НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №7(77)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№7 (77)
Июль

логотип газеты "Личное дело"

Перспектива

Горький осадок праздника

Выпускники детских домов этого года Николай Чернопазов и Алена Шипицына: вся жизнь впереди! В областном центре состоялся III областной конкурс "Выпускник - 2004", в котором приняли участие воспитанники детских домов. В конкурсе, организованном отделом социально-педагогической поддержки детей Департамента образования области, участвовали 15 команд из Кунгура, Очера, Краснокамска, Суксуна, Гремячинска, Березников и других городов, а вот Пермь была представлена только одной командой - школы-интерната №3.

Командам надо было пройти ряд номинаций. Первая - "Визитная карточка": представить свою команду, детский дом, город, из которого приехали. Всего за семь минут! Блестящим стало выступление ребят Вознесенского детского дома, получивших гран-при в этой номинации.

Следующее испытание - интеллектуальная разминка, в которой участвовали капитаны команд. Здесь проявились не только знания ребят по предметам школьной программы, но и кругозор, смекалка, реакция. Великолепно выступила капитан команды детского дома № 1 г. Березники, приз - Большой Российский энциклопедический словарь.

А в номинации "Буква закона", где требовалось показать свои знания по правам человека, основам конституционного строя России, знания ФЗ "Об основных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", первое место заняла команда Суксунского санаторного детского дома. Ребята были награждены призом, учрежденным Центром гражданского образования и прав человека, комплектом юридической литературы и методической литературы для библиотеки детского дома. Эта же команда стала лучшей в номинации "Все профессии важны". А в конкурсе "Дело мастера боится" - команда школы-интерната № 3 г. Перми.

Торжественно состоялось подведение итогов и награждение, ни один участник конкурса не остался без подарка, которые пригодятся детям в самостоятельной жизни - наручные часы, зонты, наборы косметических средств. Командам, занявшим призовые места, были вручены подарки для детских домов (мягкие игрушки, спортивный инвентарь). Кроме того, каждый детский дом получил комплект плакатов по правам ребенка, изданный Пермской Ассамблеей. Потом всех ждал праздничный обед, игры, песни… и расставание.

Праздник состоялся! Но вот в душе остался какой-то горький осадок. По участникам команд, по их выступлениям, можно было понять, как им жилось в детдоме, готовы ли они к самостоятельной жизни или будут в ней беспомощны. К сожалению, дети проявили средний уровень правовых знаний: из возможных 25 баллов большинство команд набрало по 10-13. Что явно свидетельствует о недостаточной работе по правовому просвещению.

Результаты же анкеты, которая была проведена Пермской Ассамблеей, с одной стороны, порадовали, а с другой - в очередной раз привели к мысли о необходимости реформирования системы профилактики социального сиротства.

Было опрошено 70 детей (напомним, это выпускники, приехавшие на областной конкурс, т.е. одни из самых лучших детей из своих детских домов!). На вопрос, что было самым запоминающимся моментом в жизни детского дома, 25% ответили, что встреча с родными; 51% запомнили праздники в детском доме, при чем разнообразие праздников поражает - это и юбилей детского дома, Новый год, День Учителя, День рождения, День святого Валентина, Дни здоровья, Нептуна, Победы, Последний звонок, Вечер встречи выпускников и другие. 62% - запомнили туристские поездки (опять же география этих поездок включает в себя почти всю Пермскую область, и Россию от юга (Сочи, Анапа, Туапсе) до севера (Архангельск), от столиц (Москва, Санкт-Петербург) до небольших городков); для половины опрошенных памятны стали спортивные игры, соревнования, особенно баскетбол, футбол, настольный теннис (вот где надо нашим тренерам искать резерв для Российских сборных!). И только 15% детей отметили, что запомнили своих воспитателей.

Хотели ли дети жить в детском доме, если бы у них был выбор? 35% опрошенных, ответили положительно; 43% желали бы жить в семье своих родственников, при этом "чтобы государство помогало нам"; 3 ребенка (4%) хотели бы уехать из России в семьи иностранных граждан; по 2 человека хотели бы жить либо в приемной, либо в патронатной семье. И только один хотел бы "чтобы мои родители были как все нормальные люди и жить вместе с ними". Остальные дети не ответили на этот вопрос.

О том, что же было самым унизительным в детском доме 44% ответили: "ничего", 40% - не стали отвечать, 16% - описали свои унижения в детском доме - дословно: ругаться с воспитателем, учителем и конечно с директором, впрочем, со всем коллективом детского дома и школы; обзывки, унижение личности детьми; Когда я болел энурезом, все думали обо мне плохо, но меня вылечили; когда напоминали о родителях; когда тебя опозорили перед всем классом; честно сказать, режим; все пальцем тыкают: Фу, детдомовец!; Рукоприкладство воспитателя; Унижение личности детьми; Когда наши некоторые сбегали из детского дома; Когда называли "детдомовская"; Неуважение воспитателя; Что я остался без мамы и без папы, что они меня бросили; Когда дети тебя не знают и пытаются тебе навредить - это так пробивает, до глубины души! Когда меня впервые назвали "детдомовская" - это очень больно.

Наконец, на вопрос, с каким чувством покидают дети детский дом, 56% детей испытывают грусть оттого, что придется расстаться с близкими им людьми; каждый третий испытывает страх перед самостоятельной жизнью; и только 11% рады тому, что начинают самостоятельную жизнь. Грусть, граничащая, по сути, со страхом, ведь это грусть от потери близкого коллектива, в котором ребенок провел несколько лет! Обретет ли выпускник детского дома такой же надежный, поддерживающий в трудную минуту, и, главное, социально положительный коллектив?

По мнению воспитателей, основные трудности, с которыми столкнутся дети после выпуска из детского дома - это трудоустройство, получение жилья, поиск справедливости в жизни, продолжения образования, создания семьи, а также общение с родителями, которые не проявляли интереса к детям, пока они жили в детском доме, и самоутверждение (выстроено в порядке ранжирования).

Вот такие получились результаты опроса выпускников детских домов 2004 года и их воспитателей. Да, они не имеют достаточной социологической выборки, но ведь мы к этому и не стремились. Важно было понять эмоциональное состояние, субъективное восприятие будущей жизни. К сожалению, оно окрашено наряду с положительными эмоциями, чувствами тревоги, страха, неуверенности. Кто и как сможет вселить надежду на лучшее и уверенность в завтрашнем дне выпускникам детских домов?

Павел Миков
Размещено 28.07.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №7(77)