НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №12(69)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№12 (69), спецвыпуск
Ноябрь

логотип газеты "Личное дело"

Основная проблема

Наши сироты

Проблема сиротства детей при живых родителях начала заявлять о себе еще в 1970-е годы, когда получила широкое распространение такая мера "воспитательного" воздействия на семью, как лишение родительских прав. Государственная политика эту меру использовала нещадно, отдавая приоритет не семейному, частному, а коллективистскому воспитанию. В 1990-е годы безработица и обнищание трудоспособного населения привели не только к падению рождаемости в стране, но и к тому, что количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилось в полтора раза и достигло 700 тысяч - это два процента юных российских граждан в возрасте до 18 лет.

Одиночество. Фото Анатолия ЗернинаВ нашей промышленной области, где люмпенизация семьи шла синхронно падению "оборонки", лесного комплекса и т.д., доля сирот еще больше: 3,4 процента. Это 21198 детей, у которых, по сути, отобрано право жить и воспитываться в семье. Причем, более 80 процентов из них - сироты при живых родителях (последние лишены родительских прав или отбывают длительное заключение).

Словом, проблема назрела настолько, что в 2002 году Пермская гражданская палата провела общественную экспертизу региональной системы помощи детям-сиротам и, убедившись в неэффективности этой системы, разработала свой проект ее реформирования. Более того, под эгидой Гражданской палаты была создана "Пермская ассамблея" - открытое партнерство гражданских организаций, консолидирующим началом в деятельности которой стало решение "детской проблемы". Детский мега-проект включает в себя наряду с решением проблемы беспризорности, то есть радикальной гуманизацией политики государства в отношении сирот, возрождение качественного образования, а также выработку государственных и гражданских технологий обеспечения здоровья подрастающего поколения. "Всем нам нужно понять, - заявляют авторы мега-проекта, - что в сегодняшней России детская проблема - это не гуманитарное сюсюканье "общественности" и чиновничьи сетования на недостаток "мягкого инвентаря", это национальная проблема №1. Проблема катастрофического истощения основного ресурса нации".

"Пилотные" успехи

Неутешительные итоги общественной экспертизы явились, несмотря на статистику, некоторой неожиданностью для чиновников и специалистов по защите прав детства, труд которых никогда еще не оценивался по конечному результату. Как правило, его мерили по усилиям, а усилия были приложены вроде бы и большие, и разносторонние, и даже новаторские. Вот только некоторые примеры.

В то время, как федеральное законодательство не привносило ничего нового в решение сиротской проблемы, Законодательное собрание области, исходя из потребностей жизни, приняло региональные законы "О приемной семье" (1997год), "О патронатном воспитании" (2000 год), "Об утверждении областной целевой программы (ОЦП) "Семья и дети Прикамья на 2002 - 2005 годы." Кроме того, появилось немало полезных указов губернатора на эту тему: "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (сентябрь 1999 года), "О мерах по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение (октябрь 1999 года), "О развитии форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (июль 2002 года), "О выплате единовременного денежного пособия гражданам, усыновившим ребенка (детей) из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" (ноябрь 2002 года) и других.

Кроме того, проблемой развития альтернативных (семейных) форм устройства детей-сирот, изучением жизнедеятельности замещающих семей занимаются лаборатория социального сиротства и кафедра реабилитационной работы, созданные в Пермском областном институте повышения квалификации работников образования. В течение пяти лет, начиная с 1999 года, специалисты этого института проводили уникальное психологическое исследование, в рамках которого был сделан сравнительный анализ развития детей-сирот в условиях детского дома и замещающей семьи (приемной и патронатной). Результаты показывают, что в семье, особенно патронатной, дети развиваются лучше - психологически, эмоционально, интеллектуально. А самое главное - они лучше вписываются в общественную среду, которая их поджидает за стенами дома. Иными словами, патронатное воспитание, как и любая другая семейная форма устройства детей, разрывает порочный круг сиротства, передающегося из поколения в поколение. (Педагоги-стажисты детских домов подтверждают: через их руки уже идут внуки первых воспитанников).

Развитием патронатного воспитания в нашей области целенаправленно занимались в режиме эксперимента два детских дома в Перми: №2 и №16. Сейчас они создают патронатные семьи уже в обычном рабочем режиме.

Повышенное внимание органов власти, специалистов к развитию замещающих форм семейного устройства детей-сирот, привело к тому, что по сравнению с 1999 годом количество приемных семей в нашей области увеличилось в 9 раз - их сейчас 258, в них воспитывается 736 детей, а количество патронатных семей - в 6 раз: их 244, в них воспитывается 402 ребенка.

Более того, параллельно с устройством детей в замещающие, некровные семьи органы соцзащиты начали осуществлять пилотный проект "Возвращение домой", то есть вести целенаправленную работу по социальной реабилитации кровной семьи, чтобы туда мог вернуться ребенок. Иными словами - профилактика подступает к сиротству там, где оно зарождается, то есть пытается уничтожить проблему, что называется, на корню...

И если оценить в целом структуру жизнеустройства сирот, то картина вроде бы не такая и мрачная: 34 процента детей усыновлены, 41 процент - находится в семьях опекунов (чаще всего это кровные родственники)... Правда, всего три процента сирот воспитываются в приемных семьях, два - в патронатных...

Но истина дороже

Фото Игоря КатаеваГражданские организации делают вывод: к сожалению, имевшие место эксперименты и "пилотные" успехи мало влияют на ситуацию с социальным сиротством в целом. Приток детей, лишившихся родительской опеки, не сокращается (более трех тысяч детей ежегодно), а по некоторым данным, имеет тенденцию к росту. Ежегодно около трети детей, оставшихся без родительского попечения, помещаются в сиротские учреждения: в одних только учреждениях системы образования их находится около 4 тысяч. Несмотря на успехи патронатного воспитания, в патронатных семьях живет только около 10 процентов воспитанников детских домов...

Таким образом, существующая в регионе модель помощи детям, нуждающимся в государственной защите, обладает всеми пороками постсоветской системы. Для нее характерны:

    почти полное отсутствие реальной профилактики социального сиротства (за исключением "соцзащитного" проекта "Возвращение домой"). Основным объектом сегодняшней "воспитательной профилактики" является сам ребенок, а не семья, проблемы которой и есть основная причина социального сиротства;

    по-прежнему основной способ государственного реагирования на сироту, не востребованного родственниками, - помещение его в детский дом, что, по сути, является пережитком тоталитарной изоляции неблагонадежных: со сложными и беспокойными субъектами в закрытых помещениях проще;

    после помещения ребенка в интернат органы опеки о нем забывают, никто не отвечает за его дальнейшую судьбу и развитие;

    "системы" как таковой - нет, ведомства разобщены, координация формальна;

    по-прежнему в большинстве сиротских учреждений доминирует идеология и методология коллективистского воспитания. Даже ограниченная частная жизнь в этих учреждениях немыслима. Применительно к современной российской жизни система воспитания в сиротских учреждениях асоциальна;

    подавляющее большинство выпускников интернатных учреждений социально деградируют в течение первых лет жизни вне интерната (либо попадают в криминальную среду и соответственно в места лишения свободы, либо пополняют армию бездомных и рано или поздно попадают туда же). По экспертным оценкам, через десять лет на поверхности жизни остается не более 10-20 процентов выпускников, остальные - погибли или сидят;

    есть и специфика: за десятилетие у ответственных лиц в сфере сиротства выработалась привычка работать с нововведениями только на уровне экспериментов...

Основная причина такого положения, считают авторы общественного проекта реформирования системы помощи детям-сиротам, - сохранение старых административных, финансовых, законодательных, кадровых и политико-идеологических условий формирования "сиротской политики".

Социальное партнерство

В свою очередь, пермский гражданский проект дает четкую постановку целей, задач, направлений реформы, а также основной комплекс мероприятий, которые внесут новое содержание в систему защиты детей-сирот и профилактику самого сиротства как социального бедствия. А содействовать созданию новой системы будут и те психолого-педагогические новации, которые уже апробированы и имеют экспериментальную базу в области, и тот костяк специалистов, который образовался в результате десятилетнего опыта по внедрению различных моделей замещающей семьи, и те законы, которые были приняты, но нуждаются в совершенствовании, и, наконец, то самое позитивное отношение к социальным новациям, которое характерно для высшего регионального и пермского городского руководства.

Напомним: гражданский проект реформирования системы государственной помощи детям-сиротам появился в прошлом году. С тех пор многое изменилось. В частности, в административном сознании все больше укрепляется мысль о необходимости ставить на серьезную кадровую основу работу с семьями группы риска - для предупреждения социального сиротства. Кроме того, администрация Перми в прошлом году в соответствии с региональным Законом "О патронатном воспитании" открыла в городском Центре психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей так называемую Уполномоченную службу по защите прав несовершеннолетних. Коллектив Центра, который создан тоже в прошлом году на базе бывшего Центра помощи детям, сразу поставил перед собой задачу дать возможность воспитываться в семье именно тем детям, которые в силу возраста или наличия братьев-сестер не могут реально рассчитывать на усыновление или опеку (как известно, старших детей крайне редко усыновляют, почти нет шансов воспитываться в семье и у ребенка из многодетной семьи, потому что братьев-сестер друг с другом не разделяют). Пермский Центр сопровождения семьи всем дает шанс воспитываться в семье. И патронатное воспитание специалисты Центра рассматривают как первую ненавязчивую ступень к возможному усыновлению или опеке. За год своей деятельности Центр разместил в патронатные семьи 129 детей - работа штучная...

Но, пожалуй, самое главное, чем был отмечен прошедший год: администрация области вслушалась в выводы гражданских экспертов и согласилась с необходимостью реформировать региональную систему профилактики социального сиротства. Для этого специалисты администрации вместе с Пермской гражданской палатой разработали План мероприятий, направленный на реализацию основных условий реформы: ее политического, законодательного, финансового, научно-методического и кадрового обеспечения, а также создания благоприятного общественного мнения, которое бы поддерживало реформу и прежде всего, идею семейного воспитания детей, лишенных родительского попечения. (Кстати, план был подвергнут общественной экспертизе и одобрен на ярмарке-форуме "Пермь-2003"). Безусловно новаторским в этом сотрудничестве является отработка механизма общественного контроля за содержанием детей-сирот в государственных и муниципальных учреждениях (в том числе патронатных семьях). Принято распоряжение губернатора области (июль 2003 года) "Об эксперименте по организации общественного контроля в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка города Перми и Пермского района".

Имеющий уши услышит

Как известно, в сентябре этого года опыт Пермской области по оказанию помощи детям-сиротам и профилактике социального сиротства был одобрен правительственной Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних, которую возглавляет вице-премьер Галина Карелова. Но не одобрения ради выступала в Доме правительства вице-губернатор области Татьяна Марголина. Иначе зачем бы она рассказывала о неудачах в работе, о том, что в сиротских учреждениях до сих пор не сокращается число мест за счет развития патронатного воспитания, что заполнение освободившихся мест идет теперь большей частью за счет детей старше 12 лет...

- Для решения проблем социального сиротства в Прикамье, как и во всей России, - сказала Татьяна Марголина, - необходимо: ввести в Семейный Кодекс Российской Федерации понятие новой формы устройства в семью - "патронат", а также понятие "патронатная семья".

Будет ли Пермская область услышана на федеральном уровне - трудно сказать. Не расслышат - можно и повторить. А пока в данном случае важно, что наш вице-губернатор озвучил в правительстве позицию пермских гражданских организаций, заявляющих, что "национальная проблема №1" должна решаться всей вертикалью власти страны, начиная от Президента. Когда этой вертикали нет, вряд ли можно рассчитывать на серьезный успех в одном отдельно взятом регионе. В этом, увы, убеждает даже неординарный опыт Прикамья.

Нина Бондаренко
Размещено 01.12.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №12(69)