НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №6(76)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№6 (76)
Июнь

логотип газеты "Личное дело"

Спецзадание

Где бездомному жить хорошо?

Фото Веры Сидоровой В областной газете "Пермские новости" за 21 мая 2004 года был опубликован материал "Госночлежка: реалити-шоу", в котором рассказывается об ужасах, которые порой происходят в ночлежке для бездомных. Горький вместе со своей пьесой "На дне" отдыхает…
Мы предложили нашему корреспонденту, студенту юрфака ПГУ Дмитрию Короткову, присоединиться к расследованию, которое до него начала в "ПН" студентка отделения журналистики филфака этого же университета Ксения Демакова. И вот что из этого получилось.

Есть у нас в Перми, на улице Дзержинского, учреждения: ОССП и социальная гостиница. Разница между ними в том, что ОССП принимает тех, кого мы величаем "бомжами", а социальная гостиница существует для более благополучных граждан. Все предельно просто: те, для кого БОМЖ - это жизненное кредо, окажутся в ОССП, а несчастные погорельцы, выпускники детдомов, трудоустроенные бездомные, в общем, те, которые оказались на улице в силу разных жизненных обстоятельств, будут размещены в социальной гостинице. Мы поведем речь об ОССП - значит, иметь дело будем с теми, кто, опустившись на дно жизни, не предпринимает никаких попыток к самовосстановлению. Не желает этого делать.

ОССП занимается тем, что при наличии документов, удостоверяющих личность, отсутствии медицинских противопоказаний (необходимо наличие медицинской справки) и уплате десяти рублей за вход предоставляет обратившемуся одно койко-место, на время с восьми вечера до восьми утра, и одноразовое потчевание горячей пищей. Красиво написано, не правда ли, а шествий бомжей с плакатами "Спасибо городу - выручил" не видно! Значит что-то здесь не так, а искать ответ надо не в городской администрации и даже не у руководителей ОССП, а непосредственно у клиентов этого богоугодного заведения.

Вот и предпринял я, что называется, "хождение в народ". Задачей моей было "познакомиться" с несколькими обитателями ночлежки и по ходу разговора выяснить ряд вопросов. Которые всем задавались одинаковые: как попасть в ночлежку, что с тобой произойдет за ночь и будет ли желание следующую провести там же. В результате я должен был прийти к выводу: или существование ОССП нецелесообразно, или… это и предстояло выяснить. Информацию, относящуюся к делу, я находил, расширяя по ходу дела свой словарный запас нецензурными выражениями, которыми привычно изъяснялись мои собеседники. А когда начал систематизировать данные, мне показалось, что СИТУАЦИЯ У НАС ТУПИКОВАЯ. И вот почему…

Семь часов вечера. У дверей ночлежки начинает собираться "специфический" контингент. Вижу одиноко шагающего старого человека в рваной балониевой куртке. Вот я и дождался первого своего респондента - иду на сближение. Дедуля (настоящее имя и даже фамилия его все равно никому ничего не скажет) оказался на удивление разговорчивым - слов из него клещами вытягивать не пришлось. Началось, как водится, с рассказа о себе, но, скажу честно, не поверил я ему. Когда человек говорит, что прошел всю Великую Отечественную, а сам через минуту говорит, что сейчас ему 62 года, то получается, на фронт его призвали авансом - за два года до рождения. Круто, конечно, но знать это мне было не так важно, да и видно, что дедушка не мне первому эту историю рассказывает. "Сейчас тепло, очереди особой нет. Зимой у нас тут своя конкуренция. Иногда и до драк доходит", - ответил он на мой первый вопрос. "Главное пьяным в стельку не припираться", - тогда пустят. По разговору я понял, что он здесь один из постоянных клиентов. "Днем, бутылки собираю, а под вечер сюда плетусь - отдохнуть. Пришел, помылся, если получится, конечно, отдохнул. А в восемь - подъем и опять по городу шататься". О внутреннем "убранстве" ОССП он сказал немного: "Губу раскатывать не приходится. Да я больше, чем на койку, и не рассчитываю". Оно, в принципе, верно. Тем, кто остается за порогом ОССП, особенно в нашу уральскую зиму, приходится несладко. Пребывание "в объятиях сладостных Морфея" в подъездах и канализационных люках не на пользу даже самому закаленному человеку, не говоря уже о старике с полным букетом болезней. Благо сейчас лето, а зимой эти болезни обостряются. А тут все-таки крыша. И хоть местные условия тоже благоприятствуют распространению болезней, но бомжи, похоже, уже мирятся с этим как с неизбежными издержками своего образа жизни.

А вот теперь отвлечемся от разговора и поразмыслим: единственное, на что жаловался мой собеседник - это срок, в течение которого можно прибывать в ОССП. "Через десять дней придется выметаться". Заметьте, ничего не говорилось про очереди (по крайней мере, летом), ничего не говорилось о несанитарном состоянии ОССП. Да и проблема со сроком, как я понял, вполне разрешима: не знаю, что там Дедуля предпринял, но его никто никуда не выгоняет. На мой вопрос о сроке здешнего пребывания ответил, что "порядком". Так почему же бомжи (дедушка, видимо, единственное счастливое исключение) ненавидят ОССП?

Еще в начале я упомянул о "злостных" бомжах и тех, кто, оказавшись случайным образом на улице, делает все возможное, чтобы вернуться на круги своя. То, что мы видим на улицах, то, на что все смотрят с отвращением - это определенный образ жизни и полное отсутствие желания что-либо менять. Такие люди есть почти во всех странах мира. Но принципиальная разница между двумя этими типами в том, что последние всегда найдут где переночевать - места в ночлежках и социальных гостиницах есть. Как я понял из бесед с бродягами, в подъездах и канализационных люках живут лишь те, кто САМ НЕ ЖЕЛАЕТ мириться с правилами общежития в ночлежке. В ней категорически запрещено употреблять алкоголь. Человек, которому реально необходимо скоротать ночь, ни за что не будет напиваться - только бы пустили. Так что не вижу особенного смысла бранить руководство ОССП за непредоставление надлежащих условий, когда ненавидят ночлежку лишь те, кому "мешают" там культурно выпивать. И как не привыкли мы винить во всем и всегда власти, в данной ситуации надо признать, что человек, сделавший для себя "БОМЖ" стилем жизни никогда не пойдет в ночлежку. Там предъявляются пусть и минимальные, но требования к общежитию: не пить, не дебоширить, а в любимом подвале гулять, куражиться и спать можно столько, сколь влезет. Так что проблема не в заведении, а в постояльцах.

Итак, наговорившись с посетителями дома на Дзержинского, 3, могу сделать следующие выводы:

1. Не надо делать скоропалительных выводов о том, что если бомжи отказываются жить в ОССП - так это от убогости заведения. Если бы проблема была во власти, не поддерживающей должный порядок в ОССП, то решить ее было бы не так сложно. Мы же имеем дело с настолько оригинальным сознанием человека, что разобраться в нем не то что чиновнику, психологу сложно;

2. Те, кто собирается вечером под дверями ОССП, подобно Дедуле, на ночлежку особо не обижаются - крышу над головой дают, и на том спасибо;

3. Господа хорошие, создавать ночлежки и прочие богоугодные заведения можно хоть до посинения. Всегда найдутся такие, которые будут недовольны. У нас же спокон веку заведено: про хорошее молчим, про плохое - ворчим;

4. Интересно сравнивать, как меняется рейтинг популярности ОССП в зависимости от сезона.

Ситуация действительно похожа на тупиковую. Не одно, так другое: и ОССП оборудовали, и ремонт там сделали (если насчет ремонта, то я лично знаком с человеком, который заведовал этим мероприятием - ремонт действительно делали), и радости у бомжей по этому поводу нет. Но здесь ничего не поделаешь: как не переведутся люди, которых ночлежка выручит в трудной ситуации, так будет и армия негодующих по поводу сего заведения.

И напоследок... Я пришел к выводу, что бомжи и создают в ночлежке невыносимые условия друг для друга. Но и на них вину полностью перекладывать нельзя. Сегодня для многих из нас, успешных и нашедших себя в мире, бомжи ассоциируются с попрошайками на вокзалах и рынках, от которых болезнь подцепить - пустяковое дело, только руку протяни. Нельзя забывать, что самыми распространенными причинами, делающими человека бомжом, являются выселение и потеря жилья по причине несчастного случая, и лишь потом - алкоголизм. Для первых созданы социальные гостиницы и видимых проблем с ними нет (для таких людей больше подходит термин бездомный). Последние, не желая вливаться в общество, все сильнее и сильнее усугубляют свое положение и состояние. Решать проблему становится все труднее и труднее - человек просто не сможет жить в обществе, даже если ему дадут квартиру и работу. Так что не будем искать правых и виноватых. Нужно принимать проблему и стараться ее как-то решать. Делать это можно по-разному. Главное, не слушать тех, кто предлагает переквалифицировать всех бомжей в зеков - и пусть себе сидят. Грустно как-то становится от таких идей, да и норма-то об уголовной ответственности за систематическое бродяжничество исключена, к счастью, из Уголовного кодекса. Лично я убежден, что создание ОССП - безусловный позитив. Разумеется, само его существование проблемы не решит. Необходимо помнить, что и мы с вами, и бомжи города - это все люди, которые живут в России и обязаны соблюдать ее Конституцию (как бы это высокопарно не звучало). Бездомные должны не паразитировать, а создавать условия, в которых они получат не только временное пристанище, но и с помощью социальных работников смогут внедриться в жизнь социума. Конечно, нам легко рассуждать, а каково им? Если мы можем шагать по жизни с гордо поднятой головой, а жизненные трудности преодолевать, что называется, по инерции, с разбегу, то они начинают искать опору и находят ее в бутылке. И катятся с треском вниз по социальной лестнице. Почему психика этих людей менее устойчива, чем наша, спросите у Бога. Который, кстати, одной из высших добродетелей объявил когда-то милосердие.

Поэтому не стоит забывать: хоть бомж бомжу рознь (одни смирились и менять ничего не желают, а другие изо всех сил карабкаются), право на крышу имеют все. Как говорили раньше, при печали не будь печален, а при радости не забудь несчастья.

(Прямая речь героев стилизована автором под нормативную.)

Дмитрий Коротков
Размещено 05.07.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №6(76)