НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №2(72)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№2 (72)
Февраль

логотип газеты "Личное дело"

Мировоззрение

"Сегодня я поняла, что нельзя осуждать людей за их национальность…"

В конце года завершился второй этап проекта "Уроки прошлого: передвижной выставочный комплекс по истории политических репрессий в СССР", который реализуется Центром поддержки демократических молодежных инициатив (более известным под названием "Молодежный Мемориал") вот уже третий год. Первый этап представлял собой проведение уроков с демонстрацией передвижной выставки "Пятая графа" (репрессии по национальному признаку) в школах города Перми. Второй этап отличался только географией: были охвачены Пермский, Краснокамский, Добрянский, Нытвенский и Ильинский районы. Этот необычный урок посетили около четырех тысяч школьников области.

"Дети разных народов..." Фото Веры Сидоровой Мне посчастливилось принять участие в реализации этого проекта. Следует признать, что современные школьники очень мало знают о политическом опыте своей страны в XX веке, об отношениях, которые складывались между советской властью и человеком. А если мы хотим, чтобы российское общество умело и хотело защищать, ценить политическую свободу, важно, чтобы еще со школы молодежь знала, что представлял собой в этом отношении Советский Союз. Только тогда можно будет с уверенностью говорить о том, что мы "привиты" от антидемократических методов управления государством. Пока же прошлое преследует нас.

Но сколь бы ни был интересен сам проект и выставка, разговор пойдет немного о другом.

С самого начала проекта тщательно велась книга отзывов старшеклассников. Нередко после урока в классе возникала дискуссия, так или иначе затрагивающая проблемы современных межнациональных отношениях. Детям была предоставлена возможность высказаться на эту тему. Результаты оказались ошеломляющими. И само собой так получилось, что они выросли в отдельную, очень сложную и очень болезненную тему: насколько терпимо относятся наши дети к представителям других национальностей?

Правозащитники на протяжении нескольких лет постоянно указывают на угрожающий рост ксенофобии и националистических настроений в российском обществе. Взглянем правде в глаза: на сегодняшний день это стало обыденностью. А общеизвестно, что дети особенно легко подпадают под влияние массовых социальных идей, стереотипов, или, как их еще называют, мифов. Просто потому, что эти стереотипы диктуются их окружением, и детям сложно, за неимением жизненного опыта, выдвинуть в противовес собственную точку зрения.

"Слушая страшные рассказы о политрепрессиях и издевательствах над другими народностями, я вспомнил слова брата, служащего сейчас в армии на границе с Грузией. Он писал следующее: "Даги (дагестанцы) такие тупые! Пока не ударишь - ничего не поймут! Упертые, как бараны". Но сейчас я думаю, что к каждому человеку, народу надо подходить с какой-то долей понимания, чтобы лучше понимать их представления о мире. Может, тогда мы все сможем по-настоящему говорить о дружбе народов!" Эти слова написал ученик 9 класса Курашимской школы. Конечно, налицо "положительный эффект" от урока, однако если отстраниться от него, представить, что мемориальцы не приезжали в эту школу, что тогда? Можно ли ручаться, что подобное пренебрежительное отношение к жителям, например, Кавказа не укоренилось бы в его сознании?

Подобных примеров в книге отзывов десятки. "До этой лекции я ненавидела ИХ" (ученица 11 класса Майской школы). "Наверное, благодаря именно этой выставке я изменила взгляды на окружающий нас мир, политику. До этого я критически относилась к некоторым народам нашей страны. И я ошибалась. Может быть, из-за того, что мы не знаем тех фактов, которые держались в тайне и которые заставляют думать по-другому. Я думаю, такая агитация полезна именно в нашем подростковом возрасте, потому что именно сейчас у нас складывается мировоззрение" (ученица 10 класса Ильинской школы №2).

Да, действительно - складывается мировоззрение. Но складывается как-то однобоко. Вся беда в том, что нашим детям негде получить альтернативную информацию. СМИ выбрасывают в мир неприязнь и враждебность к нерусским, родители подвержены множеству предрассудков, одноклассники воспринимают слова "татарин", "еврей", "чечен" как ругательные (об этом нам рассказал один из десятиклассников!)… Откуда взяться терпимости?! Ученики 9 класса Краснокамской школы №2 написали следующее: "Об этом с нами еще никто и нигде не говорил!" Вот так-то.

Однако мы пришли и к еще более печальным выводам. К ним нас подтолкнули следующие высказывания: "Я впервые задумалась о том, что люди разных национальностей могут не воевать друг с другом. И узнала, что независимо от национальности они могут спасать друг друга в трудностях…" (ученица 10 класса Сретенской школы); " Я узнала, что даже в переселенце можно видеть доброго и простого человека, а не чужого. Что он такой же, как ты, и у него тоже есть душа" (ученица 11 класса Сретенской школы); "Сегодня я поняла, что нельзя осуждать людей за их национальность, ведь они в этом не виноваты" (ученица 10 класса Краснокамской средней школы №1). Неужели миф о том, что человек другой национальности - это враг, нечеловек, настолько глубоко засел в их юных умах, что для них стало откровением обратное? Откуда это пренебрежительное "даже в переселенце", ужасное "осуждать людей за их национальность"? И их слова о том, что они узнали, о чем задумались, не гарантируют, что в будущем, став взрослыми, они будут руководствоваться такими суждениями. Ведь узнать вовсе не означает понять, прочувствовать.

Но и это еще не предел. Как вам следующие заявления: "Каждый народ воюет и отвечает за свою Родину. Всем нужно, чтобы в их стране был только свой народ"? (ученица 10 класса Култаевской школы); "Мое мнение - не пускать в страну иностранцев. И не будет тогда такого, как в 1937 году" (ученик 8 класса Конезаводской школы); "В каждом человеке всегда останется страх перед врагом. Почему такие народы как армяне, грузины приезжают в Россию и ведут себя, как будто они выше нашей нации?" (ученик 10 класса Нытвенской школы №3). Эти подростки уже сейчас считают представителей некоторых национальностей изначально ниже себя. Для них характерна следующая логика: выходец с Кавказа (в частности чеченец) - чужой - бандит. И вряд ли что-нибудь способно их переубедить. За исключением, пожалуй, личного положительного опыта.

Были и более мягкие отзывы, не менее при этом жестокие. "Русских нельзя укорять за плохое отношение к другим народам. Во всем виновата власть!" (ученица 10 класса Нытвенской школы №2) "Лично Сталин абсолютно не нравится, но ведь другие народы всегда и везде презирались!" (ученик 11 класса Краснокамской школы №1) "Все, что ни делается, делается к лучшему. Я думаю, с какой-то точки зрения правительство в годы репрессий было право" (ученик 11 класса Ильинской школы №2).

Взять ту же Чечню. Вот отзыв ученицы 11 класса Бершетской школы: "Межнациональная война. С правления Сталина время изменилось и, кажется, должны были бы измениться взгляды на межнациональные отношения, но, к сожалению, и в наши дни есть место притеснению нерусских национальностей. За примером далеко ходить не надо - Чечня. Россия обвиняет и осуждает мирных чеченцев чуть ли не во всех бедах. С разгоранием второй войны страх и ненависть к чеченцам у русских усилились, а с ними усилились разрушения сел и городов мирных жителей. Ненависть русских солдат неизмерима и они готовы убивать "всех чеченцев": бандитов, стариков, детей, женщин.

Тема о межнациональных рознях очень важна. С детства, с юности надо учить всех людей, что рядом с тобой находятся в первую очередь просто люди, и не важно, какая у них национальность". Или вот, совместное мнение двух лучших друзей, русского и чеченца: "Если честно, мы против этой войны. Она не нужна мирным жителям. Я считаю действия властей неправильными. А я сам чеченец. Нам говорят и показывают одно, но то, что на самом деле - никто не знает. Русский и чеченец - друзья навечно!"

Или вот более общие мысли на тему межнациональных конфликтов: "Прошлое имеет много отрицательных последствий, от них никуда не деться. Но, к сожалению, население и правительство России медленно осознают свои ошибки" (ученик 10 класса Култаевской школы); "Слушая историю депортированных народов, у меня даже комок подкатил к горлу. В наше время тоже происходит много несправедливых вещей, связанных с национальностью и расовыми признаками. Я считаю, что этого всего не должно быть" (ученица 10 класса Уральской школы №8).

Некоторые отзывы подтвердили правоту мнения, что реальное взаимодействие позволяет увидеть человека таким, каков он есть, а не таким, каким его рисуют стереотипы. "Люди - они все люди, независимо, какой они национальности. У меня много знакомых ингушей, армян, украинцев, и в первую очередь я ценю в них человечность и любовь к друг другу" (ученица 11 класса, г. Нытва).

Многие ребята после уроков, откровенно испытывая жалость к депортированным в годы репрессий народам, утверждали, что "всех их нужно теперь собрать и выслать за пределы России. Почему они живут в России?" Мало кто знает, что в наши дни вновь происходят депортации по национальному признаку (например, из Краснодарского края). И этот самый настоящий произвол властей, который подрастающее поколение (а значит, в большинстве случаев, и их родители), сами того не ведая, поддерживают и одобряют. Власть вновь вспомнила забытые, казалось бы, методы управления государством, и мы вновь одобряем их. "Очень жаль, что люди не понимают ценности жизни, жизни в мире и взаимопонимании. Они не ценят жизнь друг друга. Вряд ли когда-нибудь на нашей планете не будет войн, хотя каждому человеку этого бы хотелось" (ученик 11 класса Нытвенской школы №1).

Светлана Лапчева, студентка ПГУ
Размещено 28.02.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №2(72)