НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №5(75)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№5 (75)
Май

логотип газеты "Личное дело"

Монополизм

Амбиции за чужой счет

Фото Веры Сидоровой "Путь, который прошел " Уралсвязьинформ" за 10 лет, - отметил на пресс-конференции его генеральный директор Владимир Рыбакин,- позволяет нам поставить перед собой высокую цель: стать современной компанией. Наша миссия - интеграция в глобальное информационное общество XXI века. И мы вполне можем представлять нашим клиентам услуги мирового качества. Задача амбициозная, но для ее решения у нас есть замечательные специалисты, хорошие партнеры, горячее желание выйти на лидирующие мировые позиции".

Полагаю, что не только горячее желание в сочетании с другими факторами, которые назвал Рыбакин, позволяет претендовать на мировую амбициозность. Главное, на мой взгляд, материально-техническая база, которая создана пермскими связистами за десять лет работы, и масштабно расширенная за счет создания межрегиональной компании, в состав которой вошли самые богатые регионы страны со своим газом и нефтью - Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

"Уралсвязьинформ" объединил телекоммуникации Урала и Западной Сибири: он охватывает территорию в 1,9 млн. квадратных километров с населением более 15,5 млн. человек. 30 сентября 2002 года стало днем рождения межрегиональной компании "Уралсвязьинформ".

За 2003 год межрегиональная компания получила 19,5 млрд. рублей выручки и 1,9 млрд. - чистой прибыли, а инвестиции выросли в полтора раза. В первом квартале выручка поднялась на треть, а чистая прибыль - более чем на половину.

Уверено выйдя на всероссийский рынок телекоммуникации, "Уралсвязьинформ" только за минувший год увеличил свою капитализацию в 2,7 раза: она превышает ныне 1,6 млрд. долларов США. Другими конкурентными преимуществами межрегиональной компании стало то, что, по сравнению с себе подобными компаниями России, она обладает самым большим количеством абонентов сотовой связи (1,4млн.) и является наиболее инновационной: наивысшая цифровизация сетей (60%), внедренные и эксплуатирующие системы SDN, ISDN, интеллектуальная сеть, цифровое кабельное телевидение и т.п. И, наконец, немаловажно то, что "Уралсвязьинформ" охватывает инвестиционно высоко привлекательную территорию страны, где сосредоточенно 95% ее добычи природного газа,65% - нефти, треть - производства металлов и пятая часть - бумаги. В целом здесь выпускается 18% от общероссийского объема производства промышленной продукции.

Я нисколько не сомневаюсь в организаторских способностях генерального директора ОАО "Уралсвязьинформ" Рыбакина. И было бы необъективно с моей стороны не замечать тех успехов, которых достигли пермские связисты. Все это можно было бы только приветствовать, если бы Владимир Ильич все это делал за счет повышения производительности труда, снижения издержек услуг, внедрения новой техники, прогрессивной технологии совершенных форм организации труда, привлечение инвестиций. Но, к сожалению, наряду с этими мероприятиями генеральный связист все чаще и чаще, все больше и больше, все глубже и глубже залезал в карманы своих абонентов, все чище выгребал деньги из их кошельков.

Как это ему удавалось и продолжает удаваться делать? Об этом есть смысл рассказать подробнее. Ну, прежде всего, этому способствовало его монопольное положение в сфере предоставления услуг связи. Если раньше наряду со связистами многие организации имели свою ведомственную связь, то со временем вся она перешла к связистам. И с государственных позиций это было вполне оправданно: связью должны заниматься специализированное министерство. И оно, приняв на свой баланс линии связи и радиоузлы, занималось совершенствованием того, что было создано предшественниками.

Как известно, главная цель акционерного общества - получение прибыли. Но нигде не сказано, что любой ценой. Но пермские связисты настроились на получение ее любой ценой. А какую прибыль может дать телефонная линия до глубинного лесного поселка или радиоузел в небольшом населенном пункте? Тут одни затраты, не прибыль. И рыбакинская команда принялась закрывать и ликвидировать все то, что не приносило прибыли, хотя программа приватизации предусматривала сохранение предоставления всех услуг, которые были до приватизации. Но у связистов было на уме только одно - прибыль. При такой политике многие населенные пункты были брошены на произвол судьбы, так как им взамен закрытых телефонных линий и радиоузлов ничего предложено не было. В одной из радиопередач руководящий работник Уралсвязьинформа, отвечая на вопрос радиослушателя, заявил, что при проведении технико-экономических мероприятий из действовавших 360 тысяч радиоточек осталось только 120 тысяч. Вот они "успехи" Уралсвязьинформа,- ничего не надо было создавать, а надо было поддерживать уже созданное другими, но даже этого не захотели сделать.

На моих глазах, в поселке Быковка Пермского района была ликвидирована сперва телефонная линия, а затем и радиолиния. Поселок остался без связи. В межсезонье, когда через водохранилище на лодке уже нельзя переехать и по льду перейти еще нельзя, заболела молодая женщина. Пока добирались окружным путем до телефона, пока дозвонились до медиков, пока прилетел вертолет, женщины не стало. Круглым сиротой остался Рафик. На чьей совести эта нелепая смерть? Не на тех ли, для кого на первом плане прибыль, а люди с их повседневными заботами остались на задворках?

Но чтобы творить, с позволения сказать, такие чудачества, надо было иметь поддержку. И. Рыбакин, не покладая рук, работал в этих направлениях - и на областном, и на министерском, и на уралсвязьинформовском уровнях. Из чего все началось? Считаю, что из приятельских отношений, сложившихся между генеральным директором ОАО "Уралсвязьинформ" В.И. Рыбакиным и бывшим губернатором Пермской области Г.В. Игумновым. О приятельских отношениях в интервью областной газете "Звезда" поведал сам В.И. Рыбакин. Известно, что до 1999 года право регулирования тарифов в области было предоставлено региональной власти. Бывший губернатор утверждал такие тарифы, которые устраивали связистов, не очень считаясь с абонентами. Рыбакин, в свою очередь, тоже не остался в долгу. Похоже, что с его помощью сам В.Г. Игумнов получил звание ученого не по технике, не по экономике, не по праву, не по управлению, не по истории, а по информатике. Сыграла роль взаимовыручка и взаимопомощь.

Доходы от повышенных в сравнении с другими регионами тарифов позволили Рыбакину в разных аспектах заявить о себе и на министерском уровне. Сыграла роль и ликвидация убыточных услуг, о которой шла речь выше, и от которой выиграли только связисты и пострадали сотни тысяч жителей области. Все эти "успехи" позволили генеральному директору открытого акционерного общества В.И. Рыбакину заиметь такие титулы, о которых иные и не слышали: доктор телекоммуникаций, действительный член Международной академии связи член-корреспондент Академии коммуникаций и информатики "Телеинфо", председатель наблюдательного совета по выполнению правительственной программы "Народный телефон", председатель союза ассоциации связистов России, руководитель по разработке антикризисной программы действий российских связистов, лауреат национальной премии имени Петра великого и номинации "Лучший менеджер России", депутат Законодательного Собрания Пермской области, лидер регионального отделения партии "Единая Россия", руководитель межрегиональной компании "Уралсвязьинформ", в состав которой вошли шесть операторов связи, обслуживающих абонентов Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской, Пермской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Если это все совместить, то станет понятным; в таком акционерном обществе услуги связи вряд ли могут быть дешевыми - авторитетные титулы надо чем-то завоевывать. А чем? В первую очередь, доходами за счет тех, кто оплачивает услуги связи. Но делает это Уралсвязьинформ, не афишируя дороговизны своих услуг, а, наоборот, утверждая, что выполняет работу быстрее, качественнее и дешевле, чем другие. Для этого связисты нашли вполне надежный путь - они создали свой телевизионный канал, учредили компанию "Радио Прикамья" и стали выпускать бесплатную "Нашу газету" приличным тиражом. Цель - все это должно обрабатывать общественное мнение, создавать авторитет Уралсвязьинформу и, в первую очередь, его руководству. Вот эта трескотня, мнимое благополучие за счет обнищавшего населения пользование всевозможными благами, которые другим не доступны, содержание спортивных сооружений, волейбольной команды, профилактория, о существовании которых многие абоненты и не подозревают, позволяет связистам не только иметь хорошие доходы, другие преимущества по сравнению с другими, но и высасывать из абонентов доходы, пользуясь любыми, в том числе и обманными путями, пользуясь их правовой неосведомленностью. Привожу, что называется, тезисно некоторые примеры: перевод на повременную систему оплаты вопреки рекомендациями научно-исследовательского института, завышение тарифов на междугородные разговоры, нарушение порядка оплаты сверхлимитного времени при повременной оплате, сохранение поминутной тарификации при наличии возможности вести учет посекундно и другие.

Не могу не остановиться еще на одном вопросе - влиянии антимонопольных органов на деятельность Уралсвязьинформа. Понимаю Прикамское территориальное антимонопольное управление, которое порой вопреки Законодательству и здравому смыслу вынуждено выполнять несуразные распоряжения своего вышестоящего органа. Но я не могу понять руководителей Федеральной антимонопольной службы РФ (бывшее Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в дальнейшем М56АП), когда оно явно идет на поводу Уралсвязьинформа, игнорируя свой же нормативный документ.

Еще более двух лет тому назад МАП утвердил "Порядок расчета тарифов за предоставление местных телефонных соединений (разговоров) при повременной системе оплаты услуг телефонной связи". Казалось бы, с выходом этого документа пермских связистов поставили на место. Но не тут-то было. Нарушения продолжаются. Покажем это на примере двух регионов - Воронежской и Пермской областей, воспользовавшись статьей " Молчать ", опубликованной в газете " Аргументы и факты " №14 за 2004 год. Условно возьмем, что воронежский и пермский абоненты, переведенные на повременную системы оплаты услуг телефонной связи, наговорили в месяц по сто минут. Если при этом воронежский абонент заплатит (50+16х100) = 66 рублей, то пермский - (117+100х0) = 117 рублей, или в 1,8 раза больше.

Пермская городская общественная организация "Общество защиты прав потребителей" дважды обращалось в МАП, приводя доказательства абсурдности такового положения, но получала ответ, что у пермских связистов нарушений нет.

При таком покровительстве (непонятно за что) Уралсвязьинформ, похоже, и решился претендовать на мирового лидера.

С моих же позиций целесообразнее было бы подумать о снижении бремени на абонентов, а не о мировом лидерстве за счет их кармана.

Петр Бондарчук
Размещено 06.06.2004

Другие материалы по теме

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №5(75)