НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №1(82)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№1 (82)
Январь

логотип газеты "Личное дело"

Сумма ущерба

Мэрия против муниципального транспорта

Как всё начиналось

Почему стало возможным, что город потерял контроль над городским транспортом? Попробуем разобраться по порядку.
Предприятие в течение 2000-2003 гг. было доведено до банкротства. Намеренно или нет, теперь разбираться прокурорам да судьям. Официальные профсоюзы принимали грозные решения. Власти создавали многочисленные комиссии. Люди сидели без денег.

Решение, которое нашла горадминистрация, было простым и гениальным: "Пусть отвечает Пушкин", - в данном случае частник, на которого и решили повесить все маршруты, заодно отдав ему все имущество. Кстати, так еще можно не отвечать по долгам МУПа, - а долги продолжают расти.

Неудивительно, что информация о грядущей кончине городских автопарков обеспокоила, в первую очередь, самих работников, для которых вся намечающаяся реформа не предвещала ничего хорошего, кроме угрозы потери рабочих мест, снижения уровня социальной защищенности и ухудшения условий труда. Во время своей майской приостановки работы работники кроме требования выплаты задолженностей по зарплате подняли и вопрос о предстоящей реорганизации. С 5 по 7 мая 2004 г. стояли четыре автопарка из пяти (кроме 3-го). В результате людям выдали деньги за четыре прошедших месяца: с февраля по май.

Уличная группа поддержки заседания Пермской Городской Думы 20 мая на встрече с инициативной группой работников автопарков в ответ на вопрос: "Собирается ли горадминистрация реорганизовывать ПМУП "Пассажиравтотранс", и как это будет происходить?" - вице-мэр Александр Бесфамильный заявил, что у городских властей, действительно, "есть желание освободить себя от этого убыточного предприятия, реорганизовав его в ООО и сдав в аренду производственные фонды и мощности автопарков". Но далее он пояснил, что для этого, конечно же, необходимо вынести на рассмотрение Гордумы соответствующий проект, который Дума рассмотрит, примет решение о целесообразности или нецелесообразности подобных действий, и только потом, после утверждения этого проекта главой города, можно будет говорить о какой-либо реорганизации. "То есть, как минимум, до 2005 года речи о реорганизации вообще не идёт", - уточнил вице-мэр. Как выяснилось вскоре, г-н Бесфамильный просто вводил всех в заблуждение (не будем выяснять, насколько сознательно). Решения о реорганизации нет до сих пор, но сама "реорганизация" уже прошла.

Бодались автобусники с начальниками…

С начала июня на работников автопарков начало оказываться откровенное давление с целью заставить их уволиться из МУПа и перейти в ООО. Последние на тот момент уже были созданы в количестве 19 штук и получили незатейливые названия "М-5", "М-6", "М-8" и т.д. "Не перейдешь в ООО - не подпишем отпуск", - это только одна из угроз, которые звучали в адрес работников МУПа. Впрочем, помимо кнута использовался и пряник. Из парка в парк засновало начальство, объясняя, как хорошо будет в новой структуре. Кое-где его встречали неприветливо, как, например, во 2-м автопарке, где начальства бежало с одного из собраний как француз из-под Москвы. К сожалению, не везде было так. Большинство обманули, - а то, что обманули, показывает нынешняя ситуация с выплатой зарплаты в ООО, - большинство, но не всех. С целью защиты своих трудовых и гражданских прав работники муниципального предприятия 30 июля объединились в независимый профсоюз "Солидарность".

С 9 августа работников, не написавших заявление с просьбой перевести их в ООО, не допустили к работе. Кроме того, неожиданно выяснилось, что администрация города уже расторгла договор с ПМУП "Пассажиравтотранс" на пассажироперевозки. Произошло это в нарушение не только вышеназванных обещаний вице-мэра, но и закона. Также мэрия передала в безвозмездное пользование во вновь испеченные ООО подвижной состав и, хотя далеко не все из этих ООО успели получить лицензии, заключила новые договоры именно с ними. И, наконец, появились приказы гендиректора о практически 100%-м сокращении работников "Пассажиравтотранса". "Неподлежащими сокращению", согласно приказу, остались только несколько человек - сам гендиректор, главный экономист, да пара юристов. Остальные работники были уведомлены о предстоящем сокращении и начале простоя. Кроме того, администрация предприятия издала приказ о прекращении действия коллективного договора.

16 августа 2004 г. - "живой щит" у ворот автопарка № 2 Простояв неделю, люди решили, что пора действовать, и 16 августа на территории автопарка № 2 - самого деятельного и радикально настроенного из всех - произошли волнения. Профсоюзный комитет обратился к руководству "местного" ООО "М-19" с требованием покинуть территорию муниципального предприятия и убрать с нее свои автобусы до заключения соответствующих договоров аренды. Рабочие закрыли ворота автопарка и блокировали помещение охраны, откуда управляются ворота. Принадлежащие ООО автобусы беспрепятственно выпускались с территории предприятия, но попасть обратно уже не могли. В самые острые моменты противостояния водители, кондукторы и ремонтники блокировали ворота "живым щитом". Попытка начальства привлечь к разбирательству ГАИ ничего не дала. Итогом этого противостояния стало создание антикризисной комиссии, включающей представителей всех сторон, и начало выдачи простаивающим работникам хоть каких-то денег, а именно - 400-500 рублей в месяц.

Прокурор для автопарка

Между тем, профсоюз "Солидарность" работников "Пассажиравтотранса" направил заявление на имя генерального прокурора Владимира Устинова. На сегодня областной прокуратурой установлено, что договоры о передаче подвижного состава в ООО на праве безвозмездного пользования являются незаконными.

Помимо прочего, прокуратурой области в ходе проверки было выявлено, что ещё в 2000 г. Департамент имущественных отношений г. Перми незаконно изъял все движимое и недвижимое имущество, находившееся у ПМУП "Пассажиравтотранс" на праве хозяйственного ведении. Эти было проделано тогдашними мэром Юрием Трутневым и вице-мэром Анатолием Тёмкиным. Имущество было изъято и передано этому же предприятию на праве безвозмездного пользования, а часть объектов отдана в оперативное управление Пермскому городскому имущественному казначейству. Эта процедура, сделанная с дальним расчётом, повлекла резкое ограничение возможностей хозяйственного использования имущества. В связи с этим в августе 2004 г. прокуратурой области были вынесены протесты на четыре приказа Департамента имущественных отношений.

Перспективы

Будем надеяться, что областная прокуратура, отреагировав-таки на заявления работников и на запросы депутата Государственной Думы Олега Шеина, пытается серьёзно расследовать нарушения. Хотя прокурор при встрече с нами честно признал, что при такой круговой поруке, какой связаны в нашем городе законодательная, исполнительная и судебная власти, "доказать что-либо невозможно". Тем не менее, на данный момент прокуратура Пермской области подала в Арбитражный суд около 70 исков в связи с незаконностью действий городской администрации в отношении муниципальной собственности. Гендиректор ПМУП "Пассажиравтотранс" Каиржан Садвокасов привлечен к ответственности за невыплату заработной платы, возбуждено уголовное дело по факту уклонения от налогов.

Пикантность ситуации заключается в том, что конфликт вокруг реорганизации ПМУП "Пассажиравтотранс" уже вырвался за рамки тихих кабинетных разборок, и депутаты ГорДумы, - помимо своей воли, разумеется, - могут оказаться вынуждены противопоставить себя администрации города, и, в первую очередь, главе.

Итак, какова же картина на сегодня? Администрация продолжает свою линию на ликвидацию ПМУП "Пассажиравтотранс". Но рабочие активисты непреклонны и считают, что им уже удалось поставить мэрию в положении известного киногероя товарища Саахова: либо Каменев ведет работников автопарков в ЗАГС (то бишь полноценно работающее МУП), либо они ведут его в прокуратуру. Однако нельзя забывать, что мы живем при особой, специальной демократии. А поэтому пока работник не грянет, ни депутат, ни чиновник не перекрестятся. Впрочем, эти азбучные истины активисты автопарков, кажется, осознали.

Анастасия Мальцева,
заместитель председателя некоммерческой
организации "Рабочая Демократия"

Размещено 23.01.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №1(82)