НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №4(74)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№4 (74)
Апрель

логотип газеты "Личное дело"

Форум - пилотный проект

"Единица" за профилактическую работу

Семья - это счастье. Фото Игоря Катаева На ярмарке социальных и культурных проектов "Пермь - 2004" были впервые представлены вниманию общественности (экспертов) рабочие материалы пилотного проекта "Критерии эффективности системы профилактики социального сиротства". Проект разрабатывают специалисты Пермского филиала Государственного университета - Высшей школы экономики. Вся эта работа, координатором которой является отдел по защите прав детей администрации области, ведется в рамках программы реформирования системы профилактики социального сиротства в Прикамье.

Предваряя знакомство с содержанием проекта, вице-губернатор области Татьяна Марголина сказала: "Мы на всех семинарах и совещаниях говорим, что результатом нашей работы должны быть изменения социальной ситуации ребенка и семьи, улучшение качества жизни семьи и ребенка. Но если пользоваться лобовым критерием "было столько асоциальных семей, стало столько", то ведь это результат очень большой работы разных ведомств, и результат далекий по времени. Поэтому мы вправе предполагать, что могут быть некоторые этапы работы по выведению семьи и ребенка из социально опасного положения. В таком случае - на каждом этапе должны быть измерители эффективности деятельности. И вот фактически впервые нам предлагается измеритель качества профилактической работы…"

Но, как заметила Т. Марголина, детально понять предлагаемый инструментарий оценки достаточно сложно, от экспертов требовалось разобраться в состоятельности самой идеи. Следовательно, они должны были высказать свое мнение, замечания, дополнения и задать вопросы, чтобы авторы проекта могли все это учесть. Участники общественной экспертизы получили раздаточный материал, отражающий основное содержание проекта, и это позволило воспринимать его не на слух, а более точно, конкретно.

С содержанием проекта аудиторию знакомили его авторы - начальник Центра прикладной экономики ВШЭ, магистр экономики Максим Исакин и заведующий кафедрой финансового менеджмента, магистр экономики Андрей Емельянов.

Весь механизм оценки эффективности системы профилактики социального сиротства состоит из шести блоков. Первый - разработка системы частных критериев эффективности. В основу этой системы положена классификация уровней профилактики социального сиротства, созданная Пермской гражданской палатой и прошедшая экспертизу. Так, цель первого уровня - создание условий, сокращающих возможности возникновения ситуаций с риском социального сиротства, то есть работа с молодежью и семьями группы риска до беременности и рождения ребенка. Цель профилактики второго уровня (докризисный патронат) - предотвращение социального сиротства: работа с семьями, ожидающими и только что родившими ребенка. Профилактика третьего уровня (кризисный патронат) - преодоление кризисной ситуации, работа с детьми, нуждающимися в государственной защите, и их семьями. Профилактика четвертого уровня - попечительский патронат. Его цель - опека, воспитание детей, основной метод - воспитание в замещающей семье. Наконец пятый уровень - постпопечительский патронат, цель которого - социальная адаптация бывших воспитанников интернатных учреждений и замещающих семей, предотвращение воспроизводства социальных сирот.

Общую схему механизма оценки, после его детального представления, дал Андрей Емельянов: "Таким образом, мы разработали систему частных критериев социальной эффективности по пяти уровням профилактики социального сиротства. После этого построили интегральный критерий каждого уровня (второй блок. - авт.), позволяющий определять, насколько эффективно работает любой из этих уровней. Параллельно с этим мы проводим расчет затрат, связанных с функционированием каждого уровня (третий блок), и определяем критерий "затраты - эффективность" (четвертый блок). На основании этого критерия можно будет принимать решение относительно того, насколько эффективен данный уровень. В тоже время встанет задача сравнения эффективности работы по территориям. Но территории разные, с разным уровнем социально-экономического риска. Поэтому параллельно проводится оценка уровня этого риска (пятый блок), методика оценки давно отработана. И на основании оценки уровня социально-экономического риска и критериев "затраты - эффективность" проводится принятие решения об эффективности функционирования системы профилактики социального сиротства. По каждому конкретному уровню.

Совершенно очевидно, что инструментарий оценки весьма специфичен и при всей своей общей понятности в сущности недоступен к использованию профессионалами в области профилактики социального сиротства. Поэтому разработчикам был сразу же задан вопрос, не дороже ли станет процедура оценки самих затрат на профилактику. Ответ Андрея Емельянова был прост: все расчеты будут производиться с помощью компьютерной программы на основе конкретных статистических данных. Разумеется, это воодушевило экспертов, и они перешли к обсуждению механизма оценки, высказывая свои мнения, что в нем можно улучшить.

К чести экспертов, они оказались народом понятливым и внесли дополнения, детализирующие основные посылки к расчетам критериев эффективности по каждому уровню профилактики. В частности, предложили учитывать не только количественные, но и качественные показатели, например, уровень профессиональной подготовки работников в сфере профилактики социального сиротства детей. Сейчас система оценки учитывает только наличие штатных единиц, что "совсем не означает наличия эффективной работы", как справедливо заметила руководитель общественного объединения "Право ребенка" Светлана Пронина. Кроме того, предлагалось сделать механизм расчетов менее громоздким, а для этого исключить из него "вторичные", неглавные показатели, сосредоточив внимание исключительно на семье, семейных формах жизнеустройства детей. Но в целом все выступающие признали систему оценки новаторской, очень интересной, необходимой. Потому что сейчас ее нет, эффективность профилактики социального сиротства по каждому уровню определяется эмпирически, субъективно, облекаясь в слова "хорошо", "лучше", "плохо". Математические же методы анализа и использование унифицированных критериев от 0 до 1 позволят оценить действия беспристрастно и, по мнению одного из экспертов, опрокинут некоторые привычные представления об эффективной и неэффективной работе по каждому муниципальному образованию области, "откроют немало неожиданного и любопытного". Более того, как отметила заместитель председателя областного комитета социальной защиты населения Н. Маслохутдинова, предлагаемая система оценки позволит преодолеть ведомственную разобщенность в профилактике социального сиротства, поскольку в каждом ведомстве пока действуют свои собственные административные критерии. Очень важная составляющая проекта, по мнению Н. Маслохутдиновой, - четкое определение функций для исполнителей на каждом этапе профилактики: "На самом деле это попытка создать социальный стандарт, который нам так необходим". Наконец эксперт с одобрением констатировала, что с появлением системы критериев "мы выходим на то, чего никогда не было: к определению, сколько стоит профилактическая услуга на каждом этапе и в целом. Это отдельная большая тема, и мы наконец подступаем к ней".

Разработчики проекта выслушали пожелания с пониманием, и предложили всем заинтересованным лицам собираться раз в месяц в Пермском филиале Высшей школе экономики для дальнейшего совершенствования проекта. Кроме того, он пройдет еще одну общественную экспертизу на областной научно-практической конференции "Новые социальные технологии", которая состоится в середине мая. Работа над системой критериев будет закончена к 1 июля этого года, а после этого она будет практически отрабатываться в трех пионерных районах: Лысьвенском, Нытвенском и Чайковском. Координатор работы по созданию и апробированию проекта - отдел по защите прав детей администрации области.

Нина Бондаренко,
Размещено 03.05.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №4(74)