НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №10(67)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№10 (67)
Октябрь

логотип газеты "Личное дело"

Эксперимент

История внедрения общественного контроля на территории Пермской области

С 2002 года Пермский региональный правозащитный центр (ПРПЦ) и Пермская гражданская палата (ПГП) избрали в качестве основной специализации своей правозащитной деятельности защиту прав "подопечных" полузакрытых учреждений - душевнобольных, воспитанников детских домов, инвалидов и престарелых, находящихся в домах-интернатах и специализированных интернатах. Решение о продвижении идеи общественного контроля интернатных учреждений было принято Пермской гражданской палатой в феврале 2003 года. До этого момента в течение семи лет Правозащитный центр и Гражданская палата в более "мягкой", уведомительной форме уже осуществляли общественный контроль пенитенциарных учреждений Пермской области, мест содержания под стражей системы МВД (с июля 1997 по май 2003 года - 34 визита). В различное время соответствующие договоренности были достигнуты с руководством областного УИН и УВД. Посещения учреждений сопровождались просветительскими и гуманитарными программами.

Эта специализация с тем, что в отличие от обычных граждан, которым жизнь предоставляет, примерно, равные возможности для защиты своих прав, "подопечные" закрытых и полузакрытых учреждений находятся в более уязвимом положении. Там объективно гораздо больше возможностей для унижения человеческого достоинства и различных злоупотреблений и меньше возможностей для отстаивания своих прав. Характерной особенностью закрытых и полузакрытых учреждений является иногда полная зависимость "подопечных" от администрации учреждений и невозможность самостоятельной защиты, и именно эти категории граждан в первую очередь нуждаются в помощи по отстаиванию своих прав и интересов. В этом смысле закрытые и полузакрытые учреждения - обширное поле деятельности для правозащитных организаций.

Посещение закрытых и полузакрытых учреждений - наиболее действенный механизм контроля. Поэтому Пермский региональный правозащитный центр и Пермская гражданская палата направили свои усилия на развитие этого направления.

С января 2003 года по договоренности с Комитетом социальной защиты населения администрации Пермской области, с Управлением исполнения наказаний и Управлением внутренних дел ПРПЦ и ПГП начали осуществление общественного контроля пенитенциарных учреждений Пермской области, мест содержания под стражей системы МВД и домов-интернатов для престарелых и инвалидов в "мягкой", уведомительной форме. С января по июль этого года правозащитники посетили две исправительные колонии, пять изоляторов временного содержания, пять интернатов для инвалидов и престарелых, два вытрезвителя, один спецприемник. Визиты в эти учреждения сопровождались просветительскими и гуманитарными программами. Для проживающих и сотрудников домов-интернатов, для престарелых и инвалидов в Кудымкаре, Лысьве, Березниках и двух домах-интернатах в г. Перми были организованы юридические консультации.

Пермская гражданская палата, чьей основной целью является развитие гражданских инициатив, сосредоточила свою деятельность в 2002-2003 году, прежде всего, на продвижении новых гражданских технологий: гражданской экспертизы, гражданских переговоров и гражданского контроля. Эта деятельность осуществлялась в тесном взаимодействии с открытым партнерством "Пермская ассамблея", активными участником которого является Правозащитный центр и Гражданская палата. По инициативе участников открытого партнерства "Пермская ассамблея" новые гражданские технологии активно использовались на прошедшей в апреле 2003 года Ярмарке-форуме "Пермь. 2003".

В результате гражданских переговоров, состоявшихся 4 апреля 2003 г. на Ярмарке-форуме, между организациями, входящими в Пермскую Ассамблею, и областными социальными ведомствами было достигнуто официальное соглашение о постепенном введении на территории Пермской области института общественного контроля интернатных учреждений (детские дома, дома ребенка, интернаты для инвалидов и престарелых, психоневрологические интернаты).

Участники гражданских переговоров признали необходимость общественного контроля и пришли к соглашению о проведении эксперимента по внедрению общественного контроля в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения. На переговорной площадке было принято решение о создании рабочей группы для реализации достигнутых соглашений. В течение месяца после подписания соглашения было разработано временное Положение об эксперименте по введению общественного контроля и подготовлен список общественных инспекторов из числа представителей общественных организаций.

Временное Положение об эксперименте по введению общественного контроля было представлено заместителю губернатора Пермской области Т.И. Марголиной. По ее предложению членами рабочей группы был разработан проект "распоряжения губернатора", и 3 июля 2003 года губернатор Пермской области Юрий Трутнев подписал Распоряжение "Об эксперименте по организации общественного контроля в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка города Перми и Пермского района".

Решением губернатора эксперимент будет продолжаться на протяжении 6-ти месяцев - с июля по декабрь 2003 года. Объектами общественного контроля являются социальные учреждения трех ведомств - образования, здравоохранения и социальной зашиты: детские дома, школы-интернаты, дома ребенка, интернаты для престарелых и инвалидов, социально-реабилитационные центры г. Перми и Пермского района. Всего в рамках эксперимента будет проинспектировано 32 учреждения. Общественный контроль осуществляют 11 общественных инспекторов из 7 гражданских организаций (Гражданская палата, Правозащитный центр, Медицинский правозащитный центр, Общество "Мемориал", Фонд "Защита", Фонд "Барсук", Общество "Хоспис"). Инспекторы наделены полномочиями проведения плановых посещений интернатных учреждений и участия в проверках, проводимых органами власти, а также в случаях получения информации о грубых и массовых нарушениях прав граждан, посещать интернаты без предварительного уведомления органов власти и самих учреждений.

За первые три месяца эксперимента общественные инспекторы посетили 13 интернатных учреждений и один раз осуществили безуведомительный визит в связи с получением информации о грубом нарушении прав человека. Среди посещенных учреждений четыре дома-интерната для престарелых и инвалидов, один дом ребенка, два территориальных комплексных центра социального обслуживания населения, два социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, один приют для несовершеннолетних, одна коррекционная специальная школа-интернат, два детских дома.

Ольга Кочева, юрист ПГП
Размещено 23.10.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №10(67)