НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2003 г. / №13(70)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2003 г.

О газете
Архив

№13 (70)
Декабрь

логотип газеты "Личное дело"

Воспитание

Табор уходит в школу

Фото Галины ТиуновойКак я заметила, в школах на самые трудные участки посылают учительниц определенного типа: интеллигентных, скромных, тихих стажистов, умеющих гасить агрессивные детские эмоции. Сами они никогда не покажут, что раздражены, знают, что и когда сказать необузданной ребячьей толпе. Поражаешься их внутренней стойкости. Но что делать, если сам преподаватель выбивается из последних сил?

Примерно такую картину я увидела в пермской школе № 98, что находится на окраине города, в районе КамГЭС. Здесь есть два цыганских класса, где учатся более 50-ти детей в возрасте от 10 до 12 лет.

Татьяна Александровна Смагина ведет своих цыганят уже третий год. Валентина Евдокимовна Вяткина взяла в этом году первоклашек.

Была еще самая первая учительница, Наталья Жоржевна Вагина, которая в 1995-м, в год образования цыганской школы, отважилась первой взяться за преподавание. И, похоже, с тех времен в системе образования Орджоникидзевского района Перми ведется негласный эксперимент. С одной стороны, пытаются адаптировать цыганят в школе, в обществе, с другой - найти им приемлемый типаж учителя. Цыганская школа, единственная в России! Тогда приехали тележурналисты из Москвы, красиво оформили это событие в рамках гармонизации межнациональных отношений. Все с умилением и любопытством смотрели на вольных черноглазых ребят. И казалось теперь, что жители поселка Январского без неприязни будут относиться к соседствующему цыганскому табору.

Отчасти так и получилось. Но московские журналисты уехали. И еще долго светилась надежда у Натальи Жоржевны, что вот теперь школа заживет. А из уст чиновников звучала ставшая почти девизом фраза: "Все мы граждане своей страны и имеем право на бесплатное образование".

Спустя год Наталья Жоржевна поняла, что тянуть класс ей придется на голом энтузиазме. Вероятно, это ее подкосило. Иначе она не ушла бы на пенсию, при ее-то энергичности. Потому что контакт у нее с учениками был почти материнский. Спрашивается, к чему эта полемика на уровне правительства: кто учитель - воспитатель или только педагог? Сколько раз она бывала в таборе, самым почетным гостем на праздниках, которые здесь справляются особенно пышно, на свадьбах своих учеников! До мелочей знает их быт. И уже готова писать об этом книгу.

Первый класс был создан по желанию родителей цыганят. В районный отдел образования пришел сам "барон" - с этой просьбой. И помещение быстро нашли, в двух шагах от табора, в спортивной школе. Родители помогли сделать ремонт, принесли шторы… Строго следили за учебой и поведением своих своенравных чад. Сменная обувь, например, имелась у всех - и оставалась прямо в классе. Больше было похоже на игровую комнату. Привычные ранцы цыганята не носили, как и по сей день. Учебники и тетрадки они оставляют в школе в специальных шкафчиках. И домашние задание они не делают - их просто не усадить.

Но следующие первоклашки уже не так лелеялись своими родителями. Видимо, в таборе посчитали, что дорожка накатана. Со стороны руководителей образования отношение было как к обыкновенным классам, потому что никто не знал, какой им нужен статус.

А Наталья Жоржевна уже выдыхалась. С трудом осваивала с ребятами русский язык, покупала на свои деньги ручки и карандаши. Нужны были особые программы и методики. Наталья Жоржевна по крупицам создавала их сама. А тут спортивная школа стала претендовать на помещение цыганского класса.

Так обозначилась проблема отдельной площади. Удивительно, что при общем материальном достатке табора, откуда приходят ребята, своего здания до сих пор не появилось. Тот табор - не какие-то имеющиеся в нашем представлении шатры и повозки. Отнюдь. Это крепкая деревня, где стоят кирпичные дома, от одноэтажных до трехэтажных. Многие зажиточные хозяева содержат лошадей, имеют машины. А внутреннее устройство некоторых домов из разряда сказочных: просторные комнаты с зеркальными потолками, гипсовыми позолоченными узорами с замысловатой росписью на стенах. Нет, в чужой кошелек здесь никто не заглядывает, как может показаться, но в результате цыганских ребятишек перевели в общее здание школы № 98.

Здесь они сейчас учатся во вторую смену, отдельно от остальных, которые приходят с утра. Цыганские проблемы еще сильнее загрузили школу.

За восемь лет существования классов до сих пор так и не определился их постоянный статус: коррекционный, компенсирующий или обыкновенный? Дети записываться в школу со свидетельством о рождении. Иных справок, с данными об их психическом или физическом здоровье, нет. Для этого нужно обследование у психолога, логопеда и других врачей, что в таборе не принято. А школа не имеет такой возможности. Но тут и без бумаги видно, что большинству детей трудно учиться. В третьем классе по слогам читают или умеют решать совсем уж простенькие примеры. Некоторые даже не запоминают значения элементарных слов. Правда, одно время статус компенсирующего обучения классы имели, однако в этом году его сняли. И пока негласный эксперимент продолжается, Татьяна Александровна и Валентина Евдокимовна тратят половину своих сил только на то, чтобы дать понять черноглазому маленькому народу, что ходить, прыгать, кричать во время урока нельзя. А также запрещается кидаться учебниками и тетрадками, некрасиво плеваться и выражаться нецензурной бранью. Дети об этом знают, но цыганская кровь дает о себе такими эмоциональными взрывами, что впору отряд милиции вызывать. Приглашали в школу заместителя "барона" табора, мол, так и так, дети на уроки ходят как попало, неприлично одеты, не умыты, не чесаны. На следующий день ребят будто подменили. Но хватило их надолго?..

В школе цыганята держатся обособлено. Конечно, такое соседство пугает родителей обыкновенных детей. Поэтому многие своих первоклашек стараются отдавать учиться в другое место, что школе не в плюс. Впрочем, цыганские дети есть и в обыкновенных классах. Шесть человек учатся наравне со всеми и получают полное среднее образование. Но это дети тех, кто живут не в таборе.

Судьба же ребят из цыганских классов известна: начальное обучение - и все. А кто-то даже и этого не сможет получить. Дело в том, что самостоятельную жизнь дети начинают рано. Некоторых в 10 лет и ребенком-то не назовешь. Дантеса, например, женили в этом же возрасте, ему уже тогда строили трехэтажный дом. И это был вполне сформировавшийся мужчина с очень практичным взглядом на жизнь. Мальчишки здесь почти все такие. В школу они могут ходить только до появления в семье ребенка.

Девчонок же в классах гораздо меньше. Они и менее усердны в учебе, и мысли у них только одни: скорее бы выскочить замуж. А после замужества, которое бывает также в 10-12 лет, девочке дорога в школу закрыта. Она становится домработницей. И сочувствовать ей не стоит. Она делает это с удовольствием, посвящая быту весь остаток своей жизни.

Добычу денег мальчишки предпочитают учебе, и могут на месяц забросить школу, если подворачивается какая-нибудь работа. Они, правда, предупреждают и извиняются. Но учительнице это дополнительная нагрузка - заниматься отдельно, которая, кстати, не оплачивается. Зато когда никаких помех для учебы нет, цыганята самые благодарные ученики. Многие из них способны и мечтают о дальнейшей учебе.

А что же дальше? Новый директор школы Дмитрий Алексеевич Лобанов занял вполне понятную для него позицию. Он вступил в должность лишь в сентябре, и сейчас говорить о конкретных переменах в цыганских классах рано. В школе пока ограничились тем, что объединили второй и третий классы. Поэтому мечту о том, чтобы для каждого ребенка создать индивидуальную систему обучения, Татьяне Александровне пришлось отложить.

Дмитрий Алексеевич вынашивает идею о появлении в районе культурно-образовательного центра для цыган. В идеале это должно быть отдельное здание, малокомплектные классы и хорошо обученные преподаватели, знающие национальную культуру. И тогда можно будет по-настоящему говорить о гармонизации тех же самых межнациональных отношений, когда все вместе, но каждый на своей территории.

Татьяна Леснова
Размещено 27.12.2003

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2003 г. / №13(70)