НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №3(73)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№3 (73)
Март

логотип газеты "Личное дело"

Обсуждение

Подозрительный сертификат
или: Кому это надо?

Органами местного самоуправления города Перми начата экспериментальная программа оптимизации внешкольного дополнительного образования, согласно которой каждый ребенок получает сертификат. С ним он приходит в тот или иной кружок Центра Детского Творчества и сдает своему педагогу. Педагог, в свою очередь, вносит номер сертификата в списки и оставляет вышеупомянутый документ на хранение в ЦДТ. Грант на реализацию проекта, целью которого является "подушное финансирование дополнительного образования", выдан Европейским банком реконструкции и развития. Красиво звучит? Финансирование на каждого ребенка. Но, к сожалению, "хорошо и полезно" это только на бумаге, в документах (которых, кстати сказать, ни один директор, ни один педагог так и не видел).

При явном отсутствии положительных черт, негатив обнаруживается тут же.

Сертификат один. Следовательно, и посещать ребенок может только один кружок. Больше - за отдельную плату. Правда, на 2003/2004 учебный год действует разрешение о приеме ксерокопий сертификатов, но во сколько кружков - везде по-разному. Будет ли оно продлено - не известно. Возрастная категория "сертифицированных" охватывает детей от шести до восемнадцати лет. В то время как по законам РФ дети-инвалиды и детдомовцы имеют право на занятия до двадцати одного года. Дошкольники (те, кому меньше шести лет) вынуждены либо сидеть дома, либо заниматься на платной основе. Вследствие всего вышеперечисленного идет заметное сокращение детей во внешкольной сфере. Помимо этого до сих пор нет никаких четких письменных рекомендаций по заполнению сертификатов. Педагоги вынуждены заниматься списками, алфавитными книгами, меньше уделять времени детям. Отсюда снижение числа преподавателей. Многие просто не выдерживают работы в таком прессинге более года. И, естественно, зарплату за лишнюю бумажную работу не добавляют. С технической стороны так же есть недоработки. Во-первых, выданы документы не в сентябре, как планировалось, а в декабре. Во-вторых, скомкано, сумбурно. В-третьих, не всем. В частности, учащиеся выпускных классов получили документы только после того, как сами попросили выдать недостающие сертификаты. А многие отложили их на полочку, "до лучших времен", потому что ни родителям, ни тем более детям не понятно, для чего они нужны.

Педагоги отмечают, что сертифицирование не учитывает особенности той или иной специальности. Пример: в ЦДТ есть восемь картингов. Зачем набирать пятнадцать человек, по нынешней норме, в группу, если за отведенное время кому-то все равно придется стоять в сторонке? Зачем в спектакле, где семь действующих лиц, те же пятнадцать человек? Остается без внимания размер помещения, то есть существует множество несоответствий, в том числе с санпиновскими нормами (о наполняемости групп, освещенности, метражу и т.п.).

В связи с возникшими проблемами 4 марта 2004 года в офисе Пермской Гражданской Палаты за "круглым столом" прошло обсуждение сложившейся ситуации. На заседании "круглого стола" присутствовали И.В. Аверкиев, председатель ПГП, А.В. Летягин, председатель профкома ЦДТ Свердловского района города Перми, М.А. Плаксин, преподаватель кафедры математического обеспечения компьютерных систем ПГУ, О.Р. Захарова, педагог дополнительного образования ЦДТ "Шанс" Мотовилихинского района. Все они сходятся в одном - оптимизацией данный процесс назвать нельзя. "Оптимизация - это когда изучают спрос на эти услуги, выявляют их качество, и по совмещению спроса и качества делают соответствующие выводы о необходимости тех или иных услуг. И уже на этой основе что-то проводят", - считает И.В. Аверкиев. А пока получается так, что даже сами преподаватели не видят сейчас перед собой целей этой работы. "Вообще, не понятно, что с этими сертификатами делать. Никому не ясно, чем мы занимаемся и для чего нам это надо", - говорит О.Р. Захарова. "Как писал Карнеги, "есть две причины действий: истинная и та, которая хорошо звучит". Так вот нам не удосужились сформулировать даже последнюю, а об истинной вообще можно только догадываться", - высказывает свое мнение М.А. Плаксин.

На круглом столе была высказана идея: выступить с предложением городской администрации сесть за стол переговоров с ее представителями, курирующими дополнительное образование. Для этого, соответственно, требуется сформировать комиссию, которая создала бы конструктивное предложение "снизу". В данной ситуации нужно четко выявить приоритеты, последствия, которыми может обернуться эта "оптимизация" для города, провести анкетирование родителей и детей, педагогов и директоров, юристов. И, даже если представительство придет к решению вводить сертификаты, то первоначально следует довести до людей, для чего это делается, сформулировать цель, к которой стараются прийти, чего хотят достичь.

А что происходит сейчас? Педагогов запугивают сертифицированием - и реформа, целью которой является "подушное финансирование", начинает чем-то сильно напоминать знакомую со школы поэму Гоголя "Мертвые души". По сертификатам-то дети в кружках числятся, а реально? Раздолье для Чичиковых?

Анна Лукиных
Размещено 04.09.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №3(73)