НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №1(71)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№1 (71)
Январь

логотип газеты "Личное дело"

Сотрудничество

Прозрачный дредноут

Недавнее наше государство казалось непотопляемым, как линкор, исполинский дредноут, перегороженный на отсеки. Каждый отсек изолирован, каждое ведомство могло представлять собой государство в государстве, будь то армия, железные дороги или уголовно-исполнительная система. Где сейчас этот захлебнувшийся от собственной непроницаемой изоляции исполин? Романтично растаял где-то в тумане моря голубом или кем-то с расчетом распилен и сдан по самостийным частям в металлолом?

Сегодня в обществе все больше говорят о необходимости открытости различных ведомств, не только говорят, но и предпринимают конкретные шаги в этом направлении. Один из таких шагов - создание общественного совета при Главном управлении исправления наказаний Минюста РФ по Пермской области.

Александр Николаевич СоколовНаш корреспондент попросил рассказать о новой общественной структуре начальника ГУИН МЮ РФ по Пермской области полковника внутренней службы Александра Николаевича Соколова.

- Для чего создается общественный совет?

- Я считаю, да и это определено нормативными документами, что совет нужен для привлечения общественности к решению проблем, стоящих перед уголовно-исполнительной системой Пермской области. В первую очередь это касается вопросов гуманизации условий содержания под стражей, а также соблюдения прав осужденных и сотрудников. Вопросы, которые будут рассматриваться советом, самые разнообразные. Они охватывают весь спектр жизнедеятельности системы: это и производство, и образование, и социальная адаптация, и информирование общественности об условиях содержания осужденных, о проблемах, стоящих перед уголовно- исполнительной системой.

- На чем основывается деятельность совета?

- В прошлом году приказом Минюста создан общественный совет при нашем Главке России, и было рекомендовано создавать подобные советы на местах, естественно, с ориентацией на те проблемы, которые там существуют. В декабре 2003 годы был издан приказ по ГУИНу Пермской области, разработано соответствующее положение. Кроме этого, деятельность любой организации должна основываться на Конституции РФ. Мы будем базироваться в работе совета на законах, касающихся уголовно-исполнительной системы, на соблюдении принципов законности и уважения прав и свобод человека и гражданина, невмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных нарушениях.

- А в чем отличительные условия работы в нашем регионе?

- Я при встрече с журналистами всегда подчеркиваю такое обстоятельство: наш ГУИН - второй по величине в России. Это и есть основное отличительное условие. У нас имеются все режимы содержания осужденных, а значит, приходится решать все сопутствующие проблемы. У нас сегодня проблемный вопрос в том, что в нашем регионе отбывают наказание осужденные из многих других регионов, где нет того или иного вида лишения свободы. Решение этих проблем - в части гуманизации условий содержания и соблюдения прав осужденных - как раз в том, что они должны отбывать наказание у себя по месту жительства или по месту совершения преступления.

Что касается производства, условий содержания, здесь также возникает гораздо больше вопросов, когда мы имеем дело практически со всеми профилями производства, как это у нас когда-то было, а не с одним-двумя (условно говоря, "швейкой" или еще чем-то). Гораздо легче решается маленький спектр вопросов.

И еще одна отличительная особенность Пермской области. Есть статистика, что часть из осужденных, отбывавших наказание у нас, все-таки не возвращается к себе по месту постоянного жительства. Кто-то из них оседает на постоянное место жительства в Прикамье. Есть мнение общественности, что данный фактор влияет на криминогенную ситуацию в обществе, хотя с этим можно поспорить и статистика этого прямо не подтверждает. А с другой стороны, во взаимоотношениях общества и уголовно-исполнительной системы этой территории все-таки есть какой-то негатив. И я думаю, с помощью средств массовой информации, с помощью общественного совета мы сможем сгладить эту ситуацию, сделать так, чтобы не было у нас нерешенных вопросов. И в то же время, возвращаясь к криминогенной обстановке в области, в частности в уголовно-исправительной системе, уже сейчас хочу подчеркнуть, что мы год закончили без единого особо значимого какого-то преступления в местах лишения свободы.

- Не секрет, что многие ведомства у нас представляли собой государство в государстве, ваше - не исключение. Станет ли с созданием общественного совета при ГУИН ваша система более открытой, прозрачной? С одной стороны это место изоляции, а с другой - открытая обществу структура.

- Вы абсолютно правы. И открытость нашего, как вы сказали, государства в государстве, началась не сегодня, не с созданием этого совета. Да, этот совет, несомненно, нашу открытость увеличит. Я, например, как руководитель, открыт для общения. Со стороны СМИ за эти полгода, пока я работаю, было много обращений с просьбой посетить то или иное учреждение, провести съемки. Все это сейчас допускается, и все делалось в рамках Закона. Наша система стала более прозрачной.

И это не последние шаги в данном направлении. Те изменения в законодательстве, что направлены опять же на гуманизацию условий содержания и в целом на уголовное законодательство, я думаю, продолжат движение к открытости в местах лишения свободы.

- Кто войдет в состав общественного совета?

- С этим мы уже определились. В него войдут представители правозащитных организаций, средств массовой информации, религиозных организаций, всего девять человек. В зависимости от того, насколько эффективной будет работа общественного совета и в каком объеме она будет вестись, численный состав совета может меняться.

- Какими правами наделяются члены общественного совета?

- Мы не должны забывать, что работа общественного совета носит рекомендательный характер. И одной из его задач является привлечение администраций на местах, и руководителей предприятий к решению вопросов уголовно-исполнительной системы. Мы все-таки должны помнить, что в местах лишения свободы находятся наши граждане, в основном из Пермской области. Как они будут отбывать наказание, как будут соблюдаться их права, как они будут обеспечены работой, насколько подготовлены к жизни после отбывания наказания - все это будет зависеть не только от уже названых представителей общества, но и от всех его слоев, в первую очередь от руководителей области, областных структур, предприятий. А так, основной функцией совета является информирование не только руководства, но прежде всего широких слоев населения о проблемах уголовно-исполнительной системы, о том, над чем мы сегодня работаем.

- Какие результаты от работы совета вы ожидаете?

- В самом начале нашего разговора я говорил о работе в части гуманизации условий содержания и соблюдения прав осужденных. Что-то здесь делается, предпринимается. Но вот в таких вопросах, как создание условий для соблюдения прав, содействие в производственной деятельности, получении образования и социальной адаптации, на сегодняшний день мы сильно отстаем.

Сегодня, например, промышленность области живет одной жизнью, а производство уголовно-исполнительной системы другой. Моя главная задача эти вопросы объединить. Для чего?

Много можно говорить о правах осужденного, о том, что он выйдет на свободу и начнет новую жизнь. Но не имея профессии, не решив вопрос образования, не имея определенного заработка по освобождении и перспектив по трудоустройству по окончании срока отбывания наказания, он не имеет никаких гарантий, что он снова к нам не вернется.

Потом надо понимать, что не все в работе по гуманизации условий содержания осужденных зависит о руководства главка или о его сотрудников. Есть еще понятие "экономическая ситуация", есть примеры разных регионов по уровню понимания проблем уголовно-исполнительной системы. Если 10-15 лет назад государство за счет рабочей силы осужденных решало свои проблемы, то когда производство развалилось, производственные связи прекратились, все это сказалось на занятости в местах лишения свободы. Я не могу назвать примеров за 2003 год, когда какое-нибудь предприятие разместило заказ или начало работать в кооперации с нашими предприятиями. Мы работали только с лесопромышленным комплексом. На сегодня же есть проработки, что ситуация в новом году изменится.

И все-таки главный результат работы совета, который мы ожидаем, вот в чем. В чем смысл самого определения общественный? Общественный - совет. Если мы привлечем внимание всех слоев общества к обозначенным проблемам, мы своей цели достигнем.

 

Виктор Александрович КраснобаевВ состав общественного совета вошли четыре представителя Пермского регионального правозащитного центра. Как отнеслись к созданию новой общественной структуры пермские правозащитники? Заместитель директора правозащитного центра Виктор Краснобаев считает:

- Создание такой структуры, безусловно, актуально. Система исправления наказаний, как и органы внутренних дел, связана с людьми и служит, вообще-то говоря, обществу. Но вот как раз для общества они всегда оставались закрытыми. А когда государство само себя контролирует, это не всегда эффективно. Совет будет рассматривать проблемы, связанные с системой исправления наказаний, а информацию об этом сделает достоянием общественности. Так как в составе комиссий совета будут работать люди свободные от ведомственной зашоренности, вполне вероятно они увидят какие-то новые причины, другого характера, которые просто изнутри не видны. Главная задача совета - способствовать решению проблем данного ведомства со стороны общественности.

Владимир Викторов
Размещено 08.02.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №1(71)