НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2004 г. / №11(81)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2004 г.

О газете
Архив

№11 (81)
Декабрь

логотип газеты "Личное дело"

Права детей

Я хочу быть свободным

Центр гражданского образования и прав человека провел среди учеников 9-11 классов школ Пермской области конкурс сочинений "Что вы знаете о правах человека?". Одновременно Центр просил учеников заполнить анкеты, выделяя три самых актуальных для них проблемы. Задача, которую ставили перед собой сотрудники Центра - привлечь внимание к теме прав человека. Конкурс завершен, 5 декабря в Перми состоится награждение победителей.

Мы публикуем выдержки из сочинений, прошедших в финальный тур конкурса, сохраняя анонимность авторов.

Право на свободу выражения своего мнения

"Я считаю, что право на свободу выражения своего мнения - самое важное право для молодежи. Я думаю, многие сталкиваются с тем, что их обоснованную точку зрения не хотели принимать, так как были просто-напросто не согласны".
Маша З., 11-ый класс, г. Пермь

"Знаете, со мной бывало такое - в школе, задавая вопрос или выражая свое мнение, я чувствовала - преподаватель просто не обращал внимание на это, и мои слова просто повисали в воздухе. А взгляд его просто убивал. И вот я начинаю думать: "Зачем ты вымещаешь на мне всю злобу через глаза и мимику?". Я начинаю чувствовать себя каким-то предметом для битья! Но я научилась быть равнодушной. А ведь ничего плохого не говоришь, рассуждаешь здраво. Потом начинаются гонения: допросы, занижение оценок, упреки насчет поведения. Как сказал Уинстон Черчилль: "Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остается только мечтать".
Елена Б. 10-ый класс, Пермь

"Нас шесть раз заставляли переписывать сочинение про Сергея Радонежского. Только когда я наконец написала, сломавшись, что Радонежский - это здорово, вообще жаль, что мы не уходим повально жить в леса, мне поставили "четверку". Маша С., 9-ый класс, г. Пермь

Право на доступность и бесплатность среднего образования

"Для детей, живущих, как я, в сельской местности, это право сужается, ведь у меня нет выбора - в селе есть только средняя школа, а лицея нет. А если взять ребенка из соседнего села, например, из Шлыков, где закрыли основную школу? Сейчас ребята из пятого класса живут и учатся в разных населенных пунктах: в Черновском, в Меркушах, в Частых. О бесплатности образования и речи нет. Можно забыть об учебе, если не заплатил за интернат, за проезд. Мои предложения: можно такое право реализовать через дополнительное образование. Как предлагает Санкт-Петербург, можно учиться через дополнительные курсы по программам МАДО, мы участвуем в олимпиадах автоматически, а лучшим предоставляются бесплатные учебные места в вузах. То есть должны быть доступны варианты образования для сельских детей, которые хотят поднять планку своих учебных достижений. А вот с теми, кто по какой-то объективной причине не может это сделать, нужно решать рассматривать индивидуально. Если все дети сядут за парты, получат хорошее образование, то мы, вся страна станем лучше, нас будут признавать во всем мире.
Сергей В., 10-ый класс, с. Частые.

Право на защиту от физического и психологического насилия, на уважение человеческого достоинства и обращение, не унижающее его

"Выпускница нашей школы исследовала такую проблему как унижение в школе. Работа опубликована в журнале "Директор школы, N 5, 2004.

Мое мнение - нужно проводить больше практических занятий, ролевых игр, чтобы школьники лучше знали о своих правах и умели их защищать. Принято считать, что "честь" - это общественная оценка человека, его качеств, которая зависит от его поведения, отношения к другим людям. А "достоинство" это внутренняя самооценка своих качеств, способностей, своей значимости. Если кто-то употребляет по отношению к тебе слова, которые воспринимают как умаление твоего достоинства, то не нужно дерзить в ответ. Нужно сказать так: Не называйте меня так, это меня оскорбляет!"
Татьяна К., г. Пермь

"К чему ведет психологическое насилие? Оскорбляя детей, взрослые "ломают" их личности. Кто получится из таких людей? Либо очень слабые личности, либо злодеи, желающие отомстить всем. Отсюда и такой рост преступности в России"…

"Отдельные учителя сознательно, тонко и аккуратно оказывают психическое воздействие на учеников. Их оскорбления носят завуалированный характер, насмешки якобы неконкретны. В таких ситуациях дети оказываются в более слабой позиции и могут только уйти из школы. В большинстве случаев наступает смирение и равнодушие, что более опасно для нашего общества и ведет к понижению "социального порога уважения" В этой ситуации нужно защищаться от педагога- "психо-киллера".

Но я сумела преодолеть этот страх, так как поняла, что быть свободной личностью - значит добиться самоуважения! Теперь я свободно и уверенно выражаю свое мнение на уроках. В таких ситуациях учителя начинают воспитываться, так как начинают уважать и меня".
Вероника А., г. Краснокамск

Право на неприкосновенность частной жизни

"Бывает так, что педагоги, живущие на соседней улице, узнают о проблемах в семье его ученика. Начинают обсуждать и спрашивать ребенка в школе, бывает, что при одноклассниках, при других учениках, среди урока. А ведь ради удовлетворения своего любопытства учитель не должен обсуждать личные проблемы ученика.
Сергей Н., 10-ый класс, с.Частые

"Часто учителя комментируют отношения между мальчиками и девочками, выставляя их личную жизнь на всеобщее обозрение. На уроке немецкого языка учительница задавала мне вопросы: "Есть ли у тебя молодой человек? Вступала ли ты с ним в интимную близость? А затем рассказала об этом в другом классе. Я обратилась по поводу некомпетентности учителя к завучу, а потом к директору. И только так я отстояла свое право на неприкосновенность моей личной жизни. И учитель извинился перед мной"
Виктория К., г. Пермь

"Никогда не забуду случай, когда в руки учительницы попала записка, которую я написала мальчику. Она подкралась сзади и выхватила мое послание. Она прочитала ее вслух и сразу разрушила мое нежное хрупкое чувство. Мальчик возненавидел меня. Я была несчастна".
Наталья Б., г. Пермь

Право на равенство независимо от успеваемости, внешнего вида, национальности, пола, состояния здоровья, материального положения родителей

"Это право в нашей школе не выполняется. Если девочка вся с бантиками, в оборках, с милой улыбкой, то ее все любят, жалеют, если к нее что-то не получается. А если мальчишка лохматый, грязноватый, но соображающий и от нетерпения выкрикивающий на уроке, то он получит замечание, что плохо себя ведет. Другие школьники начинают считать "милую" девочку умной и хорошей, мальчишку - выскочкой. Бывает, что ученик болел, отстал от программы, а педагог еще и позлорадствует: Вот, догоняй сам! Я не обязан заниматься с вами, мне не платят за это!"

Я сам столкнулся с тем, что педагог говорила про меня - у него нет проблем, папа все купит. Да, у меня папа руководитель, у меня есть возможность выходить в Интернет, но я и мысли не держу, что мне будут покупать диплом, ведь мои отец и дед учились, и я буду учиться дальше. Я ежегодно участвую в фестивале "Творческий потенциал России".
Сергей Н., 10-ый класс, с. Частые

"Вряд ли сегодня найдется школьник, которого обошла стороной проблема нарушения прав человека в школе. Двойки за поведение, непомерные суммы, требуемые алчными директорами "на ремонт", или, еще лучше, на зарплату, зверские экзекуции после уроков в виде уборок территории, злобно грозящий кулак учительницы с нецензурным звуковым сопровождением. Все это, к сожалению, есть. Но далеко не все знают - вместо того, чтобы, тихо сжимая кулаки, сносить унижение и беспредел учителей, можно спокойно сказать: "Вы не имеете права". Зачастую мы промолчим, а потом тихонько выругаемся в туалете - ведь учитель, встретивший несогласие, становится поразительно непохожим на палача, способным отрубить твои надежды на 10-ый класс.

Далеко не все из учителей знают, что существует Конвенция о правах ребенка. Некоторые учителя ответили так: "Да какие у вас могут быть права! Вам только волю дай, вы и нами руководить будете. Сначала сопли вытрите, а потом о правах разговариваете". У меня возник риторический вопрос: чему могут научить человек, который не знает законов своей страны?"

Другой учитель дал такой ответ: "Права? Да-да, что-то слышала. Но ведь это все несерьезно. Нельзя давать детям права, а то они совсем обнаглеют".

50 процентов нас, школьников пребывают в счастливом неведении о существовании каких-то законов. Чуть больше - 21 процент - знает, но не умеют применять. Встать посреди урока со словами: "Я подам на вас в суд" у нас называется неуважением, нарушением дисциплины. 26 процентов спокойно подойдут после урока, если ему поставили двойку по поведению и скажут: "Предмета "поведение" не существует. Это все равно поставить на уроке математики "два" по литературе".

Что делать несправедливо обиженным и оскорбленным в этом жестоком и полном произвола мире?

1. Если тебя выгнали с урока, и, волоча за ухо, повели к директору, знай: они не все правы. Никто тебя не может выгнать с урока, ты имеешь право на образование.

2. Чистить ковры в канцелярии, да еще во внеучебное время, за "пятерку" по химии - тоже нарушение. Конституция запрещает принудительный труд.

3. Когда учительница скажет, пуская слезу: "Нужно обязательно сдать деньги на ремонт школы! Правительство совсем не финансирует нас! Без твоих 300 (500, 800, 1000) рублей стены через месяц рухнут!", вскинь удивленно брови и скажи: "У нас в стране бесплатное образование!"

Кстати, статистика взята с байта "Школа - территория закона".
Маша С., 9-ый класс, г. Пермь

Размещено 03.01.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2004 г. / №11(81)