НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №1(82)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№1 (82)
Январь

логотип газеты "Личное дело"

Миграция

Уроки русского

В областной библиотеке им. Горького - необычные посетители: вместо легкомысленных студенток и седовласых профессоров по коридорам в направлении актового зала вышагивают жгучие азиатские мужчины…

Постановка русской фонетики и снятие языкового барьера под руководством Ирины Щукиной - это всегда очень смешно… Проект "Школа мигранта", заявленный Горьковкой и победивший на Областном конкурсе социальных проектов, нацелен на решение проблем адаптации "новых национальных меньшинств" к жизни в Прикамье. В основе проекта - идея создание для вновь приехавших "школы жизни на Прикамской земле". Во многих странах проблемам миграции уделяется огромное внимание. Там, где активно привлекаются гастарбайтеры (США, Израиль, Германия, Франция и многие другие) подобные школы действуют давно и активно. Где-то этим занимается государство. Где-то за это платит бизнес: фирмы, привлекающие рабочую силу из-за рубежа, осознают свой интерес в том, чтобы их работники как можно быстрее адаптировались к жизни в новых условиях, сумели избежать конфликтов при общении с местными жителями и начали полноценно трудиться и приносить прибыль. И фирмы согласны за это платить. Для нас это все - дело новое и неизведанное.

Проект "Школа мигранта" реализуется совместно с общественными организациями. Изначальный план подразумевал целенаправленную работу с одной из национальных диаспор Прикамья. На призыв наиболее активно откликнулась таджикская община. Это диаспора последней официально оформила себя юридически, создав некоммерческое партнерство "Общественный центр таджиков в г. Перми", таким образом последовала примеру прочих семнадцати, сделавших это раньше. Председателем Центра стал Фархад Халимов. Необходимость таджиков заявить о себе, найти свое место в многонациональном прикамском сообществе, совместно решать возникающие проблемы помогли нам с ним быстро найти общий язык. Таджики оперативно и активно откликнулись на наше предложение, хотя реальный совместный интерес стал формироваться постепенно по мере реализации проекта.

Итак, что же такое "Школа мигранта"? Это 40-часовой курс занятий по различным темам и проблемам, как то: миграционное право и миграционная политика России (преподаватель - юрист Пермской гражданской палаты Сергей Максимов), психология межэтнической напряженности, этническая история Урала и Прикамья (доцент ПГИИК Татьяна Лепоринская), история таджиков и таджикской культуры, а также история переселения и освоения таджиками нашей области (старший научный сотрудник областного краеведческого музея Александр Черных). Плюс к этому слушатели школы активно занимались лингвистикой по программе "Русский язык для иностранцев" с доцентом ПГУ Ириной Щукиной.

Постепенно как для слушателей, так и для организаторов "Школы" стала вырисовываться основной смысл этих занятий: снятие барьеров - правовых, психологических, языковых, культурных и др. - для иммигрантов. Люди просвещенные, грамотные, лучше ориентирующиеся в окружающей обстановке несут меньше "рисков" для коренных жителей и сами быстрее осваивают места нового обитания. Мы надеемся, что полученные знания наши слушатели будут активно использовать в повседневной жизни на нашей земле и передавать соплеменникам.

С каждым занятием рос интерес представителей диаспоры к семинару, обучаемые сами отмечали, что у них "раскрылся" взгляд, появилась желание обсуждать свои проблемы с профессиональными юристами и этнографами, расширился их кругозор, в частности, на проблему собственной миграции.

Вообще, люди пришли к нам в школу интересные. Сейчас они все, конечно, стоят на рынке, но так было отнюдь не у всех и не всегда. У большинства сильно поломаны жизни: развал страны, их гражданская война, иммиграция - всё это по ним прошло. Где-то половина из них с высшим образованием, кое-кто когда-то кончал московские ВУЗы.

Наши слушатели раскрепощались от занятия к занятию. Они, наконец, поверили, что их окружает совершенно дружественная среда и можно ничего не бояться. Под конец занятий установился полный контакт, и они пришли к состоянию полной раскованности и наши поначалу строгие заседания превратились в мирные дружеские посиделки. Они стали выносить на обсуждение свои собственные случаи и проблемы, например, связанные с преодолением наших умопомрачительных чиновничьих процедур и общением с милицией, стали открыто делиться своими чаяниями друг с другом и с преподавателями. Мы под конец тоже стали испытывать по отношению к ним что-то чуть ли не родительское… Очень тёплые установились межличностные отношения с обеих сторон.

Уже сегодня ясно, что проект не закончится 2004 годом. Формируется программа мероприятий на 2005 год - семинары, Дни таджикской культуры, привлечение молодых таджиков к данному проекту. В первой половине следующего года планируется создание странички на сайте областной библиотеки (http://www.lib.permregion.ru), полностью посвященной данному проекту. Обобщение полученного опыта позволит нам, мы надеемся, распространять его на другие общины многонациональной Пермской области. Нам кажется, что у данного проекта большое будущее, но не хочется забегать вперед, время покажет…

Ольга Орлова, Михаил Плаксин,
организаторы "Школы"

Размещено 23.01.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №1(82)