НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №10(67)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№10 (67)
Октябрь

логотип газеты "Личное дело"

Проблема

Эти трубы ведут к бунтам

Этой теме уже был посвящен ряд публикаций в нашей газете. Речь идет о положении, сложившемся в изоляторах временного содержания (ИВС) области. В учреждениях, предназначеных для временного (до 10 суток) содержания лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, до предъявления им официального обвинения, после чего их, как правило, переводят в следственный изолятор.

На первый взгляд может показаться, что 10 суток - срок небольшой, и, как говорится, овчинка выделки не стоит. Однако это далеко не так. Во-первых, совершенно независимо от длительности сроков содержания, законы, регулирующие отношения государства и гражданина (в данном случае это Конституция РФ и закон "О содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений") должны соблюдаться, на то они и законы. Во-вторых, болезнетворные бактерии, выделяемые больными людьми (в том числе туберкулезные) могут заразить человека, находящегося рядом, всего за несколько минут, тем более, что организм без притока свежего воздуха заметно ослабляется. В-третьих, Россия приняла к исполнению ряд Международных актов, в том числе "Конвенцию против пыток", а условия содержания во многих ИВС иначе, чем "пыточными" не назовешь. И, наконец, в-четвертых, эта ситуация не может не сказываться негативно на всем обществе, так как около четверти мужского населения страны проходит через жернова правоохранительной системы. Психологический шок, полученный более или менее законопослушным человеком при попадании в жуткие условия ИВС, может остаться у него на всю жизнь, оказывая влияние и на его близких, и на его потомство (вообще говоря, будущее страны).

В связи с тем, что положение, создавшееся в этих государственных учреждениях, иначе как "ужасным" действительно назвать трудно, мы обращались к ряду российских и региональных руководителей, а также депутатам различных уровней, с просьбой о содействии в наведении должного порядка. Анализ первых полученных ответов был опубликован в нашей газете. После этого нами был получен еще ряд ответов, среди которых есть один деловой, но по большому счету ситуация как была критической, так и осталась, и серьезных реальных сдвигов к лучшему не наблюдается. Мелочи, вроде замены 10 метров труб, полностью вышедших из строя (даже это было сделано с помощью правозащитников, нашедших добровольных спонсоров) в расчет принимать нельзя. В качестве иллюстрации к изложенному мы решили привести конкретные факты по Пермскому ИВС, которые являются типичными для подавляющего большинства ИВС России. Некоторые "вариации" могут быть связаны с тем, что часть ИВС построена несколько позже, и здания не успели дойти до такой степени ветхости. Но иногда ситуация бывает еще много хуже, как, например, в Краснокамском ИВС, камеры в котором вообще не имеют окон. Итак:

  1. Здание постройки 60-х годов, не было ни одного существенного ремонта, не говоря о капитальном.

  2. В некоторых местах стены дали трещины, в результате чего просели потолочные перекрытия, что вообще угрожает целостности здания.

  3. Трубы холодного и горячего водоснабжения в ужасном состоянии. На многих трубах стоят хомуты; в туалете для сотрудников постоянно бежит вода из труб; чтобы не было брызг, они обмотаны полиэтиленом.

  4. Трубы отопления требуют почти полной замены, в любой момент может произойти авария, зимой это чревато самыми серьезными последствиями, аналогичное можно сказать и о канализации.

  5. Электропроводка пришла почти в полную негодность. Освещение в коридорах и камерах очень тусклое, что обусловлено, с одной стороны, необходимостью обеспечения минимальной нагрузки на проводку, а с другой стороны, постоянной экономией электроэнергии из-за отсутствия средств на ее оплату.

  6. В учреждении практически отсутствует автотранспорт. Все имеющиеся в наличии машины давно выработали положенный срок, формально списаны и для поддержания "самого нового" автомобиля в условно рабочем состоянии требуется затратить уйму времени и средств. Главная задача - подвоз пищи людям, содержащимся в ИВС. Из-за очень плохого состояния АТ график питания нередко оказывается сорванным.

  7. Вентиляция требует полной замены, включать ее просто опасно для жизни людей, из-за ее крайней изношенности. В результате этого воздух в камерах исключительно тяжелый, не соответствующий санитарным нормам, так как окна не только зарешечены, но и закрыты железными "ресничками", которые очень сильно препятствуют нормальному воздухообмену. Проветривание камер через коридор практически не улучшает ситуацию, создавая при этом дополнительные сложности для персонала учреждения.

  8. В ИВС очень плохое положение дел с медицинским обслуживанием. Во-первых, после 19 часов получить немедленную помощь невозможно, так как единственный фельдшер уже закончил свою работу. Во-вторых, катастрофически не хватает даже самых необходимых медикаментов, на их покупку в год выделяется немногим более 2 тысяч рублей, что составляет около 15% от минимальной потребности. В-третьих, почти полностью отсутствует необходимое медицинское оборудование (минимально необходимый перечень медицинского оборудования, утвержденный совместным приказом Минздрава и Минюста, обеспечен менее, чем на 20%). Все имеющееся оборудование давно устарело и требует замены. Особо следует обратить внимание на отсутствие бактерицидной лампы, которая исключительно важна для обеззараживания воздуха в камерах и помещениях для персонала, с целью уменьшения вероятности заболевания людей.

  9. Серьезное положение сложилось с постельными принадлежностями. Все матрасы очень старые, заплатанные, многократно "прожаренные". В результате многие из них превратились в комковатую массу, практически непригодную для нормального сна. Постельного белья нет в принципе (о подушках нужно уточнить), что, вообще говоря, является нарушением закона "О содержании под стражей…".

  10. В ИВС отсутствует прогулочный дворик, в результате чего содержащиеся там люди (отдельные категории лиц могут находиться там достаточно длительный срок) лишены возможности хотя бы один час в день подышать свежим воздухом. Отсутствие свежего воздуха, малоподвижность приводит к ослаблению организма и способствует распространению различного рода заболеваний. Для решения проблемы прогулочного дворика необходимо закупить некоторое количество арматуры, однако, необходимые для этого средства у учреждения отсутствуют.

  11. Отдельного упоминания требует положение, в котором постоянно находятся сотрудники ИВС. Во-первых, из-за отсутствия вентиляции (о чем было сказано выше) им приходится годами дышать тяжелым и заразным воздухом, идущим из камер. Во-вторых, для них практически отсутствует нормальная комната, в которой они могли бы готовить и принимать пищу. Использующееся для этого в настоящее время помещение крайне мало для такого количества сотрудников и вообще для этого не приспособлено. В-третьих, просто отсутствует комната отдыха для сотрудников.

Основной причиной сложившегося положения, с нашей точки зрения, является отсутствие должного финансирования, достаточного для поддержания надлежащего порядка, так как органы федеральной власти на протяжении ряда лет игнорируют потребности мест содержания граждан под стражей. ГУВД и его подразделения при всем желании не в силах решить проблему своими силами. Если господа законодатели и представители высшей и региональной исполнительных властей не хотят видеть, что ситуация стала чрезвычайной, чреватой самыми серьезными последствиями, то задача общества напомнить им об этом и потребовать конкретных действий.

Не секрет, что в некоторых ИВС уже были бунты, вызванные невыносимыми условиями содержания, и это не единственное, что может произойти в ближайшем будущем, если не взять эту проблему под жесткий контроль государства. Прорыв, например, труб водоснабжения или отопления в одном из учреждений может привести в прямом смысле слова к непредсказуемым последствиям, так как содержать десятки людей без воды или в холоде невозможно, а быстрое размещение их в других учреждениях весьма проблематично. Мы не говорим уже о том, что для устранения аварийной ситуации потребуется гораздо больше средств, чем для проведения любого, пусть даже капитального ремонта.

Не могут не вызывать серьезную тревогу и факты многочисленных нарушений прав человека в ИВС, при этом мы говорим здесь только о так называемых "объективных" нарушениях, таких, например, как право на здоровье, которое попирается при помещении в одну камеру больных (в том числе туберкулезных и ВИЧ) в одну камеру со здоровыми. Кроме нарушения собственно прав человека, нарушаются и Федеральные законы, начиная от Конституции России, и кончая Законом "О содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Как можно держать людей сутками в душных и вонючих камерах, не предоставляя им даже одного часа для прогулки на свежем воздухе? Как можно заставлять спать людей на бетонном полу, подстилая под себя грязные тряпки вместо матрацев? Как можно выводить людей в туалет один раз в сутки (такие случаи бывают в ИВС при перебоях с водоснабжением)? Как можно допустить, что и "государевы" люди - сотрудники ИВС - вынуждены годами дышать смрадным воздухом, идущим из камер, постоянно рискуя своим здоровьем? Почему, наконец, административно арестованные и временно задержанные граждане вообще должны находиться в ИВС, а не в специально созданных учреждениях?

Говорить о том, что у государства нет денег, безнравственно. Наша страна обладает огромными ресурсами, и если они почему-то оказались в руках у людей, не желающих работать на благо общества, то государство располагает (обязано располагать!) достаточным арсеналом средств, чтобы "поправить" такую позицию. Хочется надеяться, что уважаемые руководители и депутаты все-таки поймут серьезность положения и изыщут возможность решения этой острейшей проблемы.

Виктор Краснобаев,
заместитель директора ПРПЦ
Размещено 08.11.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №10(67)