенкин обладает вулканической.

Ее хватило на то, чтобы поехать в начале 80-х на вулканические Курильские острова, чтобы снимать там виды с крутой океанской волны на Шикотан в рассветном тумане. Хватило на то, чтобы резко менять жизнь, выучиться на инженера-электрика, а работать журналистом, писать стихи, рассказы. Организовывал какие-то областные молодежные семинары, общаясь с Олегом Табаковым по телефону из квартиры нашего друга Мацумаро Хана, что жил неподалеку от колокольни Ивана Великого. Однажды Павел работал даже художником в зоопарке. Месяца два. Потом был кем-то вроде начальника передвижного агитпункта в областном доме народного творчества, в старинном глубоком подвале которого вместе с друзьями сотворил легенду тех давних дней слайд-поэму "В тени Кадриорга", достоинства оной высоко оценил московский художник испанского происхождения Франциско Инфантэ. А уж его-то почитали ценители современного искусства. Власть осторожно косилась: непонятно, что делать с действующим вулканом?

Долго не думали. Очень скоро Павла и всю эту молодую пермскую художественную интеллигенцию записали в агентов тлетворного влияния Запада - и он оказался в самом начале своего режиссерского пути. Устроился на "Пермтелефильм". Ассистентом режиссера. Стал агентом самого себя.

Режиссер вспоминает:
- Киностудия "Новый курс" была учреждена при молодежном объединении ППО "Моторостроитель" 10 октября 1987 года. Удачно купили машину, камеру, оборудование, и начали работать. На киностудии снято 7 игровых картин, в том числе мой "Любимчик", который от Калининграда до Читы посмотрели пять миллионов зрителей. Это единственный пермский фильм, который шел в широком прокате. Неигровых фильмов снято десятки. Все остальное - различная социальная деятельность работа по грантам. Фонда Сороса, Фонда Форда, Приволжского федерального округа, администрации Пермской области, города Перми.

В разные годы на студии работали известные российские режиссеры Андрей Анчугов, Андрей Князев, лауреат Госпремии Алексей Погребной, лауреат Госпремии Юрий Шиллер. "Новый курс" традиционно получает поддержку Министерства культуры, потому что зарекомендовал себя как одна из ведущих студий страны. При киностудии открыта школа киноискусства, где сейчас учится одна студентка из Томска и одна из Перми.

В работе много проектов. Сейчас готовится большой презентационный DVD- диск о Пермской области и ее предприятиях. Диск предназначен для привлечения инвестиций в Прикамье. Все, как видим, в духе новой деловитости и предприимчивости. И что, с этим исчезла искорка непредсказуемости, эдакая сумасшедшинка из жизни наших киношников. На студии приступили к воплощению совершенно "улетевшего", как говорит Печенкин, проекта, который с энтузиазмом встречается людьми, которые что-то смыслят в литературе, и с полным непониманием людьми, у которых есть деньги. Это "Поэтический атлас современной России", на компьютерных дисках будет представлено творчество около ста поэтов, сюда войдут видеоизображение с авторским чтение своих стихотворений, печатные тексты. У каждого поэта свой индивидуальный диск.

Создается своего рода библиотечный архив поэтической России. Распространяться он будет как в нашей стране, так и в самых известных библиотеках за рубежом. Уже подготовлен рабочий материал для выпуска дисков москвича Д. Пригова, екатеринбуржца Е. Ройзмана, пермяков В. Дрожащих, А. Колобянина, Ю. Беликова и других. Традиционно работает "Новый курс" над заказами Министерства культуры. А это три новых документальных фильма. Идет монтаж фильма П. Печенкина "Последний нанук Европы", о последнем представителе одного из малых народов, который снимался на Северном Урале. Алексей Погребной в Кирове снимает фильм под рабочим названием "Счастливчик". И третий фильм - Владислава Тарика - об авторе марийского гимна, который живет в деревне в Суксунском районе Пермской области.

В портфеле студии лежит масса проектов. Заканчивается монтаж пилотной передачи для телеканала "Культура" об этно-культурном разнообразии Приволжского региона (по гранту федерального округа).

В начале мая будущего года в Перми пройдет очередной, пятый по счету международный кинофестиваль "Флаэртиана", детище Печенкина и его команды. Он состоит из двух равновеликих по важности частей. Кинопрограммы, которая продолжает поддерживать и подчеркивать флаэртианское направление документального кино, где существует реальный живой герой, а сам фильм показывает отрезок его жизни, который формируется режиссером по законам драматургии, исходя из его представлений об этом герое. Так называемый фильм-портрет. Это миниальное количество монтажных склеек, длинные планы. Герой в этом кино должен чувствовать себя на экране свободно. Как в жизни. Герои таких фильмов играют самих себя в кино и каждый из них гениальный актер, потому что любой даже самый гениальный актер не сыграет другого персонажа так, как сам этот персонаж.

Все свои фильмы Печенкин снимает именно так. Самый флаэртианский из них "Человек, который запряг Идею", с великолепным, раскованным героем, одноногим старцем Кузьмичем, который живет в камере своей жизнью наедине с живой природой. Стопроцентные флаэртианские фильмы есть у Виктора Косаковского, Сергея Дворцевого, Юрия Шиллера, Андрея Анчугова и других коллег Печенкина по киноцеху.

И вторая часть - традиционная, теоретическая будет посвящена актуальным проблемам современного документального кино или вообще кино и будет называться "Документальное кино и образование XXI века.

В будущем году мы уже будем приобретать фестивальные фильмы лауреатов для клубного и библиотечного показа - на это заложены деньги в бюджете. На кассетах будут сделаны копии фильмов и распространены по территории всей Пермской области.

    Помимо всего пермская "Флаэртиана" еще дает путевку в жизнь. Фильм "Извините, что живу" после пермского фестиваля победил Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге. Фестивальная программа показывалась во Франции и Германии. В рамках культурного, образовательного обмена предполагается развивать сотрудничество с европейскими странами и дальше. Главная задача студии на несколько лет вперед по линии общественно значимой - создание в Перми и России системы медиаобразования. Это гуманитарное образование на основе кадровой культуры (кино, игра, любой аудиовизуальный носитель). Об этом как киночиновник, член правления Союза кинематографистов Павел Печенкин докладывал на недавнем пленуме в Екатеринбурге.

Сейчас "Новый курс" представляет собой некий продюсерский центр, который разрабатывает стратегию и тактику, ищет средства для реализации проектов в сфере культуры и в социальной сфере и не является киностудией, которая занимается бизнесом. Здесь снимается документальное, учебное кино.

На съемках своего последнего фильма Печенкин вместе со съемочной группой провел несколько дней в экстремальных условиях в заснеженной тайге, без пищи, оторванный от всего мира. Пришлось вызывать спасателей на вертолете. Добравшись в изнурительных условиях до таежного охотничьего домика, где было радиосвязь.

Связь сердца художника и всего остального мира продолжается благодаря кино. Живет непрекращающаяся связь времен.

Триста лет. Много это или мало? Жизнь кинопленки вмещает в себя три жизни долгожителя ворона и мгновение ока. Ровно столько отводится кинохудожнику на успех.

Владислав Викторов
Размещено 08.11.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №10(67)