НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №10(67)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№10 (67)
Октябрь

логотип газеты "Личное дело"

Результаты проверок

Детство без игрушек, приюты без педагогов, власти без денег

фото Юрия Хохлова В сентябре-октябре 2003 года началось инспектирование детских учреждений г. Перми, общественные инспекторы посетили Социально-реабилитационный центр "Милосердие", Приют "Вера", Специальную (коррекционную) школу-интернат №4, Детский дом №11 и Школу-интернат №3.

Как и в домах престарелых, основной проблемой учреждений является недостаток финансирования и маленькие заработные платы (правда, при работе с детьми люди гораздо в большей степени готовы к самопожертвованию, чем при работе с престарелыми).

Были во время посещения детских учреждений вещи, которые более всего поразили: первым пострадало представление о том, что государство заботится о детях оставшихся без родительского попечения и делает все, чтобы избежать безнадзорности, что уж этих то детей всем обеспечивают. Вовсе нет.

Детский дом №11 недавно открыт. Сюда передали для воспитания самых трудных, из других детских домов, которые там были проблемой. Здесь собраны ребята из приютов, имеющие большой стаж проживания на улице, 50 из 64 детей имеют диагноз олигофрения. Детский дом недавно отремонтирован, группы разновозрастные, организованы по семейному типу, в каждой группе собраны дети-родственники. Работают с ними только специалисты и воспитатели, имеющие специальное образование и квалификацию, способные по настоящему внимательно и ласково относиться к детям. А финансируются только статьи питания и зарплаты. И все. В детском доме нет игрушек, спортивного инвентаря, книжек для детей, методической литературы. Приходит на занятия физрук со своими мячами - дети играют в футбол и волейбол, физрук уходит и уносит мячи. В группах есть удобные кухни, чтобы дети учились готовить - но готовить возможности нет, потому что нет посуды. Есть педагоги, которые могли бы учить девочек шить и вязать, но нет денег на нитки и крючки и т.д. А дети эти самые трудные, они держатся в детском доме на интересе, но как этот интерес обеспечить без финансирования? Нет видеомагнитофона и просто магнитофона. А то проводили бы раз в неделю дискотеки: и ребятам интересно, и сотрудникам спокойно - не уйдут лишний раз. Все дети ходят в разные школы Кировского района - нужны учебники, ручки, тетради, но финансирования на все на это тоже нет, воспитатели выкручиваются как могут - покупают тетради на свои деньги, договариваются со школами, кто-то целый год учился без учебника - привык не учить уроки. Не хватает средств на медикаменты. Спонсоры находятся с большим трудом. Кстати, как говорили нам сотрудники самого крупного детского дома - школы-интерната №3, который существует с 1945 года, в последнее время благотворителей сильно поубавилась, сирот не балуют ни концертами, ни мероприятиями.

До сих пор, приюты, социально-реабилитационные центры и детские дома достаточно успешно сотрудничали с педагогами системы дополнительного образования - педагоги приходили в учреждения и дети занимались в различных кружках и студиях. Все это было до начала в Перми реформы системы дополнительного образования, когда решили урезать бесплатное допобразование и перевести его на самофинансирование, начали сокращаться ставки педагогов, и в настоящее время, педагоги больше не приходят в приюты. В школе-интернате №3, в которой проживает 230 детей, работала школа искусств, чего там только ни было, в школе было занято 75 процентов детей, сейчас из кружков этой школы осталось только цирковое мастерство, драмкружок и народные инструменты, удалось договориться с музыкальной школой - она тоже продолжила занятия с детьми. Когда речь шла о необходимости реформы - того, чтобы бесплатное допобразование урезалось, представить себе было невозможно, что это будет делаться за счет самых нуждающихся. Детей дома можно увлечь очень многим, детей, оставшихся без попечения, трудно просто удержать в стенах учреждения, а увлечь и воспитать - во сто крат труднее. Если еще начинает разрушаться самая очевидная и уже налаженная система помощи, если не занимать досуга детей развитием и творчеством, это вряд ли останется без последствий. И, к слову, непонятным остается смысл этой реформы - ведь родители, способные платить за дополнительное образование своих детей, итак водят детей в платные кружки и секции, а все бесплатное для детей бюджетников, получающих оклады по 1000 рублей в месяц и для тех, кто не может обеспечить детям платное образование. Какой смысл в этой реформе, если она так боком выходит детям сиротам? А высвобождаемые педагоги, уходя в другие сектора, как правило, уходят навсегда.

Тот же недостаток финансирования сказывается на условиях проживания детей. В специальной коррекционной школе-интернате №4 учатся 115 детей. Все с отклонениями в развитии, 86 из них имеют инвалидность и только у девяти из этого числа родители лишены родительских прав, у остальных есть законные родители, которые отдали их учиться (правда, некоторые родители не забирают детей на каникулы). В школе-интернате в основном учатся и живут дети с поражениями опорно-двигательного аппарата. В школе-интернате проводится большая работа по восстановлению функций опорно-двигательного аппарата учащихся и коррекции недостатков психического развития, в условиях хорошо оснащенного медицинского комплекса каждый ребенок получает двукратное комплексное восстановительное лечение, приравненное к санаторному. Реализуются социальные проекты, ведется творческая работа, проводятся тренинги и семинары, работает пять кружков. Однако, при этом бытовые условия, в которых проживают дети нельзя назвать приемлемыми: расположенные на верхних этажах школы спальни рассчитаны больше чем на двадцать человек. Здание школы для проживания инвалидов не приспособлено: лифта нет, дети, которые вынуждены передвигаться на костылях, поднимаются наверх, на четвертый этаж по высоким ступеням, пользуясь дополнительными перилами, пандусов нет. Туалетная комната представляет собой большую комнату с несколькими унитазами, которые не разделены даже перегородками. Душевая расположена в подвале, чтобы попасть в нее, нужно пройти по темному подвальному коридору. Актовый зал - небольшая комната с имитацией сцены. Само здание явно требует капитального ремонта.

Учреждения, которые мы посетили, не являются исключением из общего правила, недостаток финансирования в настоящее время испытывают все учреждения системы образования.

Ольга Кочева
Размещено 05.11.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №10(67)