НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №10(67)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№10 (67)
Октябрь

логотип газеты "Личное дело"

Диалог

Гражданские технологии "Пермской ассамблеи"

Директор Пермского дома-интерната ветеранов труда Евгений Венеаминович Черников выступает на переговорной площадке ярамарки-форума "Пермь. 2003"Могут ли общественные организации активно и плодотворно участвовать в решении значимых для страны или отдельного региона проблем? Или их участь - быть вечными антагонистами государства, лечить "социальные язвы" только с помощью критики того, что делают чиновники? На этот счет среди НГО до сих пор бытуют самые разные мнения. Но время показало, что все больше негосударственных организаций готовы помогать решать архиважные для общества проблемы, если государственные мужи по разным причинам не видят их или не знают, как к ним подступиться.

Правда, сами государственные чиновники часто настроены скептически в отношении НГО. Хотя и здесь в последнее время, как говорится, "лед тронулся": высшее руководство государства делает попытки наладить конструктивное сотрудничество с общественными организациями, о чем свидетельствует проведенный два года назад в Москве Гражданский форум, и разбежавшиеся от него волнами по регионам всевозможные местные саммиты, и нынешний новый всероссийский сбор руководителей госструктур с НГОшниками в Нижнем Новгороде.

Очень существенных результатов в целом по стране от этих попыток пока не наблюдается. Потому что чаще всего чиновники, если уже и не воспринимают НГО как антагонистов, то готовы их рассматривать лишь как неких подручных для выполнения своих чиновничьих задач. Ну, к примеру, так, как в бывшем СССР трактовалась задача профсоюзов: быть школой коммунизма.

Однако есть регионы (их, к сожалению, пока единицы), в которых НГО, отказавшись от приоритета голой критики и взяв курс на конструктивное сотрудничество с госструктурами, научились в этом сотрудничестве сами "заказывать музыку". К таким относится и Пермская область, где наиболее активные общественные организации объединились для решения важнейших для региона проблем в открытое партнерство под названием "Пермская ассамблея". На каких принципах основано это партнерство, какие цели и задачи оно ставит пред собой и с помощью каких технологий выполняет их, - об этом наш корреспондент Ирина Кизилова попросила рассказать инициаторов создания "Пермской ассамблеи" председателя Пермского областного отделения международного общества "Мемориал" Александра Калиха и председателя Пермской гражданской палаты Игоря Аверкиева. Итак, им слово.

Александр Калих:
- Вообще-то, если быть точным, то идея создания этого открытого партнерства принадлежит одному человеку - председателю Пермской гражданской палаты Игорю Аверкиеву. А принципы, цели, задачи и даже название "Пермской ассамблеи" лидеры общественных организаций, решивших объединить свои усилия, разрабатывали сообща.

В декларации, принятой нами в самом начале пути "Пермской ассамблеи", провозглашены следующие фундаментальные принципы:

  1. Человек, общество, государство. Права человека выше прав государственных институтов. Государственные институты пользуются властью постольку, поскольку она делегирована обществом.

  2. Диалог общества и государства. Обязанность и суверенное право гражданского общества - вести постоянный диалог с институтами государственной власти. От успеха диалога общества и государства зависит стабильное политическое развитие страны, укрепление свободы и права.

  3. Диалог общества и бизнеса. Эффективное гражданское общество должно противодействовать подавлению экономической свободы и подчинению бизнеса государству. От успеха диалога общества и бизнеса зависит благоприятный для бизнеса социальный климат и, в конечном итоге, экономический рост и благосостояние нации.

Основная форма работы, определенная участниками открытого партнерства, состоит в проведении систематических консультаций гражданских организаций по проблемам развития и укрепления гражданского общества, конструктивного взаимодействия с властью и бизнесом. Перечислю задачи, которые поставила перед собой "Пермская ассамблея": вырабатывать общие позиции и переговорные технологии для диалога общества с государством и бизнесом; вести этот диалог или способствовать его осуществлению; содействовать развитию механизмов гражданских переговоров, гражданской экспертизы и гражданского контроля; разрабатывать и реализовывать совместные проекты. На мой взгляд, нам удается успешно выполнять эти задачи.

Игорь Аверкиев:
- Изначально цель была и есть - повысить эффективность деятельности наших НГО. На каком-то этапе руководители десяти общественных организаций Перми поняли, что можно, например, до бесконечности наращивать число людей, проконсультированных нашими юристами или социально обслуженных волонтерами, но, решая проблемы конкретного человека, мы в целом социальную ситуацию, в общем-то, не меняем. Необходимы технологии, позволяющие изменять саму ситуацию, рождающую проблемы тех, кто к нам приходит. Поэтому мы и объединились.

Перечислю технологии, которые мы используем в своей работе: гражданская экспертиза, гражданские переговоры, гражданские дискуссии, гражданский контроль, гражданские экспедиции, гражданские кооперации. Почему для нас так важно определение "гражданские"? Мы считаем, что эти технологии могут эффективно использовать только граждане, то есть те, кто в состоянии осознанно воспринимать общественные интересы, интересы Родины, страны, государства, социальной группы как свой интерес, кто в состоянии абстрагироваться от личных проблем, реализуя некоторые общественно-значимые инициативы, и т.д. Человек, находясь в скорлупе только собственных проблем, не в состоянии реализовывать эти технологии. Это крайне важно понимать. Здесь, к сожалению, нет возможности рассказать подробно о каждой из перечисленных выше технологий, поэтому остановимся лишь на некоторых.

Александр Калих:
- Центру поддержки демократических молодежных инициатив (Молодежный "Мемориал") очень помогает в работе над проектом технология гражданских переговоров, которая была впервые апробирована на Гражданском форуме два года назад. И которую "Пермская ассамблея" сумела значительно развить и усовершенствовать. Так, результатом переговоров "О подготовке к введению в Пермской области альтернативной гражданской службы", проведенных в апреле этого года во время областной ярмарки-форума социальных проектов, стало Соглашение, подписанное вице-губернатором области Валерием Щукиным и мной, о конкретных действиях, которые должны, с с одной стороны, помочь области подготовиться к введению АГС, с другой стороны - добиться улучшения федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".

Соглашение включает в себя следующие договоренности: о проведении мониторинга рабочих мест для АГСников в Пермской области; о порядке направления граждан на АГС; о проведении информационных мероприятий об АГС; о создании экспериментальных курсов по отработке модели подготовки к прохождению АГС в социальной сфере и в здравоохранении; о законодательной инициативе по вопросу внесения изменений и дополнений в Федеральный закон" Об альтернативной гражданской службу"; о проведении круглого стола "Проблемы подготовки к введению альтернативной гражданской службы в Пермской области".

По каждому пункту тут же во время переговоров была создана совместная с властью рабочая группа и намечено время его выполнения. Это позволило нам в довольно короткий срок добиться весьма существенных результатов. Вот лишь один пример. В июне Законодательное Собрание Пермской области одобрило подготовленный юристом ЦПДМИ Романом Марановым проект федерального закона о поправках к закону "Об альтернативной гражданской службе" и внесло его в качестве своей законодательной инициативы в Государственную Думу РФ.

И если думцы их примут, то федеральный закон об АГС станет намного демократичнее. Соглашением, экспериментальные курсы профессиональной подготовки к прохождению АГС в социальной сфере и здравоохранении. И еще многое что удалось сделать, благодаря этим переговорам.

Игорь Аверкиев:
- Приведу пример другой проблемы, волнующей как общество, так и государство. Это так называемый "детский вопрос". "Пермская ассамблея" появилась еще и потому, что на каком-то этапе десять организаций, которые знали друг друга давно, которые вместе уже что-то делали, поняли, что в России для всех сегодня национальная проблема №1 - дети. Наша страна развивается, не имея будущего, поскольку сегодняшнее подрастающее поколение - это не будущее или очень скверное будущее. Правда, подрастающее поколение в этом не виновато. Мы поняли также, что все наши 10 организаций, каждая в своей сфере, может для детей что-то делать. Таков был цементирующий состав, который позволил нам создаться.

В рамках детской тематики мы выделили несколько самых главных аспектов. Один из них - проблема детей-сирот, социальных сирот. Прежде всего, Пермская гражданская палата и Пермский региональный правозащитный центр решили разобраться с ситуацией. Провели в течение 4 месяцев гражданскую экспертизу всей государственной системы помощи детям-сиротам в Пермской области. Привлекли самых различных специалистов, сами в поисках нужных материалов на месяц "ушли" в Интернет, сидели в библиотеках, разбираясь с теорией и статистикой вопроса. Изучали, что происходит на территории Прикамья от Коми-Пермяцкого округа до самой южной границы области - города Чайковский. Изучив, поняли: мы настолько во всем разобрались, что в состоянии разработать программу реформы системы помощи детям-сиротам, которая помогла бы реально решить проблему социального сиротства. Разработали. Предложили программу областной администрации. Провели специальное совещание с вице-губернатором Татьяной Марголиной, на котором также были все руководители социальных ведомств. Как ни странно, видимо такое качество было у нашего продукта, что впервые в истории Пермской области его приняли фактически на "ура". В результате, также впервые в области, был создан межведомственный совет по реализации этой самой программы реформы. В межведомственный совет вошли все главы социальных ведомств, департамента образования, культуры, здравоохранения и представители наших общественных организаций, создавших "Пермскую ассамблею".

Потом совместная рабочая группа довела эту программу до окончательной кондиции. Был разработан конкретный план мероприятий первого этапа ее реализации. Мы отвечаем за часть программы, связанной с PR-поддержкой и, в значительной степени, с образовательным процессом. "Мемориал" осуществляет PR-проект, посвященный, в том числе, детской проблематике, защите прав детей. Процесс идет, потому что мы аккумулировали некоторые средства.

Еще раз подчеркну: все началось с интеллектуальной инициативы, основанной на очень серьезном изучении проблематики и выдаче некоторого программного продукта, который был принят администрацией.

Благодаря гражданской экспертизе мы поняли, что для решения проблемы детей-сирот, самое главное - ликвидация детских домов как воспитательных казарм. Работа идет в двух направлениях. Первое - передавать детей-сирот в патронатные семьи. В Пермской области оно очень развито, около 500 семей за последнее время приняли к себе "ничейных" детей. И второе направление - нацелить основные материальные, финансовые усилия государства на профилактику сиротства, на так называемый социальный патронат. Суть социального патроната состоит в том, что под него берется семья, и ей оказывается различная помощь. Это делается обязательно на договорных условиях между государством и семьей.

Ирина Кизилова:
- Насколько я знаю, "Пермская ассамблея" успешно применяет и технологию гражданского контроля. 3 июля этого года губернатор Пермской области Юрий Трутнев подписал Распоряжение "Об эксперименте по организации общественного контроля в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка города Перми и Пермского района". Это произошло впервые в России. Контроль за исполнением распоряжения возложен на заместителя губернатора области Татьяну Марголину. Обязанность осуществлять все записанное в Распоряжении, по-сути, сами на себя возложили Пермская гражданская палата, Медицинский правозащитный центр, Пермский региональный правозащитный центр и другие НГО, входящие в открытое партнерство "Пермская Ассамблея". А какова цель общественного контроля?

Игорь Аверкиев:
- Содействие соблюдению прав человека в интернатных учреждениях. Кроме того, в ходе этого эксперимента в нашей области, по-сути, отрабатывается технология гражданского контроля, которую затем можно будет распространить на другие регионы. Выбрано 11 общественных инспекторов из 7 гражданских организаций (Гражданская палата, Правозащитный центр, Медицинский правозащитный центр, Общество "Мемориал", Фонд "Защита", Фонд "Барсук", Общество "Хоспис"). Они (цитирую Временное Положение об эксперименте, утвержденное Распоряжением губернатора) "вправе посещать интернатное учреждение с осмотром всех жилых и хозяйственных помещений…, принимать обращения и жалобы…, с согласия лиц, находящихся на содержании интернатного учреждения… знакомиться с документами, на основании которых лицо содержится в данном учреждении, их личными делами, историями болезни и др.…, беседовать с лицами, находящимися в интернатных учреждениях, без временных и количественных ограничений в условиях конфиденциальности…, пользоваться правом приема в первоочередном порядке руководителем интернатного учреждения, должностными лицами соответствующих исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления". Общественные инспекторы имеют право посещать интернатные учреждения не только "в соответствии с планом мероприятий общественного контроля", но и "немедленно, без предварительного согласования, в случае получения информации о грубых или существенных фактах нарушения прав граждан". По результатам посещения общественный инспектор должен составить заключение в письменной форме и направить его для принятия мер в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.

А по результатам всего эксперимента планируется разработать региональный законопроект о гражданском (общественном) контроле.

Ирина Кизилова:
- Давайте расскажем хотя бы коротко еще о такой технологи "Пермской ассамблеи" как гражданские экспедиции.

Игорь Аверкиев:
- Их основными организаторами являются Пермская гражданская палата и Пермский региональный правозащитный центр. Но делаем это мы вместе со всеми организациями, входящими в "Пермскую ассамблею". В чем смысл таких экспедиций? По сути, это наше "хождение в народ". Мы, жители больших городов, имеющие возможности для интеллектуального развития, в неоплатном долгу перед глубинкой. Перед тем ребенком, который родился где-нибудь в Зюкайке. Наша страна устроена таким ужасным образом, что Москва все откачивает из Перми, Пермь - из Соликамска, а Соликамску уже неоткуда откачивать. Мы спросили себя, что можем сделать для малых городов области? И, не имея ресурсов, придумали гражданские экспедиции. С одной стороны мы вывозим в этот город все самое лучшее, что есть в Перми, всех, кому есть что отдать: опыт, информацию, помощь какую-то и т.д. Но смысл экспедиции не только в этом. Мы там ищем людей, которые могли бы начать крайне важное полезное дело. И не только их находим, но и демонстрируем им, что они всячески нам нужны, что они могут рассчитывать на нас, на нашу защиту и помощь. Это очень важно. То есть создаем там точки роста, и не просто создаем, а опекаем их.

Ирина Перминова
Размещено 23.10.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №10(67)