НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №8(78)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№8 (78)
Август

логотип газеты "Личное дело"

Житиё

Плата за крышу

Значительную часть населения области беспокоит очень болезненный вопрос - идет резкое повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги без соответствующего улучшения качества предоставляемых услуг. Только за прошлый год в Прикамье суммарные коммунальные тарифы увеличились на 40% (газета "Деловое Прикамье" № 9/04). За 2 года возросли: инфляция - на 30%, тарифы - на 130% (информация из последних известий Пермского областного радио в 18 часов 15 минут 23.03.04 г.). С первого апреля на некоторые показатели коммунальных услуг тарифы повышены на 14,8%. Уместно отметить, что инфляция в первом квартале 2004 года составила 3,5%. С 01.07.2004 года произошло очередное повышение.

Были и сплыли в ЖКХ. Фото Веры Сидоровой В этой ситуации есть смысл обратиться к документу, который является основополагающим. Это Концепция реформ жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренная Указом Президента России от 28.04.97 г. N 425. Уместно отметить, что все последующие документы, касающиеся этого вопроса, разрабатывались и издавались в развитие указанной концепции.

В частности, в ней сказано - основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются: обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования. Основными способами достижения указанных целей являются: совершенствование системы управления; развитие конкурентной среды; совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья.

Вот куда в первую очередь должны направлять свои усилия коммунальщики. К сожалению, они эти функции выполняют, мягко говоря, недостаточно. А теперь рассмотрим фактическое состояние дел. В процессе реформирования отрасли основные цели, к сожалению, не достигнуты: тарифы на услуги резко возросли, а качество услуг, практически, не улучшились, устойчивость инженерных сетей не повысилась, потери материальных носителей в сетях остаются довольно значительными.

В соответствии с "Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Госстроя РФ от 23.02.99 г. №9 "при планировании себестоимости, в частности при расчете затрат по каждой ее статье, должны учитываться две группы факторов: понижающие величину себестоимости: реализация антизатратного механизма, мероприятий по ресурсосбережению и другое и повышающие величину себестоимости: индекс потребительских цен, а также внедрение технологических процессов, повышающих качество обслуживания".

Если сравнить тарифы 2000 и 2004 года - мы увидим, что они выросли больше чем в 2 раза (на 236%). Индекс потребительских цен за период с 01.07.2000 г. по 01.01.2004 г. составил 1,8. Из этого сравнения следует, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли намного больше, чем индекс потребительских цен.

Таким образом, действия городских властей нельзя признать в полной мере соответствующими действующим нормативным документам: пермские коммунальщики грубо нарушили методику, завысив тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Их ссылки на различные факторы не состоятельны, так как именно индекс потребительских цен учитывает эти факторы.

Казалось бы, что при таком завышении тарифов, должна значительно измениться к лучшему ситуация в жилищно-коммунальной сфере. К сожалению, этого не произошло. Как и четыре года тому назад, коммунальщики ссылаются на те же сети, требующие замены, и другое.

Законно возникает вопрос: куда ушли деньги, которые получены за услуги по тарифам, не соизмеримыми с ростом индекса потребительских цен? Без детальной комплексной ревизии на этот вопрос не ответить. Но отдельные факты свидетельствуют о том, что деньги использовались не по назначению. Примером может служить офис Гортеплоэнерго, находящегося в микрорайоне Островского в здании бывшего детского сада. Само здание, территория, прилегающая к нему, и даже подъезд реконструированы с таким шиком и комфортом, что все это, что называется, влетело не в копеечку. Не говоря уже об иномарках, стоящих у входа. Разве нельзя было скромнее, если выходят из строя сети, не ремонтируются дома, затапливаются подвалы, протекают крыши и т.д.?

Но вся трагедия в том, что прозрачность расходов сведена к нулю. Потребители услуг не знают, как используются деньги, которые они оплачивают коммунальщикам. А в такой, образно говоря, мутной воде недалеко и до нецелевого использования средств и даже до злоупотреблений.

Все это делается в нарушение Закона РФ от 24.12.97 г. № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.05.03 г.), в статье 15 которого сказано "… Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга. Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год, нормативные правовые акты о бюджетах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на текущий финансовый год".

Обратимся еще к одному нормативному документу - постановлению Правительства РФ от 02.08.99г. № 887. В нем говорится: принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг. Пермские коммунальщики в этой сфере также не считают слепо придерживаться требований законодательства.

Последнее экспертное заключение было выдано еще в апреле 2003 года, хотя после этого тарифы менялись уже несколько раз. Отсюда вывод, что экспертиза проводится не всегда. По сообщению аудиторской компании "Финансы" экспертизы тарифов проводились в 8-10% случаев (газета "Деловое Прикамье" № 15/04).

Что представляют собой документы, которые выдают эксперты и насколько они объективны? Вот какое аудиторское заключение на расчет тарифов по жилищно-коммунальным услугам от 07.03.01 г. выдала фирма " Аудит-Юнит" (привожу два пункта):

  1. Экономически обоснованное повышение тарифов МП " Пермводоканал" во всех существенных моментах соответствует нормативным документам
  2. Уровень тарифов, представленных на утверждение, обеспечивает достаточные источники для развития предприятия на 2001 год"

Никто не смог пояснить мне, что скрывается за философским выражением "во всех существенных моментах".

А вот ЗАО "Аудиторская компания "Экюсервис" в аудиторском заключении по проекту экономически обоснованных тарифов на содержание лифтового хозяйства, отопление и горячее водоснабжение для населения на 2003 год от 03.04.2003 г. сделало такой вывод: "В результате проведенного аудита мы не обнаружили никаких фактов, свидетельствующих о неприменимости допущений, принятых при подготовке расчета тарифов на содержание лифтового хозяйства, отопление, горячее водоснабжение для населения на 2003 год".

Более того, экспертиза обоснованности тарифов может производиться только экспертными организациями, уполномоченными Госстроем России. Как выяснил автор этой статьи, фирмы "Аудит-Юнит" и "Экюрсервис" таких полномочий не имеют.

Возникает вопрос, почему чиновники так смело идут на нарушение закона. Полагаю, только потому, что ориентируются на правовую неосведомленность большинства потребителей жилищно-коммунальных услуг. А ведь подобные действия чиновников можно оспорить в суде. Закон позволяет это сделать. И такие прецеденты уже есть. Прокурор города Златоуста Челябинской области подал исковое заявление в суд, в котором потребовал признать постановление главы города незаконным и произвести перерасчет всем гражданам, так как оно принято в нарушение федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" (Российская газета № 70/04).

Что нас ожидает впереди? Стопроцентная оплата по ЖКХ. Заметим, что не нормативная, а, к сожалению, фактическая. Значит, чем больше бесхозяйственности допустят коммунальщики, тем больше мы будем оплачивать. Уровень оплаты для получения субсидии может возрасти до 22% от дохода семьи.

Что делать? Этот вопрос главный и далеко не простой. Полагаю, что по вопросам, которые явно ущемляют права граждан, надо создавать общественное мнение, выдвигать требования и доводить их до руководства области, страны, используя законные конституционные пути.

Полагаю, что партиям это не по силам, учитывая их разношерстность, идеологическую зашоренность и заведомую предвзятость. Эту работу должен взять на себя профсоюз. Во-первых, эта организация наиболее массовая, во-вторых, она структурирована, как по производственному, так и по территориальному признаку. Все остальные общественные организации должны профсоюзу в силу своей возможности помогать.

Можно привести немало примеров, когда профсоюзам за счет создания общественного мнения удавалось отстоять права граждан. Если объединим усилия и будем действовать законно, то перед нами не устоит ни одна чиновничья преграда. Это касается вопросов масштабного характера.

Частные же вопросы не только можно, но и нужно отстаивать в суде. Да, хлопотно, канительно, но другого просто не дано. И такие примеры есть. Житель Перми В. Бирин обратился в суд, указав в своих требованиях, что "Жилищная служба Мотовилихинского района" отделывается отписками, не благоустраивает придомовую территорию, не приводит в надлежащий порядок отмостки, не заасфальтировала тротуар, огородив его бордюрами, не отремонтировала козырек и водосток. Суд удовлетворил иск. И это не единственный случай.

Словом, надо отстаивать свои права, а не покорно взирать на чиновничий произвол.

П.И. Бондарчук,
председатель комиссии по жилищно-комунальному хозяйству,
транспорта и связи Пермского областного совета ветеранов
Размещено 12.09.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №8(78)