НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №10(67)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№10 (67)
Октябрь

логотип газеты "Личное дело"

Территория

Пермская нота русской культуры

- А Юрятин? Что там? В чьих он руках?
Б. Пастернак. Доктор Живаго

Пермь занесена в звездный атлас мировой литературной истории уже тем фактом, что когда-то стала прототипом города Юрятина из романа Нобелевского лауреата Бориса Пастернака "Доктор Живаго". До сих пор сохранился старинный "дом с фигурами", описанный в романе. В Перми под руководством доктора филологических наук Владимира Васильевича Абашеева интеллигентами-подвижниками создан общественный фонд культуры "Юрятин". Так в чьих он руках?

Владимир АбашевЛитературная составляющая в названии Фонда говорит о многом: о культурной преемственности, о заявленных целях. Как определяют сами создатели, в их деятельности преобладают литературные интересы и реализуются они по трем взаимосвязанным направлениям: книгоиздание, творческие контакты, исследования.

А это более двух десятков изданных книг пермских, уральских авторов, а также поэтов русского зарубежья; многолетнее устроительство совместных с городской библиотекой имени Пушкина творческих вечеров известнейших российских поэтов и писателей в рамках "Литературных Сред в Доме Смышляева" - сейчас там, в доме этого замечательного пермского просветителя и общественного деятеля, расположена библиотека, как и в начале прошлого века, по литературной легенде, располагалась библиотека "юрятинская". Современные литературные вечера в этом историческом духовном месте снискали многочисленных поклонников.

Наконец, это проведение научных конференций, в том числе международных. А на рубеже тысячелетий "Юрятин" в течение двух лет проводил публичный лекторий "XX век: идеи, изменившие образ мира и человека", в котором участвовали ведущие российские философы и культурологи С. Хоружий, Б. Дубин, Г. Гачев, М. Рыклин, И. Смирнов.

Стратегия подвижничества очевидна: все эти интереснейшие проекты юрятинцев направлены на преодоление культурной изоляции, замкнутости в рамках местнических систем оценок. На то, чтобы пермская нота достойно прозвучала в русской культуре.

За почти десятилетие своего существования Фонд (официально учрежден в июне 1994 года) заметно повлиял на культурный ландшафт города. Сначала сам Фонд, а затем и его руководитель Владимир Абашеев были признаны лауреатами областного конкурса в сфере культуры, а в 2000 году "Юрятин" стал лауреатом российской премии "Малый Буккер" за лучший культурный проект.

- С самого начала 90-х у меня появилось желание каким-то образом проявить все, что происходит вокруг - Пермь, пермскую культуру, пермские имена - в каком-то широком публичном контексте, сделать их более яркими для других людей, - рассказывает Владимир Абашеев. - Тогда же мы провели конференцию по Пастернаку, а позднее - "Пермская поэтосфера: проект и реальность", которая по-своему подводила итоги поэтического движения, очень значительного, на мой взгляд, и к которому я сам косвенно принадлежал в качестве консультанта, читателя…

С этого и начинался "Юрятин". Да, и в самом названии Фонда в честь романного города легко читалась идея проявить Пермь как культурный феномен в общем культурном пространстве России. Для этого, я думаю, и надо, во-первых, изучать то, что мы имеем, наши культурные ресурсы, востребованные и невостребованные, надо осмысливать значение нашего культурного потенциала. А, во-вторых, надо пытаться активно влиять на культурный процесс, помогать ему либо в издательском плане, либо в чисто организационном: хотя бы просто провести поэтический вечер.

Отсюда и стали прорастать все наши проекты, и для всех нас, филологов, осуществляться переход от познавательного интереса к культуре к практике.

Так участниками тех же "Литературных Сред" в течение нескольких лет были многие яркие российские поэты. Мы приглашали в Пермь Ивана Жданова, Алексея Парщикова, Ольгу Седакову, Сергея Гандлевского, Александра Кушнера, Андрея Вознесенского и других. Вокруг наших "Сред" сложились свой круг слушателей, своя атмосфера, которая оставила след в городе. О творческих вечерах вспоминают до сих пор, и хотя мы внутренне завершили этот проект, часто спрашивают: "А когда следующая встреча? А кто еще приедет?"

Издательская работа началась в 1994 году. В серии "Водолей: поэты русского зарубежья" вышли первые в России книги А. Очеретянского, А. Волохонского, Е. Мнацакановой, И. Близнецовой. Изданы книги стихов В. Кальпиди "Мерцание" и В. Дрожащих "Твердь" (совместно с Фондом "Галерея", Челябинск), напечатаны первые книги местных авторов.

Обращение к книгоизданию было вынужденным, - продолжает свой рассказ Владимир Абашев. - Просто к этому моменту пермская литература вернулась к своему допечатному существованию, стала письменной. Мы издали первую большую книжку прозы Нины Горлановой "Вся Пермь", ставшую литературным событием российского масштаба. Издали первые книжки молодых пермских поэтов, о чем не приходится теперь жалеть. Это первые книжки Антона Колобянина, Георгия Данского, Сергея Стаканова (недооцененного автора, парня яркого по-своему), Володи Котельникова, Вячеслава Ракова - теперь их имена пошли по антологиям.

Во-вторых, была работа по архиву пермской культуры. Мы издали антологию пермской фельетонистики начала XX века "Прогулки по старой Перми". Яркая, оригинальная книга имела существенный резонанс. Режиссер Дмитрий Заболотский сделал целое театральное представление по сюжетам этой книги, может быть, свой лучший спектакль. Там играли Владимир Шульга и Андрей Смирнов, востребованные сейчас в более широком культурном пространстве.

Кроме того, того мы постоянно проводили конференции, привлекая к ним какие-то другие силы. Например, "Осоргинские чтения" или масштабную международную научную конференцию "Геопанорама русской культуры. Пермские чтения", собравшую ведущих специалистов по региональной культуре из России и славистов из Италии и Нидерландов. По итогам последней в Москве выйдет книга.

Так получилось, что именно мы актуализировали внимание к творчеству Бориса Пастернака. Несомненно, именно он является визитной карточкой для Перми в мировом культурном пространстве. Мы даже заявлялись на грант областного конкурса с проектом туристического маршрута по местам Пастернака в нашем регионе. К сожалению, выиграть грант не удалось. От москвичей же мы получили предложение помочь им в осуществлении проекта "Путешествие по роману "Доктор Живаго", причем этот проект ориентирован не на русого туриста, а на туристов немецкоговорящих стран.

По гранту Приволжского федерального округа завершили очень масштабный проект "Места и лица нашей памяти". В него вошли много всего: вечер "От Компроса до Бродвея", записи и публикации устных историй о Перми. И чем я горжусь, может быть, больше всего: мы впервые сделали памятник простому человеку, незаметному труженику культуры, как бы тривиально не звучало это определение. В 2002 году на здании нынешнего "Театра у моста" открыли памятный знак Владимиру Самойловичу, бывшему киномеханику клуба работников Госторговли. С официальной точки зрения он был никто, просто киномеханик. Но вокруг него образовался первый неформальный киноклуб во второй половине 60-х годов, именно ему обязаны очень многие люди. Легендарный клуб работников Госторговли называли еще клубом Андрея Рублева, потому что каждый новый сезон Самойлович начинал с показа этой ленты Тарковского. Если писать историю пермской культуры по газетам тех лет, то Самойловича просто нет, а с точки зрения реальной культуры того времени он - из первых. Скромный энтузиаст, подвижник, страстный любитель кино, он свою личную страсть превратил в фактор общественного развития города.

Сейчас одним из перспективных направлений деятельности становится культурный туризм. Этим в Фонде занимается Настя Фирсова. Первые экскурсии по пастернаковским местам начнутся уже зимой этого года. Совместно с телекомпанией Т-7 подготовлен цикл короткометражных фильмов о Перми (шесть фильмов) по мотивам устных рассказов, легенд о нашем городе, в роли ведущих и наши Татьяна Масальцева и Анастасия Фирсова.

Так в чьих руках Юрятин? - словно вопрошает из далеких времен Б. Пастернак. Если говорить о сегодняшнем дне фонда "Юрятин", то сейчас это содружество творчески независимых, самостоятельных людей, каждый из которых работает по своему собственному направлению. Анна Сидякин - куратор проектов, связанных с современной поэзией; подготовила к изданию книгу "Маргиналы" о поэтическом андеграунде Перми 80-х годов. Елена Власова только что издала книжку, посвященную первым газетным публикациям виднейшего писателя русского зарубежья Михаила Осоргина, нашего земляка.

- Все это сложившиеся люди, со своим интересом, - подчеркивает В. Абашев. - Фонд "Юрятин" - это творческая лаборатория идей. Проходит какое-то время - и людям кажется, что эти идеи существовали всегда. Нет, это не так - у них есть источник: конкретные люди.

Владислав Викторов
Размещено 24.10.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №10(67)