НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №2(83)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№2 (83)
Февраль

логотип газеты "Личное дело"

Точка зрения

Время снимать ТВ

Перед самым новым годом в Перми прошёл Первый зональный тур Всероссийского конкурса регионального телевидения "Время действовать" - акция для местной тележурналистики беспрецедентная и по форме, и по содержанию. Практически все пермские региональные конкурсы журналистского мастерства сегодня сведены к сезонным редакторским междусобойчикам и к церемониям награждения. Авторы конкурсных работ не вовлечены в механизм состязательности. Отсутствует возможность ознакомиться с работами конкурентов, погрузиться в творческую атмосферу профессионального общения, дискуссию без регалий, получить мастер-класс у действительно авторитетного специалиста. Все это было и на предварительном, пермском этапе конкурса "Время действовать". Зональный же конкурс сильно отличался в лучшую сторону.

Бизнес или репутация

Проводила форум некоммерческая организация "Интерньюс Россия", в профессиональной среде хорошо известная. Более 30 частных и государственных телекомпаний из Поволжья, Прикамья, Северо-Запада, Центрального и Южного Урала представили на региональный этап 168 телеработ по шести тематическим номинациям. На сам конкурс прошло 54, 13 из них - пермских авторов.

Обойма конкурсных работ формировалась, похоже, исходя исключительно из социальной значимости материала, подчас просто вопреки критериям профессионального качества. Цель форума сформулировала Манана Асламазян, генеральный директор "Интерньюс Россия": мол, необходимо сохранить телевидение как бизнес, но столь же необходимо "сохранить репутацию свободного российского телевидения и доверие зрителей".

Организаторы сознательно затевали конкурс-дискуссию, конкурс-тренинг, так что участники и гости пермского форума получили возможность отсмотреть все работы, прошедшие первый отборочный тур. Лично мне никогда не приходилось съесть за один присест столько социальной чернухи, провинциальной безнадеги и гражданской беспомощности.

Конференц-зал форума был на две трети заполнен умными, пылкими, талантливыми, но очень юными телевизионщиками преимущественно женского пола, со стажем не более 2-3 лет, впервые попавшими на практические интерньюсовские семинары. Где же высокопрофессиональные, граждански смелые и зрелые работы из глубинки, на которые затрачены ум, честь и совесть 12-лет деятельности "Интерньюс Россия"? Во время семинаров организаторы конкурса не раз отмечали отсутствие в зале уже известных Интерньюс "телеветеранов". Следом шла неизменная констатация высокой текучести кадров в коллективах региональных телекомпаний. Что тут скажешь, действительно дрянь-ситуация. Только было поднабрался автор практики да профессионализма, как тут же либо в столицы, либо вон из профессии. Что за напасть? Многие другие вопросы тоже остаются без ответов. К примеру: "Как дышать?" и "Что кушать?"

О начальниках и дураках

Телевидение для провинции - игрушка крайне дорогая. Оттого, что и вправду игрушка властей, а не наиболее эффективное средство решения социально-конфликтных и общественно-хозяйственных местных задач. Речь не столько о формальных органах власти, сколько о реальных хозяевах территорий, в сферах корпоративных интересов которых создавались и работают телекомпании. Форма собственности самой телекомпании при этом особой роли не играет. Частная, муниципальная или государственная - без разницы, важнее кто тебя приручил. Перед ним ты и будешь в ответе.

Судя по увиденному на конкурсе, телекризис в Перми особенно глубок и безнадёжен. Что особенно удручило, так это массовое игнорирование пермскими тележурналистами проходивших в рамках конкурса семинаров и тренингов. Был ли это их личный выбор, или же редакторы и прочие руководители не отпустили их от исполнения производственных обязанностей, не знаю. Так или иначе, это симптоматично и печально.

К вопросу о руководстве региональных телекомпаний. Обычно оно комплектуется добротными кадрами местной административной номенклатуры, проверенной на гибкость и сжатие. Редко при таком раскладе в руководящем кресле остается место для порядочного предпринимателя и творчески мыслящей личности, в коллективе - для ярких, самобытных авторов, в бухгалтерии - для средств, достойных оплаты качественного труда. Редко когда в мутном потоке повседневной имитации деятельности возникают условия для реализации творчески интересного проекта. Если же это происходит, то как правило это результат работы малопрофессионального новичка, сгорбатившего идею на энтузиазме, или авторского коллектива, сработавшего на гранд. Практика доказывает: руководство охотно идет на компромисс с творческой независимостью авторов только в случае получения незапланированного дохода или какого-нибудь конкурсного продукта. Второе менее необходимо, но тоже желательно: участвовать в ритуальном служении музам руководство очень любит.

Шел по городу художник

Не думаю, что в столицах ситуация принципиально отличается. Только ведь и ежу понятно, что чем выше финансовая емкость территории, тем больше возможности лавирования среди многочисленных хозяев во имя авторской и гражданской самореализации журналиста. Мочи информационно одного мерзавца в интересах другого, на подходе уже и третий, и четвертый - знай-передергивай колоду. В провинции, увы, эфирный продукт приходится лабать без права выбора.

Оттого и сверкали на прошедшем конкурсе самоцветами отнюдь не новостные работы, а этнографические зарисовки, философско-эстетические эссе и остроумно-ернические экзерсисы, вызывая живой интерес у зрителей. Может быть, и у жюри под председательством Владимира Познера находился в душе отклик, но перед ним стояли иные задачи. Правда, мэтр появился только утром заключительного дня, дабы иронично, с высоты печальной мудрости своей, подвести итог дискуссии "Какая Россия нам нужна?" Ответ его был конкретным и емким: "Не знаю".

Финансировал конкурс "Время действовать" фонд "Открытая Россия", но прямой политической отработки я не видел. Мне показалось очень чётко детерминированным расположение членов жюри в президиуме заключительной дискуссии. Справа налево: циничный политический прагматик-функционер Георгий Сатаров, затем моралист-практик общественной политической культуры Игорь Аверкиев. Слева направо: утонченный эстет-либерал Татьяна Кутковец, рядом - либерально эстетствующий интеллектуал Илья Зимин. Точно посередине Владимир Познер. Михаил Бергер, занимавший его место до появления мэтра на дискуссии, удалился. Не берусь утверждать точность определений "по жизни", но ситуативно роли прослеживались. Конечно, могу ошибаться.

В чем точно не вижу ошибки

В том, что для региональной журналистики этот Конкурс - живительный глоток чистого воздуха. И дело не в просмотре лубочного фильма "Товарищ Президент", созданного при финансировании "колокольчика российской оппозиции" Бориса Березовского. И не в пространных политологических провокациях модератора Кирилла Кабанова - "и.о. председателя Национального Антикоррупционного Комитета". И уж точно не в свободном микрофоне, профанирующем все тот же пресловутый вопрос: "Какая Россия нам нужна?"

Молодые провинциальные телекорреспонденты должны были понять банальную идею: журналистика - творчество, зиждущееся на авторской свободе самовыражения и на основе профессиональной этики и мастерства. Цеховой опыт доказывает: количественный недостаток владения ремеслом, как правило, компенсируется качествами самого автора - талантом и элементарной человеческой порядочностью. Тот же опыт подтверждает подтверждают - увы, не надолго, особенно в провинции.

Расширением пространства, наполнением его воздухом со странным запахом свободы творческой самореализации как свежим сквознячком и протянуло в Перми от конкурса "Время действовать". Конкурс, далекий от имитации профессионального состязания на столичных форумах и на территориальных междусобойчиках, стал явлением уникальным. Открыто, познавательно, ярко. Авторитетно и эффективно, поскольку дает не столько диплом в рамочке на стене кабинета главного редактора, сколько самоуважение автора и желание работать творчески вопреки местечковой безысходности. Глядишь, так и простят боги Сизифа, а у подножья горы сядут в кружок практики да теоретики и обсудят особенности ремесла иноземной и национальной журналистики.

Андрей Кучумов
Размещено 18.02.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №2(83)