НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №12(69)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№12 (69), спецвыпуск
Ноябрь

логотип газеты "Личное дело"

Контроль

Они не жалуются, а убегают

Гостей в детском доме всегда принимают хорошо. Иногда немного настороженно, особенно старшие ребята. Дети с любопытством разглядывают тебя, но по-доброму. И стараются казаться взрослыми, самостоятельными. Малыши сразу устраивают возню. И тут нужно, чтобы их не обидеть, поддержать игру. Хоть чуть-чуть уделить им внимание. Старшие, обычно с деловым видом, просят прикурить. Сам я не курю, но вот - купил зажигалку. Теперь даю прикуривать. Малыши очень любят фотографироваться. Улыбаются, смеются. Видимо, придется и фотоаппарат покупать…

Как подопечные детских домов относятся к своему положению? Разница в оценках бывает существенная. Очень многое зависит от того, какого они возраста. До десяти-одиннадцати лет в определениях умеренны. Если жестокого родительского отношения не испытывали и долго на улице не жили, то от обычных ребят мало чем отличаются. Бродяжки со стажем, которые вынуждены были бороться за жизнь, пищу, честь, слишком многое повидали. Носители блатной уличной культуры, они на свой счет не заблуждаются и в облаках не витают. Искоренить в них привычки трудно, но грамотный педагог способен это сделать. Хотя, конечно, не сразу и далеко не всегда.

Дети старше двенадцати на контакт идут тяжело. Они часто убегают - назад, к родственникам, к старым друзьям (снова на улицу), просто переезжают с места на место (специалисты называют это дромомания - патологическая страсть к путешествиям).

В детских домах к детям относятся неплохо. Воспитатели - добрые, порядочные женщины. Бывшие беспризорники туда направляются из социальных приютов. Эти заведения рассчитаны на временное пребывание (до полугода), до тех пор, пока ребят не прикрепят к одному из детских домов или интернатов, где они останутся на постоянное жительство. Приюты - временное пристанище. Можно с уверенностью сказать, что на многих детей неопределенность действует угнетающе.

Но одно дело воспитатели, другое - граждане. У последних нет необходимости и, что самое главное, желания любить детдомовцев. У большинства мышление стереотипное, клишированное. Не лучше ситуация и в школе. Одноклассники, сверстники, даже учителя - воспитаны на тех же самых стереотипах. Здесь срабатывает простой и абсолютно неверный посыл. Если от тебя отказались родители, значит, с тобой что-то не так, значит, ты хуже остальных. Поэтому многие проблемы детских домов не только и не столько от нехватки средств. Они приходят извне. От нас с вами. И отпечатываются клеймом на психике детей. Ведь изначально они настроены к окружающим с недоверием и опаской. И когда их опасения сбываются, убегают, замыкаются, вредничают. Это - защитная реакция.

Как бы там ни было, жить в детском доме для ребенка лучше, чем на улице. Пусть многого не хватает. Пусть это не семья. Однако какие-то навыки ребенок получает. Он развивается. С ним занимаются педагоги. На улице о подобном он не задумывается, и некому ему об этом рассказать. Да он и не поверит… Там главное - выжить. Организм мобилизован на защиту жизни. Моральные принципы неуместны. Там, где главная забота - не замерзнуть, не умереть с голода, не попасть в приемник-распределитель.

С июля 2003 года Пермская гражданская палата и еще шесть общественных организаций реализуют в Перми эксперимент - общественный контроль в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка. Вот какие выводы можно сделать (по материалам Ольги Кочевой, юриста Пермской гражданской палаты, менеджера эксперимента общественного контроля):

Проблемы вообще:

    большое число беспризорников 12-14 лет имеют "солидный" стаж жизни на улице. Немалое число случаев, когда выявляют детей, по несколько лет живущих без внимания со стороны соответствующих служб;
    значительная часть семей отказывается от детей по причинам финансовой неустроенности. Необходимо создать условия, при которых отказ от воспитания ребенка для родителей будет большим злом, нежели воспитание в своей семье. К тем, кто все же отказался от ребенка - применять жесткие меры ответственности. При этом нужна реальная поддержка незащищенной семьи;
    в обычных школах детей из детских домов третируют учителя.

Психологи центра психолого-педагогической помощи населению о некоторых проблемах в детских домах:

    дети убегают из учреждений из-за потребности в удовольствиях, новом, интересном;
    каждому необходимо иметь в сутки хотя бы один час уединения, в детдоме это может быть ведение дневника, рисование;
    если ребенок не может получить чувства безопасности и комфорта, он ищет их на стороне.

В сегодняшней ситуации единственная, пожалуй, реальная возможность сократить численность детдомовцев - всеми способами "продвигать" федеральный закон о патронатном воспитании. И создавать условия для того, чтобы потенциальные патронатные воспитатели знали: взять детей можно не только из сострадания. Они должны быть уверены, что не останутся один на один с проблемой, что смогут рассчитывать на помощь не только материальную, но и методическую и психологическую.

Антон Путинцев
Размещено 01.12.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №12(69)