НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №6(76)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№6 (76)
Июнь

логотип газеты "Личное дело"

Мнение

Прослушали…

Вошедшие с некоторых пор в моду круглые столы давно вызывают справедливые нарекания. Дело в том, что зачастую непонятно, зачем собрались эти люди, чего, собственно, хотят. О каких-то результатах таких встреч говорить вообще не приходится. Однако, как форма проведения мероприятия, такие столы очень удобны. Провел - и можно отчитаться о проделанной работе, напомнить о себе общественности, дескать, не зря, не впустую работаем. Это вступление, безусловно, не имеет никакого отношения к нижеследующему.

Второго июня в Общественной приемной Уполномоченного по правам человека в Пермской области состоялись Общественные слушания по проблемам прав детей в образовательных учреждениях. Инициатором выступил, естественно, сам Уполномоченный. Планировалось привлечь к работе руководителей образованием уровня города и области, директоров школ, школьных омбудсманов, представителей общественных организаций и, конечно, СМИ. К сожалению, директора школ своим присутствием слушания не почтили (вроде как, совещание какое-то у них было), равно как и "четвертая власть" (хотя, кажется, корреспондентка РГ была). Начальство, правда, прибыло, но, за исключением председателя Комитета по образованию и науке города Перми Н.Я. Карпушина, своими мыслями пространно вслух не делилось. Общество "присутствовало" в лице пяти школьных уполномоченных, представителей двух правозащитных организаций и, "невесть откуда взявшихся" и кем приглашенных, родителей.

Оказалось, что главного омбудсмана интересует, насколько приживается в школах институт уполномоченных по правам участников образовательного процесса, и какие еще подобные формы могут быть востребованы, в том числе, созданные без помощи государства. Здесь слово было предоставлено заместителю директора Центра гражданского образования и прав человека П.В. Микову, который, напомнив собравшимся о том, что Центр тоже участвовал в подготовке школьных уполномоченных, познакомил собравшихся с предварительными результатами мониторинга по соблюдению прав участников образовательного процесса в школах Пермской области. Коротенько остановившись на целях и задачах, а так же на использованном инструментарии, П.В. Миков перешел к главному, используя для наглядности диаграммы и фотографии. Кстати, демонстрация фотографии школьного туалета и явились, так сказать, эмоциональным пиком всего мероприятия, когда все окончательно проснулись. Но не надолго. Организатор держал управление слушаниями в своих руках. Может быть, обсуждение результатов мониторинга не входило в его планы, тем более, что это скоро будет сделано в другом месте некоторыми из присутствовавших. Однако показательно, что именно они, чиновники из Департамента образования, Комитета по образованию и науке, не дожидаясь официальной даты обсуждения, воспользовались случаем и довольно ярко продемонстрировали свое отношение к проведенному исследованию. В частности, заместитель директора Комитета по образованию и науке города Перми безапелляционно заявила, что все равно, дескать, результаты мониторинга "поверхностны и необъективны". На какой основе она сделала такое меткое наблюдение остается загадкой, зато уже теперь ясно, чего можно ожидать в дальнейшем.

Но вернемся на слушания. А они постепенно превратились в некий отчет о том, что сделано, делается и предстоит сделать по заявленной теме. С.Н. Матвеев и Н.Я. Карпушин просветили собравшихся, продемонстрировав глубокое знание предмета, как обстоит дело в Европе и Америке с правами детей в образовательных учреждениях. Несколько раз из уст Уполномоченного по правам человека в Пермской области прозвучало словосочетание "новые формы", но что это за формы времени выяснить не хватило. Сказали свое слово и неожиданно пришедшие родители, которые попытались выяснить у чиновников ситуацию с тестами в гимназиях, чем во второй раз заставили аудиторию встрепенуться. Наконец, отчиталась о проделанной работе и достигнутых результатах омбудсман школы №25 Г.Ф. Наумова, вселив в собравшихся надежду, что уполномоченные по правам участников образовательного процесса - не пустой звук, а реальная и продуктивная деятельность. Во всяком случае, с ее точки зрения. Не были забыты и проблемы, связанные с введением и функционированием этой должности. Так, С.Н. Матвеев несколько загадочно заявил, что не всегда важно, откуда социальный работник получает деньги, и если школьный омбудсман имеет зарплату, то это вовсе не значит, что он зависит от администратора. Действительно, с этим трудно не согласиться.

После многообещающего "…приходите, пишите" Общественные слушания по проблемам прав детей в образовательных учреждениях завершились. Вот после таких мероприятий и понимаешь, что все у нас с образованием на самом деле в порядке. Только непосредственные участники образовательного процесса часто об этом не знают. Видимо, когда им объясняли, прослушали…

Виктор Дедов
Размещено 05.07.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №6(76)