НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №4(74)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№4 (74)
Апрель

логотип газеты "Личное дело"

Форум - культура

Они договорились

Не первый год власть, бизнес и гражданские организации пытаются всколыхнуть упорно дремлющее общественное мнение.

Одним из направлений Ярмарки-Форума стали гражданские переговоры между представителями власти и гражданских организаций. Здесь реализовывалась попытка создания механизмов учета общественного мнения при реализации крупных культурных проектов. Проще говоря, участники переговоров, уважаемые люди города, пытались узнать друг у друга, как можно расшевелить массы. Ведь наверняка среди рядовых потребителей культурного досуга, есть золотые головы, которые просто стесняются придти и сказать: я здесь.

Разговор начался несколько неожиданно. С нотками некой беспомощности власти заявили, что в принципе хороших идей мало.

Алексей Васильевич Родин, председатель городского комитета по культуре и искусству:

- Например, в этом году, прочитав двадцать проектов, которые подавались на проведение Дня города, я нашел только одну изюминку. Ее предложил "Пермский карнавал". Идея такова: день города - день смеха. И к слову, поверьте, мы карнавальную маску попытаемся надеть на главу города… Бывает, что вообще никаких инициатив нет или же есть идеи, которые реализовать невозможно.

Общественность, в лице председателя городского Фонда культуры "Юрятин" Владимира Васильевича Абашева со своей стороны припомнила властям о злоключениях, связанных с установкой памятника Татищеву. Вот, казалось бы, классический пример включения масс в обсуждение культурного события. Однако все получилось точно так, как задумали те, кто заказал музыку и соответственно заплатил деньги.

Именно тогда стало ясно, что нет отработанного механизма, как договариваться, в какие отношения вступать. И результат - цифры социологического исследования. Из 130-и опрошенных горожан 5-и процентам бронзовое творение абсолютно нравится, 10 процентов памятник в принципе отвергают. Остальные, так или иначе, безразличны.

Подтекст переговоров был ясен с самого начала: как преодолеть это безразличие. А, может, людям просто не нравится все, что делается культурного в городе? Памятники некрасивые. В парках одно шашлычное изобилие. Куда нам до ледового городка в соседнем Екатеринбурге! Пойдет человечек на праздник, заглушит тоску пивом, купит шарик своему ребенку, а сказать, что не понравилось, постыдится. Да и кому скажешь, человечек знает, что денег у культуры мало…

Кто же отвечает за эстетику мероприятий, за вкус? Власть, общественность? На переговорах этот вопрос повис в воздухе. Сложилось ощущения, что дружественные стороны его испугались. За хороший вкус нужно платить и не мало. А денег, как известно, нет. Нет еще и желания того, чтобы элементарно поискать лучшее из лучшего. Настоящие творцы, как правило, предпочитают не выпячиваться. А вот здесь как раз истинная миссия чиновников от культуры и кроется.

Впрочем, нет и времени. Об этом и многом другом посетовала Ольга Павловна Ильиных, председатель департамента культуры и искусства Пермской области. - В том объеме посетителей, которые приходят со своими идеями, у нас возникает вопрос: что полезнее, что реальнее и важнее. Каждое мероприятие приходится обдумывать, чтобы не получилось так, как однажды с молодежным праздником, во время которого широко рекламировалось пиво.

Есть и другая опасность. Вдруг попадется чиновник, который воспользуется чьей-то идеей в своих интересах. Мне кажется, очень важно выработать механизм лигитимности договоренностей, которые возникнут по конкретному проекту. Ведь может так случится, что даже самый хороший чиновник завязнет в обилии согласовании, переговоров, только потому, что он точно выполняет инструкцию. Тем самым проволокитит удачную идею. А это может дискредитировать сам институт общественного мнения.

Может или уже? Светлана Маковецкая, программный директор института национального проекта "Общественный договор" считает:

- На самом деле мы должны отдать государству ровно столько, сколько считаем нужным, а все остальное реализовать между собой.

Насколько готовы сегодня все жители Пермской области к тому, чтобы просто хотя бы прийти в департамент культуры и сказать: мы хотим то, то и то. Насколько хватит у них сил и фантазии самим сделать себе праздник… Переговоры, к сожалению, только обозначили эти вопросы, но ответ на них не дали.

Продолжает Светлана Маковецкая:

- Мне кажется, что очень многое вытекает их согласования общественных и коллективных интересов на разных этапах. При формировании стратегии социально-экономического развития области недостаточно гармонично было отражено целеполагание культурной политики. Был упущен один из вариантов, при котором вполне возможно было договориться на уровне публичного обсуждения стратегических документов, главным образом влияющих на жизнь людей.

Вторая проблема существует в неравенстве доступа к рулю. Нет четких понятий о деятельности по урегулированию во взаимоотношениях общество-власть. Потому что многие творческие союзы превращаются, к сожалению, в профсоюзы, со своими узкими коллективными интересами.

Есть другие организации, которые отражают, например, молодежный взгляд на вещи. Они создают некоторые символы, которые непонятны сейчас, но которые потом будут определять стратегию.

Сегодня, не взирая на все наше разновкусие, мы заинтересованы в том, чтобы среда города и культурная политика были соразмерны человеку. Чтобы она не царапала провинциальной местечковостью, чтобы она не оскорбляла ничего национального, чтобы на памятник можно было смотреть со всех сторон, а праздники не превращались в непрерывной поток пива.

Светлана Маковецкая отметила, что сегодняшние переговоры, как со стороны общественности, так и со стороны властей, не полярны. Предполагается, не отвергая ответственности власти отдельно и общественных организаций отдельно, продолжать исследование общественного мнения. Только нужно еще четче сформулировать некоторые механизмы переходов коллективных интересов в государственные или местного самоуправления. И наоборот.

- Именно поэтому существует два основных способа учета общественного мнения. Это постоянная переговорная площадка совета по делам культуры при губернаторе и главах муниципальных образований. А также переговорная площадка в виде института общественных экспертов в сфере культуры.

Хотя главной целью переговоров на форуме было создание рабочей группы из таких общественных экспертов при совете, многие отметили, что в этом нет принципиальной новизны, потому что подобная система в области существует давно. С чем не согласился профессор Владимир Абашев.

- Совет формируется чисто назначающим жестом. Те есть губернатор по рекомендации собирает этот совет при себе. В такой структуре нет элемента живого мостика между городским сообществом и властью. Мы предлагаем включить в этот совет представителей общественных организаций города и области. А они сами будут координировать между собой мнение, предлагать губернатору кандидатов в совет.

- В области уже существует отработанный механизм вовлечения общественных структур в культурную работу. И отношение между властью и гражданскими организациями совсем не конфликтные. Просто нужно несколько обновить и сделать существующий механизм более динамичным.

В результате на переговорной площадке был подписан договор-соглашение о сотрудничестве органов власти и общественности. Также была создана рабочая группа при областном совете по культуре, куда вошли новые люди от департамента, городского комитете, творческие лица и представители общественности.

Татьяна Леснова
Размещено 03.05.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №4(74)