НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №1(71)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№1 (71)
Январь

логотип газеты "Личное дело"

Проблема

На ком экономить? Жертвы законов

В Пермской области свыше 22 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жизнь каждого из них напрямую связана с государственным финансированием. Существует Постановление Правительства РФ от 20.06. 1992 г. № 409, в котором, в числе прочих социальных норм, заложены и нормы по выплате пособий соответствующей категории граждан. Так, в 2002 году расчетный норматив пособия на опекаемого составлял 26 115 рублей. Много это или мало - судите сами, но дело в том, что реально этих денег пермские опекуны не видели. Нет, разумеется, финансирование со стороны областной администрации проводилось, только существенно меньшее, чем того требует федеральное законодательство. Что не осталось без внимания со стороны контролирующих органов, и в районные суды стали поступать иски прокуратуры о взыскании недоплаты пособий на опекаемых (размеры недоплаты варьировались в каждом конкретном случае). Судьба подобных исков различна: одни были удовлетворены, другие отклонены, а третьи вообще откладывались, что называется, "в стол". С чем же связано такое неоднозначное отношение к вопросу, на который, казалось бы, нужен однозначный ответ?

Комментирует ситуацию начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермской области Татьяна Витальевна Шуваева:

- История вопроса связана с вышеупомянутым Постановлением Правительства от 1992 года, по которому определялись относительно приемлемые нормы по выплате пособий на детей, был установлен перечень необходимых ребенку продуктов и вещей, так что размер пособия складывался из стоимости данных товаров в конкретном регионе. Однако на областной комиссии по делам несовершеннолетних неоднократно вставала проблема нехватки средств, недофинансирования детских домов и других подобных заведений, а также опекунов. Тогда было решено проверить, как осуществляется выполнение федерального постановления, и оказалось, что финансирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у нас осуществляется в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности, утвержденными Законом Пермской области от 19.10.98 №249-27. Последние предусматривают обеспечение только на 30% от федеральной нормы. Впрочем, в отдельных регионах, например, в г. Березники, финансирование проводилось в полной мере, но это едва ли не единственный положительный пример.

Прокуратура решила опротестовать областной закон - и в июле 2001 г. ей это удалось, правда, уже в Верховном суде. Затем состоялась коллегия с участием областной администрации, на которой постановили производить выплаты согласно нормативам, установленным Федеральным законом. Вот тогда-то в районные суды и стали поступать иски.

- Почему в таком случае не все иски удовлетворяют?

Многое зависит от судейства. Представители администрации могут убедительно ссылаться на отсутствие финансирования со стороны Федерации, на ряд статей и законов. Порой доходит до смешного, когда требуют доказать, что ребенок действительно недополучал средств. На мой взгляд, проблемы финансирования должны решаться администрацией области и управлением финансов, в областной бюджет изначально необходимо закладывать достаточные суммы, чтобы дети ни в коем случае не страдали от нехватки средств.

- Какие перспективы в решении данного вопроса Вы видите?

Предполагается, что новый Закон "О потребительской корзине" будет регулировать выплаты, хотя пока, в ходе бюджетного процесса, средства на детей, оставшихся без попечения родителей, не закладываются в полном объеме даже с учетом этого закона. Тем не менее, в последнее время наблюдается увеличение (до 70%) выплат в ряде регионов Пермской области, и мы надеемся, что в этом году проблема, характерная, кстати, не только для нашей области, будет благополучно разрешена.

Хорошо, если так, ведь проблема касается не только опекаемых детей, но и детей, содержащихся в детских домах, приютах и патронатных семьях - и в данном случае речь идет не о десятках, а о сотнях тысяч недоплаты. Что для областного бюджета уже существенно. Но пока нет уверенности в том, что решение будет принято в их пользу. Ни один детский дом не станет подавать в суд на администрацию - орган, от которого он напрямую зависит. Юрист ПРПЦ С. Максимов считает, что сегодня подобным организациям проще и безопаснее восполнять нехватку за счет меценатов, муниципальных средств, а то и собственных огородов. Опекуны же являются самой независимой от администрации группой.

Как бы то ни было, проблемы российского законодательства не должны ограничивать потребности детей, тем более детей, оставшихся без родительской заботы и ласки.

Юрий Хохлов
Размещено 06.02.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №1(71)