НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №5(75)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№5 (75)
Май

логотип газеты "Личное дело"

Гражданская дискуссия

Россия для кого?

Окончание. Начало в апрельском выпуске "ЛД"

Напомним, эта гражданская дискуссия Пермской Ассамблеи была посвящена одной из самых, пожалуй, животрепещущих проблем - проблеме национальных взаимоотношений в России. В предыдущем номере нашей газеты были опубликованы выступления только основных докладчиков: Романа Юшкова ("Зеленая эйкумена") и Александра Калиха (Пермское областное отделение общества "Мемориал"), задавшие остроту всей дискуссии. Первый говорил от лица "русского националиста", не любящего так называемых "общечеловеков" и "интернационалистов". Второй называл себя как раз тем самым "общечеловеком", а точнее - "просто человеком".

Обсуждая позиции, заявленные докладчиками, участники дискуссии и сами высказали очень много интересных и порой неожиданных мыслей. Так, муфтий Пермской области Мухамед-гали Хузин в пылу полемики даже себя причислил к "русским националистам". Из последующих слов стало понятно, что он имел в виду: "В каждом доме должен быть хозяин. Если дома хозяина нету, начинается бардак…" По мнению уважаемого муфтия, хозяином в нашей стране должен быть русский народ, как это было в царские времена: "Та здоровая элита, которая есть в обществе, русская, российская элита, должна сформировать определенное общественное мнение, определенное, скажем так, лобби, взять на себя ответственность за будущее страны".

У председателя Грузинского культурного центра Прикамья Гурама Цховребашвили своя теория: "Национализм, если говорить упрощенно, не научными терминами, есть в хорошем смысле, и есть агрессивный. Вот в хорошем смысле: человек гордится своей нацией, ее достижениями, знает историю, борется с недостатками своей нации - это я приветствую. Другое дело, когда национализм агрессивный: преследуются другие национальности, кадры замещаются ("меня надо на эту должность назначить, потому что я коренной, хотя тот, некоренной, вроде и лучше меня в этом деле разбирается"). Вот такой национализм не приемлю. Около сорока народов проживает (в Пермской области, - И.К.). Кроме русского, в основном, мусульмане, ну тут и армяне, и грузины со своим христианством и со своими традициями… И всех почему-то в одну кучу собрали. Из-за этого я и иронизирую, называя себя "лицом уральской национальности кавказского происхождения". Хотя мы, вообще-то, закавказцы". А еще Гурам Теодорович напомнил, что и в советские времена нами "правил русский царь… грузин Сталин". Да, горькой получилась ирония у председателя Грузинского культурного центра Прикамья.

Более резко высказался по поводу проявлений национализма профессор Пермского государственного университета Михаил Суслов: "Стыдно быть националистом. Я, кстати, интернационалист. Это вымирающий вид, презираемый сегодня. Но я интернационалист и горжусь тем, что относился всегда хорошо ко всем народам, и ко мне другие народы относились тоже хорошо".

Профессор видит поджидающую нас опасность, точнее "беду глобального масштаба" в том, что "сегодня мир вступает в новую стадию развития цивилизации и национальных движений. Наблюдается глобальная, мировая тенденция - формирование этнически чистых государств. Мы ее не изучили, не осознали, но она есть, она работает, она будет приносить новые жертвы… В России живет много народов. Почему только русский язык государственный? Почему унижаем других? В буржуазной Швеции есть маленький народец, всего 2 тысячи человек. Но там и его язык сделали государственным. А мы татарский и другие языки не сделали… Сегодня русский национализм начинает вырождаться в расизм. Если показывают по центральному телевидению, как врываются омоновцы на рынок, хватают по одному признаку, что ты - черный, бросают в грязь и пинают - это расизм власти".

Журналист и преподаватель кафедры журналистики Пермского государственного университета Аркадий Константинов начал свое выступление с рассказа интригующих подробностей о себе: "…Я - типичный пример "чересполосицы" - у меня в крови есть и абхазы, и удмурты. Вот русской крови ни капли. Но в моем старом паспорте было написано "русский", и я действительно был русским. По культуре, по многим другим параметрам. И в то же время, был просто советским человеком... В 1992 г., когда шла война между Абхазией и Грузией, я находился по одну сторону реки, на абхазской стороне. А человек, который сидит здесь со мной рядом, Гурам Теодорович Цховребашвили, находился по другую сторону этой же реки, на грузинской стороне. Тогда мы были враги, потому что гремели выстрелы. А сейчас - большие друзья".

Говоря о национализме, Константинов, обратил внимание участников дискуссии на опасность возвышения казачества, "которое сейчас подается как символ правопорядка" и готово "наводить порядок" даже в Абхазии.

Участники дискуссии вспомнили о том, что и царский режим в России весьма умело использовал для наведения "порядка" казачество, а также национальные элиты малых народов. В частности, об этом говорил представитель СПС Александр Минкович: "…Не было там никакой справедливости, просто умели купить интересы хозяина на определенной этнической территории. И он делал своими руками то, что нужно было делать российской власти".

Может быть, именно это, застрявшее в исторической памяти, мешало участникам дискуссии принять как бесспорный тезис, что ответственность за судьбу нашей страны, за преодоление негативных тенденций в ней, в том числе и националистического радикализма, сегодня должен взять на себя русский народ. А для этого ему необходимо самоидентифицироваться, институционализироваться, повышать свою конкурентоспособность (язык ломается от этих терминов). Конечно, повышать свою конкурентоспособность, упавшую в связи с повальным алкоголизмом и наркоманией, русскому народу необходимо. Но вот А. Минкович уверен: " …Когда общество не гражданское, когда подавлены СМИ, когда не существует контроль за силовыми структурами…, все это ведет к усилению национализма. И мы явно видим усиления этого проявления, особенно на бытовом уровне, хотя на официальном уровне "пятой графы", которая была в советский период, сейчас не существует".

Пермского СПСовца поддержала Анна Севортьян, представитель Центра развития демократии и прав человека (г. Москва): "Для меня у власти нет никакой национальности. И смешивая это персональное, этническое и свое гражданское, политическое, мы совершаем большую ошибку". Особый протест у А. Севортьян вызывает понятие "государственнообразующий народ": "Что это такое: государство имеет свою нацию или нация - свое государство? От этого, мы видим, гораздо больше столкновений, конфликтов, между разными этническими культурными группами, чем раньше…". Анна считает, что какой-то просвещенной национальной политики никогда и не было на нашей территории, и поэтому в преодолении национальной нетерпимости должны активно участвовать общественные организации, занимаясь просвещением, организуя дискуссии и т.д.: "Если эта нетерпимость, которая существует, будет хоть как-то проговариваться и выговариваться, может быть, она не будет перетекать в дела, действия и ущемлять личное человеческое персональное достоинство, в том числе мое и каждого из вас".

* * *

Завершая публикацию, хочется сказать, что пермские общественные организации стремятся внести свой вклад в преодоление националистического радикализма в нашей стране. Подтверждением тому можно считать и саму эту гражданскую дискуссию Пермской ассамблеи, проведенную в рамках совместного проекта Пермского областного отделения общества "Мемориал, Центра поддержки демократических молодежных инициатив", Агентства социальной информации, Центра развития демократии и прав человека. Проект называется "Противодействие языку вражды: гражданская позиция российских НПО и СМИ".

И еще добавлю: страницы "Личного дела" открыты для продолжения разговора на эту наболевшую тему. Приглашаем к дискуссии всех пермяков, желающих высказать свое отношение к затронутым вопросам и свои идеи по преодолению проявлений национальной нетерпимости в нашей стране и, в частности, в Прикамье.

Ирина Кизилова
Размещено 06.06.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №5(75)