НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №4(74)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№4 (74)
Апрель

логотип газеты "Личное дело"

Гражданская дискуссия

Россия для кого?

Очередная гражданская дискуссия Пермской Ассамблеи была посвящена одной из самых, пожалуй, животрепещущих проблем - проблеме национальных взаимоотношений в России. Свой взгляд на нее высказывали люди, называвшие себя интернационалистами, русскими националистами, "общечеловеками" и "просто человеками". И это добавляло дискуссии остроты.

Предваряя выступления основных докладчиков, председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев так очертил задачи дискуссии: найти некоторые инструменты, которые позволили бы, во-первых, лучше разобраться в том, что происходит. Во-вторых, делали бы наши действия более осознанными в ситуации кризиса, в какой-то конфликтной ситуации. Те гражданские или политические технологии, которые были выработаны миром в 20-м веке для решения острых злободневных проблем в 21-м веке все или многие из них уже не работают. А новых никто предложить не может.

Таджикская девочка на улицах Перми. Фото Игоря Катаева Охарактеризовав кратко основные из известных рецептов решения "национального вопроса", такие как интернационализм, право на национальное самоопределение, национально-культурная автономия, мультикультурная политкорректность, национализм, И. Аверкиев с грустью констатировал: "Опыт конца 20-го и начала 21-го веков приводит нас к пониманию, что ни один из известных ответов на национальный вопрос оптимального результата не дает. Конфликтов как было много, так и осталось много. Более того, их число растет. Сегодня ни ООН, ни европейское сообщество, ни отдельные государства, не имеют инструментария, который бы позволил либо профилактировать национальные конфликты, либо, в худшем случае, эффективно, с малой кровью их решать. И вот главная цивилизационная задача, по-моему, современного общества - найти этот новый инструментарий, для того, чтобы из-за любви человека к своей национальности другие люди крови не проливали. От уважения к своим национальностям другие народы не терпели унижения. И то и другое важно. Важно любить в себе русского и важно, чтобы эта возможность была и у чеченца, и у татарина. Как это сделать никто сегодня не знает. Поэтому мы попытаемся подискутировать на близкие к этим проблемам темы. Естественно, понимаю, что прямо сейчас эти вопросы у нас не решатся. Но говорить об этом надо и максимально откровенно.

Русский националист?

Именно так, сразу расставив точки над i, назвал себя первый докладчик, руководитель общественной организации "Зеленая эйкумена" Роман Юшков. "Я выступаю с националистических позиций, являюсь националистом гражданским…То есть русский народ как государствообразующий для меня представляет непосредственную бесспорную ценность. Думаю, не надо в такой просвещенной аудитории говорить, что национализм не равно шовинизм и ксенофобия. И национализм, и интернационализм вполне являются совместимыми концепциями, но противоположными. В частности, я в своей деятельности пытаюсь это совместить… Мой национализм также в том выражается, что я верю в объективную реальность этничности как совокупности объективных свойств национальной культуры, национального менталитета и так далее".

Роман Юшков подверг критике широко распространившийся "среди либеральной интеллигенции, московских правозащитников конструктивистский подход, который гласит, что этничность - это некий миф, созданный национальной элитой для своих политических целей, для манипулирования массами людей". Во многом, на взгляд Р. Юшкова, "этот универсализм, который нам навязывается, является продуктом для внешнего потребления, выработанный Западом для всего остального, незападного мира… И здесь, в Перми, я тоже с этим жестко сталкиваюсь, хотя, казалось бы, на другом поле политического спектра: там (в Москве. - ред.) крайние либералы, здесь крайне, крайне левые: троцкисты, революционно-рабочая партия - не то что зеркальное отражение, а просто слепок того же космополитического подхода, просто немножечко с иной фразеологией. Здесь общечеловеческие ценности, там такой ортодоксальный марксизм в духе XIX века, и тоже: "у пролетария нет родины" (из Маркса "У пролетария нет отечества"), соответственно, национальности нет тем более. Это все некие буржуазные наработки, которые надо преодолеть ради достижения всеобщего счастья и гармонии".

Поругав интернационалистов, "общечеловеков", "маразматических РНЕ и всяких там партий - "Единение" генерала Петрова, "скинхэдов пресловутых", "демагога Жириновского" и власть, которая не ценит "государствообразующий", но теряющий свою пассионарность, вымирающий русский народ, докладчик предложил как один из рецептов решения национального вопроса дифференцировать национальную политику, в частности: вносить националистическую компоненту в современную внутреннюю и внешнюю российскую политику. В условиях Пермской области по отношению, к примеру, к марийцам и к азербайджанцам. Добавив при этом: "Но многие, я знаю, меня бы за это распяли".

Никто из присутствующих распинать Р. Юшкова, естественно, не собирался, поскольку в дискуссии участвовали люди политкорректные. Однако возражений было высказано немало.

"Общечеловек" или просто человек?

Второй докладчик председатель Пермского областного отделения международного общества "Мемориал" Александр Калих затруднился отнести себя к какой либо категории людей, предложенной в классификаторе Р. Юшкова. "Сказать, что я какой-то националист, не могу. Национализм для меня - это все-таки пропаганда, пропаганда превосходства одной из наций. Сказать, что я - общечеловек, тоже не могу. Вообще, издевательский смысл, когда общечеловеческое становится общечеловеком, мне кажется, не совсем корректным по отношению к этому, в общем, вполне здоровому слову. Я и не интернационалист, это очевидно. Хотя для меня уважение к каждой нации, не знак равенства, а именно уважение превосходят все другие мои мучительные мысли. Вне зависимости от того, как пострадал мой народ, или как пострадал русский народ мое ощущение, что только уважение может нас всех к чему-то привести. Пусть мы еще не придумали те технологии, о которых говорил Игорь Валерьевич, пусть мы еще не нашли выход из этой массы проблем, но все-таки уважение - из этого следует на мой взгляд исходить. Я просто человек, которого мучает эта проблема, как каждого из здесь присутствующих…

То, что нас объединяет с Романом Юшковым и всеми, наверное, кто здесь сидит, так это, то, что у всех у нас сердце болит. Наболело у всех абсолютно национальностей, населяющих Россию. В последнее время межнациональные отношения в стране становятся все больше предметом, причиной национального раскола, всероссийского раскола. Если еще совсем недавно линия раскола проходила, с моей точки зрения, по линии идейных расхождений наших, то вот сегодня я совершенно твердо заявляю, что раскол проходит сейчас по линии межнациональных отношений". Александр Калих привел выдержки из социологического исследования, согласно которому, каждый четвертый респондент заявил, что нужно ограничить проживание, то есть ввести черту оседлости, для представителей всех наций, кроме русской. Первое место в "черном" списке заняли кавказцы.

"Будучи, наверное, все-таки ближе к общечеловеку, - продолжил А. Калих, считаю, что со слова "национализм" пора снимать табу. Действительно, оно, особенно для старшего поколения и, боюсь, для представителей малых народов в России - табу. Это то, о чем, если и говорят, то говорят на кухнях, в каком-то таком узком кругу или в своем национальном кругу. А. Солженицын, человек, который называет себя националистом и, в то же время, демократом, в книге "Двести лет вместе" (об истории евреев и русских) пишет, как решала национальную проблему Советская власть. Она предложила нам, всем представителям разных национальностей, так называемое "безнациональное бытие". Тот самый интернационализм".

Специально для того, чтобы проверить свои убеждения, А. Калих в феврале этого года съездил в Чечню. И теперь он еще более убежден в том, что надо говорить вслух обо всех национальных проблемах, которые накипели. "Нам предстоит очень трудное время, трудные годы впереди. Россия как бы проживает то, что она упустила за 70 лет "безнационального бытия". Для того, чтобы это пережить более менее бескровно, уж не говорю - бесконфликтно, видимо, не избежать конфликтов, но бескровно, об этом надо говорить вслух, в печати, везде. Но, безусловно, так как проблемы эти очень болезненны, говорить об этом надо уметь. Надо считаться с болевыми точками, у каждого в душе она есть". Нужен публичный разговор с целью снять табу с понятия "национализм", с понятия "русский национализм". И нужен публичный разговор о том, как в дальнейшем должна, может развиваться русская нация и другие тоже. Нужна открытая дискуссия общественная вокруг этих сложных проблем. Что тут делать? Какое-то издание, или раздел в газете, или на телевидении рубрику.

*****

Обсуждая позиции, заявленные докладчиками Р. Юшковым и А. Калихом, очень много интересных и порой неожиданных мыслей высказали: председатель татаро-башкирского культурного центра М-Г. Хазин, председатель грузинского культурного центра Пермской области Г. Цховебрашвили, представитель еврейского культурного центра А. Минкович, профессор Пермского государственного университета М. Суслов, преподаватель кафедры журналистики этого же вуза А. Константинов, преподаватель Пермского педагогического университета, региональный координатор конкурса "Человек в истории. Россия XX век" Г. Селянинова, представитель Центра гражданского развития и прав человека (г. Москва) А. Севортьян, политолог М. Макколи (Англия), представитель ЛДПР А. Гладков.

Но чтобы не слишком урезать эти интереснейшие выступления, мы опубликуем их в следующем номере. Эту же публикацию закончим заверением И. Аверкиева о том, что "В ближайший год-полтора здесь в Перми будет идти специальная работа, направленная на поиск инструментария нормального, позитивного межнационального общения. Мы много кого будем для этого привлекать и будем работать для всех, для всей российской провинции. То есть, это не последний разговор. Наша задача выйти на конкретные "рецепты".

Ирина Кизилова
Размещено 03.05.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №4(74)